Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Панорама философствования Запада Античность

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.68 Mб
Скачать

детели. Он женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит любить» [Диоген 1998: 218].

– Диоген Лаэртский: «Добродетель и для мужчины, и для женщины одна. Добро прекрасно, зло безобразно. Все дурное считай себе чуждым» [Диоген 1998: 218].

Антисфен о наслаждениях

– Диоген Лаэртский: «Часто он говорил: “Я предпочел бы безумие наслаждению”, а также: “Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны”» [Диоген 1998: 215].

Антисфен о дурных людях

Диоген Лаэртский: «Его попрекали, что он водится

сдурными людьми; он сказал: “И врачи водятся с больными, но сами не заболевают”. Нелепо, говорил он, отвеивая мякину от хлеба и исключая слабых воинов из войска, не освобождать государство от дурных граждан”» [Диоген 1998: 216].

Антисфен о борьбе людей в обществе

Диоген Лаэртский: «Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших. Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности»

[Диоген 1998: 218].

Диоген Лаэртский: «Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших» [Антология ки-

низма 1984: 114].

Антисфен о разумении

– Диоген Лаэртский: «Разумение – незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений» [Дио-

ген 1998: 218].

201

Антисфен о гордыне

– Диоген Лаэртский: «Однажды, когда Платон был болен, Антисфен, зайдя к нему, заметил лохань с его рвотой и сказал: “Желчь я в ней вижу, а гордыни не вижу”» [Дио-

ген 1998: 217].

Диоген (ок. 412–323 гг. до н. э.)

Диоген Синопский – древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Противниками был прозван собакой, а его последователи – киниками.

Диоген отвергал знание, не имеющее этической направленности. Он усилил черты радикализма и аскетизма, содержавшиеся в учении Антисфена. В политике он ввел понятие космополитизма, проповедовал общность жен и детей, отрицал необходимость семьи и брака. Сведя потребности к минимуму, Диоген воплощал в жизнь требования кинической автаркии, «самодовления», независимости. Презирал условности, доходя иногда до крайностей в намеренном, эпатирующем поведении.

Диоген Синопский и Александр Македонский

– Диоген Лаэртский: «Когда он грелся на солнце в Крайни, Александр, остановившись над ним, сказал: “Проси у меня, чего хочешь”. Диоген отвечал: “Не заслоняй мне солнца”» [Диоген 1998: 226].

Диоген Лаэртский: «Однажды Александр подошел

кнему и сказал: “Я – великий царь Александр”. – “А я, – ответил Диоген, – собака Диоген”. И на вопрос, за что его зовут собакой, сказал: “Кто бросит кусок, – тому виляю, кто не

бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю”» [Дио-

ген 1998: 233].

202

О привлекательности философствования Диогена

Диоген Лаэртский: «Этот человек обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его доводам. Говорят, что эгинец Онесикрит послал однажды

вАфины Андросфена, одного из двух своих сыновей, и тот, послушав Диогена, там и остался. Отец послал за ним старшего сына, вышеупомянутого Филиска, но Филиск точно так же не в силах был вернуться. На третий раз приехал сам отец, но и он остался вместе с сыновьями заниматься философией. Таковы были чары Диогеновой речи» [Диоген 1998: 237-238].

Диоген Лаэртский: «Однако афиняне его любили: так, например, когда мальчишка разбил его бочку, они его высекли, а Диогену дали новую бочку» [Диоген 1998: 227].

Диоген о философствовании и философии

Диоген Лаэртский: «Кто-то корил Диогена за его изгнание. “Несчастный! – ответил он. – Ведь благодаря изгнанию я стал философом”» [Диоген 1998: 228].

Диоген Лаэртский: «На вопрос, что дала ему философия, он ответил: “По крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы”» [Диоген 1998: 233].

Диоген Лаэртский: «Менипп в книге “Продажа Диогена” рассказывает, что когда Диоген попал в плен и был выведен на продажу, то на вопрос, что он умеет делать, философ ответил: “Властвовать людьми” – и попросил глашатая: – “Объяви, не хочет ли кто купить себе хозяина?”» [Дио-

ген 1998: 223].

Диоген Лаэртский: «На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: “По-

тому что они знают: хромыми и слепыми они, быть может,

истанут, а вот мудрецами никогда”» [Диоген 1998: 228].

Диоген Лаэртский: «Кто-то ему сказал: “Не знаешь, а философствуешь!” Он ответил: “Если бы я лишь притво-

203

рялся мудрецом, то и это было бы философией!”» [Дио-

ген 1998: 234].

Диоген об образе жизни

– Диоген Лаэртский: «Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: “Мальчик превзошел меня простотой жизни”. Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба» [Диоген 1998: 225].

Диоген Лаэртский: «Он хвалил тех, кто хотел жениться и не женился, кто хотел путешествовать и не поехал, кто собирался заняться политикой и не сделал этого, кто брался за воспитание детей и отказывался от этого, кто готовился жить при дворе и не решался. Он говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак» [Дио-

ген 1998: 223].

