Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Панорама философствования Запада Античность

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.68 Mб
Скачать

ются друг от друга границами и очертаниями и вследствие этого представляют единое целое» [Плотин 1994: 19-20].

Плотин об уме, Благе

– «Первое начало есть само Благо, ум же – только благой, имеющий образ блага, по той причине, что прежде всего сам живет созерцанием (того абсолютного Блага), а потому и созданные им существа оказываются благами, благообразными (άγαβοειδή). Благо присуще уму не так, каково оно в самом себе, а так, как ум мог его воспринять и им обладать, ибо Благо есть первое, верховное начало, и от него уже всякое благо в уме и во всем, что им создано» [Плотин 1994: 61-62].

– «…Благо – причина не только бытия всего истинносущего, но и его мыслимости. Как солнце – причина того, что чувственные вещи существуют и доступны созерцанию, а также того, что существует зрение и способно видеть, хотя само солнце не есть ни эти вещи, ни зрение, точно так же Благо – причина и всего сущего, и самого ума, как бы свет, от которого зависят как созерцаемые сущности, так и созерцающий их ум, хотя само оно не есть ни эти сущности, ни ум, а только их причина; оно обусловливает мышление тем, что от него истекает свет и на сущности и в ум» [Плотин 1994: 63].

– «Так, если начать с материи, благо ее заключается

вформе, и если бы материя обладала чувствительностью, она радовалась бы, принимая форму. Благо тела – в душе, ибо без души оно не могло бы ни сформироваться, ни продолжать своего существования. Благо души – в добродетели, а потом

вуме. Наконец, выше самого ума как его благо стоит то начало, которое, как мы уже сказали, есть первое существо (πρώτη φύσις). Каждый из родов сущего уделяет нечто тому низшему, для которого он есть благо: или закономерность и красоту, или жизнь, или мудрость, блаженство. Наконец, от самого Блага уму дается то, что он есть его актуальная энергия и поныне сияет его светом» [Плотин 1994: 73-74].

251

Плотин о душе как субстанции, происходящей от Первопричины

– Итак, душа есть субстанция, происходящая от Мыслящей Первопричины, и потому насколько она отдается созерцанию высшего Разума, настолько сама актуализирует разум, ибо когда она отдается такому созерцанию, она имеет внутри себя, как свое достояние, все то, что мыслит и собственной деятельностью производит» [Плотин. Космогония: 17].

Плотин о Мыслящей Первопричине

– «Итак, там – в сверхчувственном мире – Двоица и то, что мы называем Числом есть не что иное, как Мыслящая Первопричина и ее идеи, причем неопределенная двоица может быть принимаема за субстрат или материю, между тем как Число, происходящее от присоединения к ней определяющего Одного, будет особым видом или эйдосом ума (или Формо-Идеей), так что все эйдосы Мыслящей Первопричины могут рассматриваться как Формы, образующиеся под воздействием Единого» [Плотин. Космогония: 20].

Плотин о наивысших категориях

– «Таким образом первыми, наивысшими категориями являются – Мыслящая Первопричина (Божество, Ум или Сущее), Инаковость (или Различие) и Тождество. К ним следует присоединить еще Движение и Покой, – Покой как условие или выражение тождества, а Движение как условие и выражение деятельности ума, которая, как сказано, предполагает различие мыслящего субъекта и мыслимых объектов, без которого она на почве чистого единства и тождества была бы совсем невозможна» [Плотин. Космогония: 19].

Плотин о Всеобщей Душе, которая всегда наверху

– «Всеобщая Душа всегда находится наверху, потому что по сути своей не имеет ничего общего со снисхождением, или нижним миром, или с чем-либо, направленным к нашей сфере; другие души становятся нашими (становятся «непол-

252

ными», индивидуальными в нас), поскольку им выпал жребий обитать в нашей сфере, и потому что они заботятся о вещи (теле), которая в этом нуждается» [Плотин. Космогония: 63].

– «Но как могло получиться, что Всеобщая Душа производила Космос, а конкретная Душа – нет, хотя она принадлежит к тому же идеальному Виду и тоже содержит в себе все вещи?» [Плотин. Космогония: 64].

Плотин о творящей способности души

– «В содержимое творящей Души входят Идеал-Формы богов и всего остального: а потому и Космос содержит в себе все названное» [Плотин. Космогония: 73].

