Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция пятая_Екатерина II.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
5.34 Mб
Скачать

Великий князь Петр Федорович и великая княжна Екатерина Алексеевна

Но вернемся к детским годам Екатерины. Систематического образования и воспитания в начале своей жизни она не получила, но способностями Всевышний ее не обидел.

Девочка от природы была наделена сметливостью, быстротой реакции на суждения и поступки окружающих. Этими качествами она поражала свою гувернантку – понимать по-своему, что ей внушалось, НЕ входя однако в столкновение с теми, кто держался другого, противоположного мнения. Эта черта маленькой Фике была названа гувернанткой «быть себе на уме» (esprit gauche). Впоследствии супруг Екатерины Петр III Федорович жаловался своей венценосной тетке на хитрость своей жены.

Прибыв в Россию, она поняла изъяны своего образования и приняла меры, чтобы свести их к минимуму. Мера была одна – чтение книг, Екатерина много читала. В своих записках она признавалась: «После свадьбы я беспрестанно читала. Первая книга, прочитанная мною в замужестве, была роман под заголовком «Turan le blanc», и в течение целого года я читала одни романы. Но они стали мне надоедать; случайно мне попались «Письма госпожи Севинье», которые я прочла с удовольствием и очень скоро. Потом мне подвернулись под руку сочинения Вольтера, и после них я стала разборчивее в моем чтении».4 В своих записках упоминает о том, что она внимательно штудировала исторические исследования: «Историю Генриха IV» Перефикса, «Историю Германии», сочинения Платона, труды Тацита, «О духе законов» Монтескье, она читала тома энциклопедии Дидро и д’Аламбера и многие другие знаменитые сочинения, выходившие в то время.

Важной составной частью образования Екатерины явились ее продолжительные беседы с крупнейшими государственными деятелями елизаветинского царствования – с А.П. Бестужевым-Рюминым, с иностранными дипломатами, аккредитованными при русском дворе. При несомненных способностях Екатерины эти беседы имели большое значение, поскольку из них она черпала опыт и науку управления.

По приезду в Россию, Екатерина постаралась понравиться императрице и великому князю. Елизавета Петровна ее полюбила, называла ее умной, что она никогда не говорила о своем племяннике. Екатерина не пропускала мимо ушей ни одного замечания, ни одного указания своей благодетельницы; она хорошо знала, как и чем успокоить нервную, величавую Елизавету: она говорила ей: «Виновата, матушка» - и та стихала.

Великому князю тоже сначала понравилась его невеста, но очень ненадолго; после брака он совсем ей перестал интересоваться. Через некоторое время Петр (вероятно, не осознано, где-то в потайниках ума) приходил к заключению – жена – недоброжелательница его, хитрый враг. Эти потаенные мысли окончательно оттолкнули Петра Федоровича от своей жены. Выйдя замуж 21 августа 1745 г., Екатерина никак не могла забеременеть от Петра III Федоровича до начала 1754 г., то есть 9 лет (скажем, что она родила мальчика 2 сентября 1754 г., названного Павлом).

Не удивительно, что молодой женщине полной физических сил пришлось загрязниться. Если верить самой Екатерине, к сближению с первым утешителем в ее соломенном вдовстве поощряли с трона ради продолжения династии. Среди многочисленных фаворитов Екатерины некоторый след не только в ее сердце и постели, но и в истории оставил дипломат Сергей Васильевич Салтыков (1726-?), который, по мнению некоторых осведомленных современников был отцом наследника престола Павла Петровича, в будущем императора Павла I (1754 (1796-1801).

Сергей Васильевич Салтыков (1726-?)

Поверим графу Понятовскому: Петр Федорович не мешал ему «оставиться с великой княгиней сколько он хотел».

Екатерина умела вести себя в обществе, всегда с приветливой улыбкой (как бы ни было ей внутренне тяжело), спокойная, изящно простая в обращении, она привлекала к себе многие сочувственные взоры.

Красотой она не отличалась, но ее стройная, среднего роста фигура, ее продолговатое лицо с высоким лбом, с ласковыми голубыми глазами и приятной улыбкой, ее мелодический голос нравились многим.

Многое из того, что делала Екатерина, выходило у нее «ловко» и «красиво». Ловко и красиво она ездила верхом на породистом рысаке, с увлечением занималась этим видом спорта в молодости.

Екатерина II на коне

Екатерина не могла не иметь, обладая умом и изяществом поведения, недоброжелателей. Она хорошо понимала, что в их центре стоит ее супруг, от которого ей ждать ничего хорошего не приходилось. Естественно, чтобы «не погибнуть», она привлекала на свою сторону возможно большее количество людей, сознательно поставив перед собой цель – занять, если позволят обстоятельства, русский престол.