Диоген Лаэртский: «Он просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он сказал: “Чтобы приучить себя

котказам” [Диоген 1998: 228].

Диоген Лаэртский: «Говорил он также, что судьбе он противопоставляет мужество, закону – природу, страстям – разум» [Диоген 1998: 226].

Диоген о своем политическом самоопределении

– Диоген Лаэртский: «На вопрос, откуда он, Диоген сказал: “Я – гражданин мира”» [Диоген 1998: 233].

Диоген о человеке

Диоген Лаэртский: «Среди бела дня он бродил с фонарем в руках, объясняя: “Ищу человека”» [Диоген 1998: 227].

Диоген Лаэртский: «На вопрос, что в людях самое хорошее, он ответил: “Свобода речи”» [Диоген 1998: 235].

204

Диоген о рабах

– Диоген Лаэртский: «Он говорил, что как слуги в рабстве у господ, так дурные люди в рабстве у своих жела-

ний» [Диоген 1998: 235].

– Диоген Лаэртский: «На вопрос, почему рабов называют “человеконогими”, он ответил: “Оттого что ноги у них

– как у человека, а душа – как у тебя, коли ты задаешь такой вопрос”» [Диоген 1998: 235].

Диоген – критика общепризнанных ценностей

Диоген Лаэртский: «Драгоценные вещи, по его словам, ничего не стоят, и наоборот: например, за статую платят по три тысячи, а за меру ячменя – два медных обола» [Дио-

ген 1998: 225].

Диоген Лаэртский: «Знатное происхождение, славу

ипрочее подобное он высмеивал, обзывая все это прикраса-

ми порока» [Диоген 1998: 236-237].

Диоген Лаэртский: «Диоген осмеивал тех, кто запирает кладовые засовами, ключами и запечатывает печатями, а в теле своем оставляют открытыми многочисленные двери

идверцы – уста, половые органы, уши и глаза» [Антология кинизма 1984: 136].

Диоген о добродетели

– Диоген Лаэртский: «Он говорил, что есть два рода упражнения (ascesis): одно – для души, другое – для тела; благодаря этому последнему, привычка, достигаемая частым упражнением, облегчает нам добродетельное поведение. Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом. Он приводил примеры того, что упражнение облегчает достижение добродетели: так, мы видим, что в ремеслах и других занятиях мастера не случайно добиваются ловкости рук долгим опытом; среди певцов и борцов один превосходит другого именно благодаря своему непрестанному труду; а если бы они

205

перенесли свою заботу также и на собственную душу, такой труд был бы и полезным и ценным» [Диоген 1998: 120].

О философствовании киников

Воззрения киников, пожалуй, были самыми демократическими философскими идеями почти целого тысячелетия последующего философствования, вплоть до самого конца античности. К III в. до н. э. Кинизм стал популярным учением, а киники – обычным явлением в греческих городах и поселениях. Критика политического строя, презрение к благам цивилизации, мысли о превосходстве бедняков над богачами захватывали своим демократическим настроем многих людей античной цивилизации Запада. После Диогена, например у Кратета (IV в. до н. э.), первоначальный ригоризм смягчился

имаксималистские требования к человеку, его образу жизни были ограничены. Кратет был учеником Диогена Синопского

ипервым учителем Зенона Кития, основателя Стои. Киническое философствование состоялось в рамках

философской школы, которая «завоевала» своих идейных и мировоззренческих последователей и подражателей. Однако за пределами этой школы кинизм воспроизводился как маргинальное духовное и культурное явление. Длительность существования кинизма связана с тем, что социально-куль- турная база его не уменьшалась, а росла по мере обеднения средних и мелких собственников. По существу другой светской философии, представляющей ее образ жизни, античная беднота не знала. В основе мировоззрения киников лежали критика рабовладения, отрицание институтов рабовладельческого государства, его законов и морали. Киники развивали эгалитарную этику, которая ставит перед всеми социальными слоями нравственную задачу – служение добродетели, перед которой все равны. Киники признают добродетель лишь в делах, поступках «мудрецов», на которые следует равняться, а не в рассуждениях по поводу добра и зла.

206

Киники обратились к важным вопросам: свободы внешней и внутренней; детерминизма и свободы выбора; моральной автономии и ответственности человека; соотношения культуры и природы; пределам самоограничения человека; переоценки общепризнанных ценностей; нравственного идеала бедняка.

Киники непосредственно предвосхищают философствования стоиков.

КИРЕНАИКИ

Киренская школа – древнегреческая гедонистическая философская школа 1-й четверти III в. до н. э., основанная сократиком Аристиппом из Кирены (ок. 435–ок. 355 гг. до н. э.). Непосредственно к этой школе принадлежали дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший, а также Паребат, Анникерид, Гегесий (ок. 320–280 гг. до н. э.), Феодор Безбожник (ок. 300 гг. до н. э.).

Как и киники, киренаики сосредоточились на «практической» философии, в частности, этике. Киренаики выдвигают принцип удовольствия в качестве основной жизненной ориентации человека. Такой подход получил название гедонизма.