Плотин о неизменности творца в плодах труда

– «Тот факт, что творение многолико и раздираемо противоречиями, не может служить основанием для мысли, что и Творец тоже многообразен и противоречив. Напротив, чем разнообразнее плоды труда, тем с большей уверенностью можно говорить о неизменности творца…» [Плотин. Космо-

гония: 114].

Плотин о Душе, Природе, Материи

– «Кардинальная разница между Природой и Душой заключается также и в том, что Природа воздействует на Материю и сама подвергается ее воздействию: а душа, близкая к Природе, но стоящая выше нее, на Материю воздействует, но сама ее воздействию не подвергается; и существует еще более высокий аспект (Чистый Разум), который не воздействует ни на тело, ни на Материю» [Плотин. Космогония: 117].

Плотин об имманентной душе

– «Материальная масса (подобная массе земли) может быть неуклюже-медлительной, но уж никак не совершенно инертной. Но, конечно, подобным образом воспринимаются не какие-нибудь мелочи, а более серьезные перемещения вещей.

Но почему даже они воспринимаются?

253

Потому, что эти серьезные перемещения не могут оставаться неизвестными там, где существует имманентная душа» [Плотин. Космогония: 133].

Плотин – Принцип Души включает растительный принцип

– «…Принцип Души включает растительный принцип, пронизывающий все тело, и его остаточный аспект, который поселяется во всем теле, так что боль, удовольствие и побуждение удовлетворить все потребности присутствуют в нем повсеместно – сомнения могут возникнуть только в отношении сексуального импульса, присутствие которого, возможно, достаточно только в тех органах, которые его реализуют – но в общем, область печени может считаться исходной точкой желания, поскольку она является основной точкой действия растительного принципа, который сообщает остаточный аспект души печени и телу» [Плотин. Космогония: 135].

Плотин о Вселенной

– «Мы не можем думать о Вселенной, как о бездушном жилище, пусть даже и просторном и разнообразном, как о вещи, состоящей из материалов, которые легко можно перечислить, вид за видом, – дерево, камень и так далее, – которые все вместе и образуют космос: вселенная должна быть повсеместно живой, каждый ее член должен жить своей собственной жизнью, и все, что может существовать, обязательно существует в ее пределах» [Плотин. Космогония: 151].

Плотин об индивидуальном архетипе индивидуумов

– «Мы должны разобраться с тем, существует ли идеальный архетип индивидуумов, то есть, возвращаюсь ли я и любое другое человеческое существо в Мыслящее, из которого произошли все живые вещи и принципы.

Если Сократ (душа Сократа) – вечен, то тогда Подлинный Сократ (введем такой термин) должен пребывать Там, то есть, индивидуальная душа существует, как в Высшем, так

254

и в нашем мире. Если такого постоянства не существует, и тот, кто был Сократом, может с течением времени стать другой душой и быть Пифагором или кем-нибудь еще – то индивидуальный Сократ не существует в Божественном» [Плотин. Космогония: 165].

Плотин о душе, человеке, космосе

– «Ибо Душа – это многие вещи, Душа – это все, – Высшая Точка и Основа всей жизни; и каждый из нас является Мыслящим Космосом, связанным с этим миром не тем, что в человеке есть самого низкого, но тем, что в нем есть самого высокого, связанным с Божественным Разумом; посредством всего, что разумно, мы постоянно пребываем в этом высшем царстве, но только на самой его границе, ибо мы, все же, прикованы к низшему царству; получается, что мы из высшего царства посылаем низшему некое излучение, или, точнее, Действие, что, однако, никак не ослабляет нашу божественную часть» [Плотин. Космогония: 213].

Плотин о греховности

– «И мы должны помнить: то, что исходит от божеств (звезд) не доходит до получателя в своем первоначальном виде; огонь, например, будет более тусклым; любовный инстинкт выродится в уродливые формы страсти; жизненная энергия утратит уравновешенность, присущую истинно мужской отваге, и превратится либо в свирепость, либо в малодушие; честолюбие, замешанное на страстном желании во что бы то ни стало достичь цели, погонится за иллюзорными ценностями; интеллект в самом низменном своем проявлении породит крайнюю греховность, ибо греховность

– это неверный путь к Разуму (к высшему принципу в человеке).

