Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_LEKCIJ_-_Obsee_qzykoznanie_-_5_kurs_Golqdb...doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
336.38 Кб
Скачать

Тема 3. Язык и мышление.

Проблема соотношения языка и мышления получает неоднозначное решение в лингвистике. Различаются философские концепции, трактующие те или иные стороны соотношения языка и мышления.

1) концепции, отождествляющие язык и мышление. Аристотель, неопозитивисты (Р. Карнап) отождествляли логику (то есть мышление) с синтаксисом. Поскольку языки разных народов имеют разный строй, разный синтаксис, то и мышление этих народов оказывается разным, зависимым от их языков.

2) концепции, трактующие язык и мышление как не связанные друг с другом сущности. А. Шопенгауэр, Е. Дюринг, Б. Рассел и некоторые другие философы полагали, что язык и мышление — две независимые сущности, и что выражение мышления посредством языка лишь искажает мышление.

3) концепции, трактующие язык и мышление как разные, но неразрывно связанные друг с другом сущности. К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали единство языка и мышления. Язык и мышление возникли и развивались одновременно, язык служит для общения, он выражает, материализует мышление.

Кроме того, существуют концепции вербальности мышления (В.В. Панфилов) и невербальности мышления (Н.И. Жинкин, Б.А. Серебренников, И.Н. Горелов).

Ряд ученых рассматривают вопрос о соотношении языка и мышления, исходя из идеи о множественности форм мышления и, соответственно, различном характере связи этих форм с языком человека. Различают абстрактное мышление — мышление отвлеченными понятиями и конкретное (в других терминах — практическое, образное, наглядно-действенное), то есть мышление конкретными образами, непосредственно включенное в практическую деятельность человека. Л.С. Выготский полагал, что существует «речевое мышление» (то есть связанное с речью) и мышление неречевое, куда он относил инструментальное и техническое мышление «и вообще всю область так называемого практического интеллекта». Акад. Б.А. Серебренников, кроме абстрактного мышления, выделял еще наглядное, образное, практическое, лингвокреативное мышление.

Качественное различие между конкретным мышлением животного и абстрактным мышлением человека вскрыл академик Иван Петрович Павлов. Язык, по концепции И.П. Павлова, представляет собой вторую сигнальную систему, отличающую человека от животного, у которого такая система отсутствует. Животное обладает только одной сигнальной системой — первой.

Психофизиологические и нейролингвистические исследования проблемы языка и мышления. Было установлено, что за порождение речи и ее восприятие отвечают разные мозговые механизмы. Речевые функции локализованы в левом полушарии головного мозга. Задние отделы мозга отвечают за парадигматику языка, обеспечивают тонкие различия слов, форм, фонемных оппозиций как при понимании, так и при говорении. Здесь находятся механизмы объединения и дифференциации элементов языка. При поражении этих отделов мозга сенсорная афазия делает невозможным для человека понимание предлогов, семантических отношений между частями высказываний и элементами текста, утрачивается способность вычленять и понимать дифференциальные признаки значений (отсюда такие высказывания как «футбол — это что-то физкультурное»).

Большое значение для понимания механизмов мышления и речи имеет феномен функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Левое полушарие организует аналитическое абстрактное мышление, управляет логикой и речью. Правое полушарие осуществляет наглядное, образное, конкретно-чувственное отражение действительности, ориентацию в пространстве, проявление интуиции.

Информация — как предметная, так и языковая — поступает сначала в правое полушарие, которое является более помехоустойчивым. В сознании возникает некая целостная картина (гештальт): вот цветок, вот комната, вот человек. Если такого понимания оказывается недостаточно, информация перебрасывается в левое полушарие, где она аналитически расчленяется и дифференцируется, а также может получить новое языковое выражение; затем информация снова возвращается в правое полушарие и сопоставляется с правополушарным образом; если надо, она вновь будет отправлена на доработку. Таким образом осуществляется понимание и осмысление информации.

Эксперименты показывают, что языковой материал должен сначала пройти перекодировку в особый код мозга, ответственный за построение смысла. Он, этот код, в процессе своего функционирования, и есть информационная система, которую мы называем «мышлением». Этот код не зависит от специфики национального языка, он универсален и имеет надъязыковой характер.

Относительная самостоятельность мышления и языка. Исследования нейрофизиологов позволяют признать относительную самостоятельность мыслительной и языковой деятельности человека. При говорении и письме действует механизм подбора слов к уже в основном готовой мысли, которая сформирована в сознании до ее языкового оформления. Мы отчетливо осознаем некий концепт, который нам нужно назвать адекватным словом, и перебираем подходящие слова, оценивая их адекватность ситуации. При чтении текста на иностранном языке, при переводе с иностранного языка часты случаи, когда мы прекрасно поняли смысл, но затрудняемся передать его на своем родном языке. При необходимости воспроизвести понятый смысл (например, если нас об этом попросили), мы обычно пользуемся «своими словами», то есть используем другие языковые средства, нежели те, что были восприняты нами в тексте. Возможно понимание речи в условиях неумения говорить или недостаточной сформированности речевых механизмов.