Представители киренской школы находились под влиянием Протагора, Демокрита и Эпикура, на учение которого повлияли и сами. Их сочинения не сохранились.

Аристипп (ок. 435–355 гг. до н. э.)

Свидетельство жизни и творчества Аристиппа

Диоген Лаэртский: «Аристипп был родом из Кирены,

ав Афины он приехал, привлеченный славой Сократа…» [Диоген 1998: 112].

Аристипп о философии

– Диоген Лаэртский: «На вопрос, какую пользу принесла ему философия, он ответил: “Дала способность смело

207

говорить с кем угодно”. Однажды, когда его упрекали за роскошную жизнь, он сказал: “Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов”. На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он ответил: “Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему”.

На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи – к дверям философов, он ответил: “Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают”» [Диоген 1998: 112].

Диоген Лаэртский: «Однажды он плыл на корабле

вКоринф, был застигнут бурей и страшно перепугался. Ктото сказал: “Нам, простым людям, не страшно, а вы, философы, трусите?» Аристипп ему ответил: “Мы оба беспокоимся

освоих душах, но души-то у нас не одинаковой ценности”» [Диоген 1998: 114].

Аристипп о человеческом образе

– Диоген Лаэртский: «Он говорил, что лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого» [Диоген 1998: 112].

Аристипп – отношение к деньгам

Диоген Лаэртский: «Его упрекали за то, что он, последователь Сократа, берет деньги с учеников. “Еще бы! – сказал он. – Правда, когда Сократу присылали хлеб и вино, он брал лишь самую малость, а остальное возвращал; но ведь

оего пропитании заботились лучшие граждане Афин, а о моем только раб Евтихид”» [Диоген 1998: 115].

Диоген Лаэртский: «Человека, который порицал роскошь его стола, он спросил: “А разве ты отказался бы купить все это за три обола?” – “Конечно, нет”, – ответил тот. “Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение”» [Диоген 1998: 115].

Диоген Лаэртский: «Как сообщает Бион в “Диатрибах”, однажды в дороге у Аристиппа утомился раб, который

208

нес его деньги. “Выбрось лишнее, – сказал ему Аристипп, – и неси сколько можешь”» [Диоген 1998: 196].

Киренаики оботсутствииу людей критерия познания

– Секст Эмпирик «Против ученых»: «Отсюда, говорят они, не существует у людей и никакого общего критерия, а только создаются общие имена для вынесения суждений.

Хотя, все [говорят киренаики], и называют что-нибудь вообще белым и сладким, но чего-нибудь одного белого и сладкого они не имеют» [Эмпирик 1976 1: 100].

Этическая направленность философствования киренаиков

– Диоген Лаэртский: «…киренаики одинаково не видят пользы ни в физике, ни в диалектике: по их мнению, достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы и говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти.

Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем. Однако знающий человек воздерживается от дурных поступков, избегая наказания и дурной славы, ибо он мудр. Они признают успехи философии и других наук. Они учат, что один человек страдает больше, чем другой, и что ощущения иногда обманывают» [Диоген 1998: 120].

О философствовании киренаиков

Киренаики развили учение Сократа о добродетели, превратив ее из цели в средство, опираясь на которое можно достигать счастья, сохраняя при этом самоконтроль и самообладание. Радикальный гедонизм ориентируется на удовольствия, получаемые мгновенно. Однако, по мнению киренаиков, не следует терять контроля над своими удовольствиями и наслаждениями, иначе страсти сделают человека их игрушкой, а не хозяином самого себя.

Влияние киренской школы было перекрыто влиянием эпикуреизма.

209

МЕГАРИКИ

Мегарики – представители философской школы, основанной Евклидом из Мегары ок. 400 г. до н. э., который был преданным учеником Сократа. Так, в период ухудшения отношений между Афинами и Мегарой, когда афиняне угрожали смертью мегарцу, который посмеет войти в их город, Евклид продолжал регулярно посещать Афины, куда проникал ночью

вженских одеждах, чтобы общаться с Сократом. Различают три этапа развития этой школы: «мегарики» – ближайшие последователи Евклида [Стильпон, Диодор Крон], потом – «эристики» («спорщики») [Евбулид, Алексин], а позднее – «диалектики», которые представляли логические аргументы

вформе вопросов и ответов [Клиномах из Фурий и Филон Диалектик].

Евклид (ок. 450–370 гг. до н. э.)

Свидетельство творчества и общения Евклида

– Диоген Лаэртский: «Он держал в руках также и сочинение Парменида. Последователи его назывались по нему метриками, потом эристиками, потом диалектиками – первым их так назвал Дионисий Халкедонский за их обычай представлять рассуждения в вопросах и ответах. Именно у Евклида (по словам Гермодора) укрылись после гибели Сократа Платон и другие философы, устрашенные жестокостью тиранов» [Диоген 1998: 124-125].

Евклид о благе и его разных именах

– Диоген Лаэртский: «Он заявлял, что существует одно только благо (agaton), лишь называемое разными именами: иногда разумением, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями. А противоположное благу он отрицал, заявляя, что оно не существует» [Диоген 1998: 125].

210