Обстоятельства благоприятствовали, и она сумела ими воспользоваться. На плечах гвардейских офицеров-заговорщиков, во главе которых стояли братья Орловы (Григорий и Алексей), она захватила русский императорский престол. Это произошло 28 июня 1762 г. Ей минуло 33 года. Она была вполне сложившимся человеком. А что ее супруг? Его арестовали и отвезли в один из царских дворцов. Через несколько дней, как повествует князь Сергей Трубецкой, Григорий Орлов явился к Екатерине и спросил: «А что, матушка, прикажете делать с вашим супругом?» Екатерина ничего не ответила и лишь молча посмотрела своими большими голубыми глазами на Орлова. Глаза будто спрашивали: «Разве ты, голубчик, не знаешь?» В тот же день после подпития, Петр III Федорович был удушен: он лег на подушку вверх лицом, на лицо его была положена другая подушка, и на нее сел один из заговорщиков. Как ни метался Петр Федорович, как ни стучал ботфортами – его умертвили.

Екатерина II, пройдя 18 ступеней вверх по лестнице, ведущей к русскому трону, не имела на него никаких прав – она была иностранкой – узурпаторшей в самом чистом виде, и ей пришлось ссылаться лишь на волю Бога и народа, якобы действовавших в данном случае через своих «избранников». Самое большее, на что она могла рассчитывать – это быть регентшей при существовании законного наследника русского престола, ее сына Павла Петровича, которому было в это время всего 8 лет. Однако она была провозглашена императрицей. Екатерина II стремилась доказать, что Вседержитель и народ в ней не ошиблись.

Отсюда все ее мероприятия, имевшие целью доставить «блаженство» подданным, отсюда ее знаменитый Наказ и комиссия Нового Уложения, ее забота о гуманных законах и насаждении добрых нравов и в обществе, и в администрации.

Что Екатерина II намечала сделать за время своего правления? Вот выдержка из ее «Записок», которая четко раскрывает ее план действий: «Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает последствия этого. Нужно четко себя спрашивать, - пишет Екатерина II, - справедливо ли назначение? Полезно ли оно?

  1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставлять его соблюдать законы.

  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающем уважение соседям.

Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни».5

Анализируя деятельность императрицы за 34 года ее правления, надо сказать, что эту свою программу она стремилась выполнить. Беглым взглядом окинем работу Екатерины II, соотнося ее с упомянутой программой.

В 1786 г. Екатерина II издает Указ об открытии 300 народных училищ в Российской империи. И хотя Указ полностью не был выполнен по количеству училищ, тем не менее основанные школы сыграли большую роль в просвещении народа. По крайней мере можно утверждать, что просвещение народа было поставлено на прочное основание и в последующие годы количество школ в России хотя и медленно, но неуклонно росло.

Первая Государственная общедоступная библиотека России была создана по повелению императрицы Екатерины II 16 (27 мая) 1795 года. Она стала национальным книгохранилищем России, подтверждающим приверженность идеям века Просвещения. Новой библиотеке, получившей название Императорская Публичная, предстояло стать собирательницей в первую очередь всех российских книг. Учрежденная «на пользу обществу», библиотека со временем стала и продолжает оставаться по сей день крупнейшим в мире хранилищем книг и рукописей на русском языке. В 1810 г. император Александр I подписал специальное положение о библиотеке, согласно которому все, что издавалось в России, должно было в количестве двух экземпляров поступать на хранение в библиотеку. Поэтому библиотека и называется сегодня национальной. Открытая для читателей 2 января 1814 г., она стала очагом российского просвещения, подлинным центром культурной и научной жизни нашего Отечества.

Царица довольно жестко насаждала порядок в стране, который был далеко не добрый, что вызывало широкое возмущение низов. В этой связи нельзя не упомянуть Великую крестьянскую войну под руководством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.). А.Н. Радищев (1749-1802) опубликовал в 1790 г. книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой есть строки: «Я взглянул окресть себя и душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Екатерина внимательно прочитала упомянутую книгу и написала на ее титульном листе: «Бунтовщик хуже Пугачева». Последовало повеление – сослать автора в Сибирь. Вот так Екатерина II оберегала свое самодержавство. Будучи самодержицей, Екатерина II ревниво оберегала самый принцип самодержавия – единственной, по ее мнению, формой правления, которая соответствует «пространству столь великого государства». Лучше, писала она в Наказе, «повиноваться законам под одним господином. Нежели угождать многим…». И, обращаясь к русской истории, находила там неопровержимые доказательства спасительности самодержавия и для монарха, и для государства.

Екатерина II очень старалась добиться от крупных деятелей науки стран Западной Европы своего признания. Она заискивала перед Вольтером, Дидро, д’Аламбером. А Вольтера старалась подкупить.

Мы уже знаем, как обхаживала Екатерина II Вольтера и Дидро, когда у неё возник замысел соорудить в С.-Петербурге памятник Петру I. Гениального Фальконе рекомендовали ей именно Вольтер и Дидро. Чтобы потрафить Дидро, Екатерина попросила его сформулировать надписи по обеим сторонам постамента памятника, хотя от его предложений мало что осталось на петровской гранитной «морской волне».

