Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2630

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.96 Mб
Скачать

на борт от 200 до 500 центнеров зерна. Провозили на них и другие товары.

Воронежские торговцы предпочитали относительно небольшие струги размером 11 ½ саженей в длину и 2 сажени без локтя в поперечнике. Такими судами было легко управлять, особенно в районе донских порогов. Но строились и более крупные речные суда, даже с каютами. В источниках они называются «струги с чердаками». Данные струги использовались для морского плавания, на них доходили до Керчи и даже до побережья Малой Азии. Но таких судов в XVII веке строилось мало, их производство концентрировалось в Воронежском уезде на Рамонской пристани.

Строительство стругов начиналось в конце зимы и заканчивалось к началу апреля. Затем струговые торговцы и местные власти собирали большие струговые караваны, и после вскрытия рек ото льда отправляли их вниз по реке Дон различными товарами. Плавание проходило в основном в полую воду, которая начиналась самое позднее в Петров пост. Караваны состояли из большого количества судов, руководили ими представители Воронежского уезда. В 1646 году воронежский стрелецкий голова возглавил большой караван из 74 судов. Обратно струги не возвращались, так как плавание вверх по реке затруднялось мелями и порогами. Они оставлялись в низовьях Дона, где продавались донским казакам, изготавливавшим из них древесный уголь.

Для стругового строения требовалось производство смолы, конопати, холстов и т.д. Струговое производство и донская торговля способствовали развитию в Воронежском уезде наемного труда, широко применявшегося на всем протяжении XVII века. Для обслуживания судоходства, в больших количествах использовались кормщики, гребцы, бурлаки, грузчики и т.д. Нанимали их из среды посадских и других вольных людей. Большую роль в донской струговой торговле играли крестьяне бобыли, которых очень много проживало в то время в Воронежском уезде. Именно они, а не посадские люди, как считалось раньше, и составляли основную

61

массу грузчиков, бурлаков и других вспомогательных рабочих. Оплата труда по тем временам была достаточно высокой, гребцы и кормщики получали по три рубля за навигацию, вспомогательные рабочие несколько меньше. Правда, в Воронежском уезде производилась принудительная отправка служилых людей на заготовку леса, использовавшегося затем при изготовлении речных судов. Но наемный труд на всем протяжении XVII века оставался преобладающим.

Строительство стругов способствовало развитию и других промыслов в Воронежском уезде. Особенно большое влияние изготовление речных судов оказало на становление местной металлургической промышленности. Чтобы построить один струг требовалось не меньше 10 пудов железа. Правительство, крайне заинтересованное в развитии донской струговой торговли, способствовало созданию в середине XVII века в городе Воронеже специальной «железной казны», куда собиралось железо, добываемое не только в Воронежском уезде, но и в других районах страны. Большая часть местного железа шла на изготовление стругов.

В середине XVII века город Воронеж превратился в важнейший центр донской струговой торговли. Официально она была разрешена в 1615 году указом царя Михаила Федоровича. По нему донским казакам давалось право проезда в украинные города с товарами и без них, и разрешалась беспошлинная торговля. Русские также получили право совершать поездки на Дон. Торговля на речных судах по Дону велась и до 1615 года, но она носила неофициальный характер и представляла собой контрабанду.

Через Воронеж по Дону проходили крупные торговые пути, связывающие донских казаков с центральными районами страны. Главная магистраль начиналась на юге Тульского уезда и заканчивалась в Азове. Этот торговый путь имел различные ответвления по другим рекам, впадающим в Дон. Здесь следует выделить такие реки, как Хопер и Тихая Сосна, на которой расположен город Острогожск, ставший в конце XVII века также одним из крупных центров речной торговли. По Дону

62

можно было попасть не только в Азовское море, но и через перелаз в районе станицы Качалинской на Волгу, а оттуда в Каспийское море.

Воронежцы отправляли на Дон самые разнообразные товары, начиная с хлеба, сухарей и круп и включая порох, сукна, шелк, бумагу и мыло. Насколько оживленным был путь по Дону на юг, говорит хотя бы тот факт, что только в 1628 году в одном апреле месяце туда съездило 59 человек.

Регулярное снабжение донского войска осуществлялось через донские отпуска. Поощрялись и самостоятельные поездки с товарами купцов Воронежа и других городов. Прежде всего, на Дон отправлялись хлебные запасы, для чего в Воронеже были построены хлебные житницы. Хлеб свозился как со всей округи, так и из более дальних мест Ряжского уезда, Коломны, Рязани. Иногда количество хлеба бывало таким большим, что под амбары и житницы выделяли все казенные помещения, даже приказную избу, представлявшую собой канцелярию Воронежского воеводы.

В 1645 году в Воронеже построили большой речной порт, где располагались не только казенные амбары, но и складские помещения частных лиц. Крупные речные пристани находились, кроме Воронежа, в Белоколодезе, Костенске, Острогожске и Коротояке. Современное село Коротояк в XVII веке в административном отношении представляло собой крупный городской центр и по уровню развития торговли считалось соперником Воронежа.

Снабжение донских казаков требовало настолько много товаров, что правительство в 1660 году выпустило указ, разрешающий вести торговлю на Нижнем Дону и иностранным купцам. Они получили право провозить туда все виды товаров в любом количестве, за исключением вина. Торговля спиртными напитками являлась царской монополией и одной из важнейших статей дохода государственной казны.