Серьезные аргументы в пользу относительной автономности мыслительной и языковой деятельности в последние десятилетия предложила когнитивная лингвистика. Когнитивная лингвистика широко обсуждает категорию концептосферы человека — области знаний, составленных из концептов как ее единиц. Концепт — это глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Термин «концептосфера» был введен академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Концептосфера, по определению акад. Д.С. Лихачева, это совокупность концептов нации. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа.

Концепты существуют как единицы мышления в когнитивном сознании челове¬ка вне обязательной связи со словом. Опыт индивидуальной практической деятельности более богат, чем система усвоенных человеком словесных категорий. Именно поэтому существуют невербальные формы выражения концептов, например, такие виды искусства, как живопись, скульптура, музыка, танец и др. Слова, словосочетания, развернутые высказывания и описания выступают как средство вербализации концептов в случае коммуникативной необходимости. Концепты могут иметь, а могут и не иметь прямых коррелятов в естественном языке. Если те или иные концепты коммуникативно релевантны, становятся регулярно предметом обсуждения в обществе, то они получают стандартную языковую единицу для вербализации (языковой репрезентации, языкового представления, языковой объективации концепта). Если нет — остаются невербализованными, а в случае необходимости вербализуются описательными средствами.

Концепты выступают своеобразными кирпичиками, элементами, из них складываются комплексные концептуальные картины в процессе мышления. Когда же человек в ходе мышления комбинирует отдельные концепты в пучки или концептуальные комплексы, вероятность того, что в языке для них найдется точный коррелят, еще более уменьшается. В таком случае, если возникает необходимость вербализации подобного концептуального комплекса, чаще всего приходится пользоваться словосочетаниями или развернутыми описаниями, а иногда и целыми текстами, чтобы передать требуемый смысл в наиболее полном объеме, наиболее адекватно. Таким образом, форма вербализации личностного смысла говорящего, складывающегося из его индивидуальных концептов, может быть различной.

Один и тот же концепт, к тому же, в процессе мышления человека поворачивается в его сознании разными сторонами, актуализируя разные признаки и слои; соответствующие признаки или слои концепта также вполне могут не иметь языкового обозначения в родном языке человека. Очень многие, если не большинство концептов, видимо, не имеют системных языковых средств выражения, так как они обслуживают сферу индивидуального мышления, далеко не все они предназначены для обсуждения.

Процесс мышления следует отграничить от содержания мышления. Законы работы мозга едины, поэтому процесс мышления не имеет национального или классового характера, он одинаков у всех людей. Другое дело — содержание мыслей, психический склад, духовный облик людей. В содержание мышления входит весь круг объективных и субъективных интересов людей.

Содержание мыслей в последнее время в разных областях гуманитарных наук изучается под названием картина мира. Под картиной мира предлагается понимать упорядоченную совокупность знаний и представлений о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании. Принципиальным представляется разграничение двух картин мира — непосредственной и опосредованной.

Непосредственная картина мира — это картина, получаемая в результате прямого познания окружающей действительности при помощи органов чувств и при помощи абстрактного мышления. Эта картина мира не имеет «посредников» в сознании и формируется как результат непосредственного восприятия мира и его осмысления. Непосредственная картина одной и той же действительности может различаться — она может быть рациональной и чувственной; теоретической и эмпирической; научной и «наивной»; естественно-научной и религиозной; физической и химической и т.д. Подобные картины мира в своем содержании от достигнутого к тому или иному историческому этапу уровня познания; они меняются с изменением исторических условий, развитием методов познания. Непосредственная картина мира может быть определена как когнитивная, так как она представляет собой результат когниции (познания) действительности и выступает в виде совокупности упорядоченных знаний — концептосферы. Кроме концептосферы, когнитивная картина мира включает в себя и совокупность ментальных стереотипов, определяющих понимание и интерпретацию тех или иных явлений действительности. Такую картину мира мы и называем когнитивной.

Национальная когнитивная картина мира представляет собой общее, устойчивое, повторяющееся в картинах мира отдельных представителей народа. В связи с этим национальная картина мира, с одной стороны — некоторая абстракция, а с другой — когнитивно-психологическая реальность, обнаруживающаяся в мыслительной, познавательной деятельности народа, в его поведении — физическом и вербальном. Национальная картина мира обнаруживается в единообразии поведения народа в стереотипных ситуациях, в общих представлениях народа о действительности, в высказываниях, суждениях о действительности, пословицах, поговорках и афоризмах.

Опосредованная картина мира — это результат фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами, которые материализуют существующую в сознании непосредственную когнитивную картину мира. Таковы языковая и художественная картины мира.