Используя вождей умственного движения Европы, Екатерине II удалось создать у образованных слоев общества западно-европейских стран свой образ «просвещенно монарха» и мудрого правителя великой страны. С теми же в своей стране и чужих странах, кто осмеливался бросить тень на ее образ, Екатерина II беспощадно расправлялась. Пример тому А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, В.Я. Мирович и множество других. Это – в России. Её длинные карательные десницы простирались и на Запад. Так, например, в 1763 г., получив анонимную французскую книгу об истории Петра III, неприятную для нее, императрица повелела своим резидентам за границей «прилежно» разыскать автора и потребовать от его правительства «дабы он был наказан». Когда же в Лондоне появилась газета, направленная против русского двора, то Екатерина в числе своих советов, как действовать против газетчика, на первый план поставила – «зазвать» его в подходящее место и «поколотить его» знатно.

Бояться за себя на русском престоле Екатерина II начала сразу же, как узурпировала самодержавную власть. И имела на то веские основания. Как умная женщина, она не могла не понимать это. Родив 2 сентября 1754 г. наследника престола (то ли от Сергея Васильевича Салтыкова, то ли от Петра III Федоровича), ее боязнь усилилась. К тому же стан противников Екатерина беспрестанно рос. Буквально через 2 года, после захвата Екатериной престола, В.Я. Мирович в ночь с 4 на 5 июля 1764 г., попытался освободить из Шлиссельбургской крепости законного наследника Ивана VI Антоновича (двоюродного правнука Петра I) и возвести его на престол, низложив Екатерину II. Мировичу удалось со своей командой (он служил подпоручиком Семеновского пехотного полка) захватить крепость, но к этому времени по инструкции Екатерины II Иван Антонович был убит офицерами внутренней стражи. Мирович был арестован, судим Сенатом и казнен 15 сентября 1764 г. Небезынтересно: Иван Антонович и Василий Яковлевич родились в один и тот же год – 1740, и были умерщвлены также в один и тот же год – 1764 г. Обоим судьба разрешила прожить короткую жизнь – всего 24 года.

Через 9 лет после Мировича донской казак Емельян Иванович Пугачев (1740 (или 1742-1775) объявил себя чудесно спасшимся Петром III и развернул грандиозную борьбу, в которую были вовлечены огромные массы народа, против узурпаторши.

«Явление самозванства встречается в разные века у разных народов…, но нигде не встречается оно так часто и не имеет такого значения, как в русской истории XVII-XVIII веков», - справедливо писал С.М. Соловьев.6

Нетрудно заметить: Екатерина II лишила жизни двух законных правителей России – Петра III Федоровича (своего законного мужа) и Ивана VI Антоновича.

Екатерина II прожила большую, обильную впечатлениями, страхами и надеждами жизнь. Несчастная с юности в супружестве, она затем пережила не мало увлечений – мимолетных и более глубоких. В списке ее фаворитов насчитывалось более двух десятков наиболее известных «пареньков» (по терминологии ее секретаря Александра Васильевича Храповицкого). Вот на этот счет слова русского историка А.А. Кизеветтера (1766-1933), ученика В.О. Ключевского: «Ненасытная жажда чувственных наслаждений и неиссякаемое честолюбие – вот на что более всего была направлена душевная страсть Екатерины. От юности до глубокой старости она непрерывно предавалась увлечениям любви. По наиболее заверенному счету в ее жизни на 44 года приходится 21 фаворит, т.е. средним счетом по одному фавориту на каждые два года с того момента, когда она отдалась любовным увлечениям. С 1752 по 1758 г., пока была жива Елизавета, это – Салтыков и Понятовский. Екатерине было тогда 23-27 лет. Затем следует ее одиннадцатилетнее сожительство с Григорием Орловым (1761-1772 гг.), падающее на 30-е годы ее возраста.

От 40- до 50-летнего возраста (1772-1780 гг.) Екатерина сменяет не менее девяти фаворитов. То были – Васильчиков. Потемкин, Завадовский, Зорич, Корсаков, Стахиев, Страхов, Левашов, Ранцов. От 50- до 60-летнего возраста Екатерины у нее сменилось не менее пяти фаворитов – Высотский, Мордвинов, Ланской, Ермолов, Мамонов. Говорю не менее, ибо остаются еще трое – Стоянов, Милорадович и Миклашевский, время связи которых с Екатериной не поддается определению. И, наконец, последнее десятилетие жизни Екатерины с 1786 по 1796 г. в ее уже престарелом сердце царил Платон Зубов».7

Деятельная жизнь Екатерины II долго поддерживала в ней телесную крепость, духовную бодрость и умственную остроту. Вполне естественно, что и на склоне жизни она была еще очень видная женщина, не вполне утратившая былое обаяние, что запечатлено на портретном изображении.

Тем более для всех была неожиданной ее смерть. Утром 6 ноября 1796 г. государыня вошла в туалет и долго из него не выходила. Прислуга всполошилась, Одна из служанок приоткрыла дверь нужника. И – О, Боже! Екатерина сидела на клазете бездыханная. А.С. Пушкин много позже съёрничал:

«Екатерина жила была

И на клазете умерла»

Так Екатерина II окончила свой земной путь. Но она много сделала хорошего и не мало плохого для России и ее народа.