Любое из подобных качеств, сотворенное как нельзя лучше высшей формой, попав к нам, портится; любые вещи, приходящие к нам сверху, меняются уже потому, что они по-

255

кинули место своего рождения, и продолжают меняться из-за слияния с телами, с Материей, друг с другом» [Плотин. Космогония: 249].

Плотин о самодеятельности и пассивности

«Одушевленные части подразделяются на два класса.

Кодному классу относятся части способные к самостоятельному движению, но мчащиеся наугад, подобно необуз-

данным лошадям; их следует привести в чувство кнутом. В Разумном Живом Существе принцип природы берет на себя функции возничего; если возничий умен, то в большинстве случаев его повозка кратчайшим путем несется к заранее намеченной цели. Но оба класса являются членами Целого и взаимодействуют во имя достижения общей цели.

Самые великие и ценные из них обладают большой самостоятельностью и широкими возможностями: они вносят свой вклад в жизнь Целого действуя сами, а не являясь объектом воздействия других; другие, слишком слабые, чтобы действовать, почти все время пассивны; существует и промежуточный тип, в представителях которого присутствует принцип продуктивности и активности и они эффективно действуют в различных сферах, но в то же время вносят свой вклад в жизнь Целого и своей пассивностью» [Плотин. Кос-

могония: 250-251].

Плотин о Боге, его энергетике

– «Ведь если признается, что в Боге всякая энергия есть совершенная актуальность, и не допускается, что какаянибудь из энергий не вполне актуальна, необходимо также признать, что в каждой его энергии содержатся и все прочие энергии. А это значит, что в Боге даже будущее – наличное настоящее и ничего не может быть такого, что было бы позднее его (и его энергий), и что его настоящее становится позднейшим лишь вне его – в ином бытии» [Плотин 1994: 40].

256

Плотин о богах

«И все, что живет во мне, страстно стремится к Добру; и каждая часть, в соответствии со своими способностями, его достигает. Ибо от этого Добра зависят небеса, сама моя Душа и Боги, обитающие в каждой моей части, все животные

ирастения, и даже все то во мне, что вам может показаться неодушевленным» [Плотин. Космогония: 173].

«Средней частью и нижними конечностями Вселенной являются человеческие существа; над ними – Небеса

иБоги, живущие на Небесах; эти Боги вместе со всем куполом небес составляют большую часть Космоса; а земля – это не центральная точка, а имеет связь лишь с одной из звезд» [Плотин. Космогония: 179-180].

«Так вот, каждая душа – это ребенок Отца; но души небесных тел разумны, святы и гораздо ближе стоят к Высшим Сущностям, чем наши души; ибо, как Космос может быть вещью вне Бога, и как можно думать, что боги Космоса отделены друг от друга?» [Плотин. Космогония: 222].

Плотин – Бог и Боги

– «Эта появившаяся на свет вещь, а не масса осколков, есть не целостный Космос; прислушайся к его голосу и ты обязательно услышишь такую мольбу: Я создан Богом; Бог создал меня совершеннее всех других форм жизни; я способен выполнить поставленную передо мной задачу, у меня есть все, что мне нужно; ибо во мне живет все, то есть все растения и все животные, все Виды сотворенных вещей, многие Боги и народности Духовных Существ, могучие души и люди, которые счастливы в своей праведности» [Плотин. Космогония: 173].

Плотин о материи

– «Итак, можно подвести итоги: во-первых, замысел не может считаться ключевой причиной; необходимость, присущая природе вещей, несет ответственность за все, что ис-

257

ходит сверху; это вопрос неизбежной связи между частями, и, кроме всего прочего, все является последствием существования единства. Во-вторых, большой вклад вносит индивидуальность. В-третьих, любое сообщение, само по себе доброе, в получившейся комбинации обретает иное качество. В-чет- вертых, жизнь в Космосе обращена не к индивидуальному, а к общему. Наконец, существует Материя, “подкладка”, которая, получая некую вещь, воспринимает ее, как нечто другое, и неспособна использовать полученное наилучшим образом» [Плотин. Космогония: 155].