Языковая картина мира — это совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа. Мышление народа выражается, фиксируется, языком, и изучение представлений о действительности, зафиксированных в языке определенного периода, позволяет косвенно судить о том, каково было мышление народа, какова была его когнитивная картина мира в этот период.

Однако, подчеркнем еще раз со всей определенностью — языковая картина мира не равна когнитивной, последняя неизмеримо шире, поскольку названо в языке далеко не все содержание концептосферы, далеко не все концепты имеют языковое выражение и становятся предметом коммуникации. Поэтому судить о когнитивной картине мира по языковой картине мира можно лишь в ограниченном масштабе, постоянно имея в виду, что в языке названо только то, что имело или имеет сейчас для народа коммуникативную значимость. Когнитивная картина мира существует в виде концептов, образующих концептосферу народа, языковая картина мира — в виде значений языковых знаков, образующих совокупное семантическое пространство языка. Таким образом, когнитивная картина мира и языковая картина мира связаны между собой как первичное и вторичное, как ментальное явление и его вербальное овнешнение.

Предметом широкого лингвистического и литературоведческого изучения является художественная картина мира. Художественная картина мира — это вторичная картина мира, подобная языковой. Она возникает в сознании читателя при восприятии им художественного произведения (или в сознании зрителя, слушателя — при восприятии других произведений искусства).

Картина мира в художественном тексте создается языковыми средствами, при этом она отражает индивидуальную картину мира в сознании писателя и воплощается в отборе элементов содержания художественного произведения; в отборе определенных тематических групп языковых единиц, в повышении или понижении частотности отдельных единиц и их групп в индивидуально-авторских языковых средствах и др.; в индивидуальном использовании образных средств (система тропов). В художественной картине мира могут быть обнаружены концепты, присущие толь¬ко данному авторскому восприятию мира — индивидуальные концепты писателя. Таким образом, язык выступает средством создания вторичной, художественной картины мира, которая отражает картину мира создателя художественного произведения.

В концептосфере каждого народа есть немало концептов, имеющих яркую национальную специфику. Часто такие концепты трудно или даже невозможно передать на другом языке — это верное доказательство национальной специфичности, ментальной уникальности таких концептов. Многие из этих концептов «руководят» восприятием действительности, пониманием происходящих явлений и событий, обусловливают национальные особенности коммуникативного поведения народа. Для правильного понимания мыслей и поведения другого народа выявление и описание содержания таких концептов является исключительно важным.

Язык народа не определяет содержания мышления народа, но это не означает, что он не оказывает никакого влияния на мышление. Во-первых, языковая форма передачи знаний — важнейшая форма для обучения людей, формирования их сознания: знания поступают в большинстве своем в языковой форме. Кроме того, язык усваивается ребенком и взрослым как готовая система, со своими членениями и классификациями понятий и предметов. Человеку приходится поневоле усваивать эту классификацию, которая в данном случае действительно навязывается ему языком. По мере накопления опыта и развития сознания человек все больше отходит от языковой классификации мира и переходит на собственную, когнитивную классификацию, но на первых этапах ему приходится пользоваться системой языка, выучивать различия между некоторыми предметами и понятиями, которые обозначены в его родном языке. Ребенку первоначально надо опираться на слова — особенно для абстрактного мышления, именно слова несут для него необходимую информацию и формируют в сознании концепты. Язык выступает как одно из средств формирования мышления на ранних этапах его развития.

Таким образом, можно говорить об определенном влиянии языка на мышление человека, хотя этот вектор взаимоотношения языка и мышления не является доминирующим — основной вектор, несомненно, — влияние мышления на язык.

Порождение и восприятие речи. Для ответа на вопрос, как зарождается мысль и как она реализуется в речи важное значение имеют исследования внутренней речи, которая является основным механизмом мышления. Внутренняя речь обеспечивает более быстрое протекание мыслительного процесса, чем речь звуковая.

А.А.Леонтьев представляет структуру порождения речевого акта следующим образом: Мотив - Мысль (речевая интенция) - Внутреннее программирование - Лексическое развертывание и Грамматическое конструирование - Моторная реализация - Внешняя речь.

Процесс восприятия совершается в обратном направлении. Он начинается с приема звукового ряда (а при чтении — графического, зрительного ряда), который анализируется путем сопоставления с акустическим кодом, заложенным в мозгу, и затем переводится в смысловой код. В линейной последовательности словоформ слушатель должен опознать отдельные слова, структурную схему высказывания, все синтаксические связи словоформ и, наконец, вывести общий смысл сообщения, перейти на уровень мышления.

Восприятие может остановиться на любом из этих этапов – от воспроизведения звучания речевого потока до понимания смысла сказанного и оценки этого смысла с позиции субъекта слушающего.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]