Плотин о ноуменальном бытии

– «Итак, если ноуменальное бытие есть такое истинносущее, которое не подвержено никакому изменению, никогда не удаляется от себя, исключает из себя всякое бывание и не занимает никакого места, из такой его природы следует и то, что оно всегда находится в самом себе, что оно не имеет частей, находящихся на некотором расстоянии друг от друга – одна здесь, другая там, что оно никогда не выходит из самого себя вовне, иначе оно находилось бы во многих различных субстратах или по крайней мере в каком-либо одном и тогда уже не было бы недоступно страданию, ибо находиться в чем-либо значит быть подверженным страданию, а так как оно не подвержено никакому страданию, то оно не находится ни в каком другом субстрате» [Плотин 1994: 26].

Плотин о мышлении ноуменов

– «И мы своим существованием и своим существом всецело утверждаемся на этом сущем, всегда к нему обращены, ибо в нем лежит наше начало. Ведь мы мыслим ноумены, не прибегая к образам и отражениям, и это значит, что мы сами принадлежим к их числу, и когда мы бываем причастны истинному знанию, это не потому, что мы их воспринимаем или ими овладеваем, а потому, что к ним возносимся и в них находимся» [Плотин 1994: 29].

258

Плотин об истечении из высшей души

– «Таким образом, когда рождается одушевленное чувствующее существо, к его душе присоединяется та высшая душа и сообщает ему жизнь более совершенную; точнее, не она приближается и присоединяется к его душе, а, напротив, сама, не удаляясь (из сверхчувственного мира), притягивает к себе его душу, так что эта касается ее и как бы висит на ней. А так как при этом и разумность одной души соединяется с разумностью другой, то не удивительно, что благодаря свету (истекающему из высшей души) такое живое существо (чувственный человек), будучи само по себе слепым, темным, становится зрячим и ясным» [Плотин 1994: 47].

Плотин о человеке

«Итак, что составляет сущность человека? Ответить на этот вопрос значит показать, что именно делает человека таким, как он есть, и что всегда ему присуще и никогда не отделяется от него» [Плотин 1994: 45-46].

«Поэтому если мы земного человека называем “чувственным”, то это потому, что его чувственные восприятия хуже (чем восприятия ноуменального человека), и в такой же степени хуже и (подпадающие им) вещи, которые только образы ноуменальных вещей» [Плотин 1994: 50].

«Ведь природа души не может дойти до полного ничто. Падая и оскверняясь злом, она, действительно, приходит в небытие, но оно все же не есть чистое ничто. Поэтому, когда душа направится в противоположный путь, она приходит не к чему-либо иному, но к самой себе, и если она тут оказывается не в чем-либо ином, это значит не то, что ее уже

нет ни в чем,

а то, что она присутствует в самой себе.

Но быть в себе,

отдельно от всего существующего, значит

для души быть в (едином), а вместе с тем не быть сущностью и подняться над сущностью столь же высоко, как и то, что душе в это время присуще. Кто удостаивается этого и может

259

сказать о себе, что иногда становится таковым, тот, конечно, в самом себе имеет его подобие (έχει οµοίωµα εκείνου αύτοΰ), и если, превзойдя себя, он перейдет в свой первообраз, то он достиг предела пути» [Плотин 1994: 142].

Плотин о рабстве

– «Разве существо, стремящееся ко благу, находится под давлением необходимости, когда это его стремление вытекает из его собственного желания и из уверенности, что предмет его желания – благо? Напротив, невольным бывает его удаление от блага, вынужденным бывает его стремление к тому, что не есть благо, и быть в рабстве значит не что иное, как лишиться возможности преследовать свое благо вследствие подчинения какой-нибудь силе, отдаляющей его от блага. Поэтому, если рабствование считается чем-то позорным, то вовсе не в том случае, когда кто-либо, имея стремление к своему собственному благу, бывает вынужден действовать в пользу кого-то или чего-то другого» [Плотин 1994: 101].

Плотин – для ума существовать, значит мыслить; свобода

«Для нас мышление, конечно, прекрасная вещь, потому что наша душа нуждается в уме, да и для самого ума, потому что для него быть, существовать значит то же, что мыслить, и он от мышления и в мышлении имеет само свое бытие» [Плотин 1994: 94].

«Свободным мы признаем только того, кто, освободясь от телесных страстей, ничем не управляется, кроме ума»

[Плотин 1994: 100].

О постнеклассическом философствовании

Неоплатонизм возвращает античное философствование к наследию Платона, критикуя всю неклассическую философию, однако используя некоторые идеи неклассики. Неоплатонизм старается осуществить определенный синтез идей

260