Струговая торговля не носила одностороннего характера, с низовьев Дона в Воронеж тоже поступали самые разнообразные товары, в том числе восточные ковры, ткани,

63

жемчуг, серебро. В большом количестве с Дона в Воронеж поступал медный лом, закупаемый донскими казаками в Керчи. Это способствовало развитию на Воронежском посаде обработке меди.

С Волги в большом количестве в Воронеж поступала соль. Она варилась в районе Царицына, где в XVII веке действовало много соляных варниц, и оттуда вверх по Волге и через Качалинскую станицу по Дону соль отправлялась в центральные уезды страны. Во второй половине XVII века торговля солью в Воронеже настолько выросла, что появился даже специальный соляной рынок, и ее продажа облагалась особой пошлиной. Поставки соли на Воронежский рынок способствовали развитию местной рыбной промышленности. Местные служилые люди стремились извлечь доход из своих затонов и вывозили огромное количество рыбы на рынок. В таможенных книгах в 1670 годах даже вводится особая статья, получившая название «Сборы с вотчинной рыбы». В том же 1670 году атаман Е. Мещеряк привез на рынок из своей вотчины на реке Тихая Сосна до 60 возов рыбы.

Донские казаки в больших количествах привозили в Воронеж и еще один особый товар, о продаже которого на Воронежском рынке ни советские, ни дореволюционные историки старались в своих работах не писать. Этим товаром являлся так называемый «ясырь», т.е. военнопленные, захваченные донскими казаками во время набегов на ногаев и крымских татар. Попадались среди них и турки, например, летом 1674 года князь П. Хованский, двигавшийся вместе со своим полком из Тамбова в Белгород, купил в большом количестве турецких детей в возрасте от 7 до 8 лет. В самом Воронеже продажа ясыря была настолько распространена, что, в 1696 году приехавший сюда с инспекцией из Москвы воевода А. Бутурлин просто испугался. В своем донесении он сообщал, что у воронежских посадских и служилых людей и у казаков в городе и в деревнях практически в каждом дворе проживает по 3, 4, 5 полонняников. По его мнению, это переполнение Воронежа полоном создавало опасность в случае татарского

64

нападения: пленные могли зажечь город, указать татарам слабые пункты обороны, сообщить сведения о числе ратных людей и прочее.

Речные торговые пути на протяжении XVII века дублировались сухопутными дорогами. Таковыми были пути вниз по течению Дона, которыми обычно пользовались зимой, степная дорога от Валуек через Северный Донец в Азов. Сухопутные торговые пути связывали Воронеж не только с низовьями Дона, но и с другими районами страны. Наибольшую роль в сухопутной торговле играли города, расположенные вблизи Воронежа, к ним следует отнести Елец. Скопин, Оскол и другие. Следом за ними следовали города юга России: Ряжск, Рыльск, Путивль, из подмосковных Тула и. наконец, Москва. Тесно связан был Воронеж со Свинской ярмаркой у Брянска, а также с крупными ярмарками Поволжья

– Макарьевской и Нижегородской. Полностью отсутствовали торговые связи Воронежа с северными городами. Правда, правительство пыталось переориентировать воронежскую торговлю на рынки Поморья, приказав в 1664 году Воронежскому воеводе отправить в Вологду обоз с широким ассортиментом товаров, но из этого ничего не получилось.

На воронежском рынке наблюдалась специализация поставщиков товаров. Из Ливенского уезда в большом количестве привозили хлеб, из Добренского – мед, из Курска и Брянска – масло всех сортов. Ногаи в большом количестве пригоняли табуны своих лошадей, в результате чего к концу XVII века в Воронеже складывается крупный конный рынок.

Местное коневодство тоже стало развиваться в Воронежском крае, в конце этого же столетия под руководством архиепископа Митрофания были построены первые конезаводы, где разводились породы тяжелых ездовых лошадей-мериносов. Из Ельца в большом количестве привозили сельскохозяйственные орудия труда, в 1650 году было доставлено 134 штук сох. Тула, являвшаяся, как известно, центром заводского металлургического производства, изготавливала порох, свинец и разнообразное оружие. Все эти

65

предметы тоже появлялись на Воронежском рынке. Москва так же, как и Тула, в большом количестве производила металоизделия, но, кроме железа, оттуда в Воронеж привозили холсты, шелка, кожу, пушнину, а также галантерейный товар: мыло, бумагу, парфюмерию и т.д.

Формы торговли на юге были типичными для XVII века: это ярмарка в крупном городе, лавочный торг и коробейничество. Отличительной чертой торговли в Воронежском крае было то, что купцы ездили с товарами мелкими группами по 5- 7 человек. Трудно сказать, были ли это случайные спутники, или здесь существовала примитивная форма торговых корпораций. Но вполне возможно, что купцов заставляла объединяться отдаленность населенных пунктов и опасности в пути.

По сохранившимся документам можно сделать вывод, что в центр из Воронежа вывозили рыбу, мед, масло и другие продукты сельского хозяйства. Из центральных уездов сюда привозили металл, порох, сукно, шелк, бумагу, мыло и другие готовые ремесленные изделия, большая часть из которых шла транзитом на Дон. Следовательно, на всем протяжении XVII века Воронеж представлял собой центр по производству сырья

исельскохозяйственных продуктов. Это говорит о неразвитости местного ремесленного производства по сравнению с центральными районами страны.

Торговля имела громадное значение в экономике Воронежского уезда и города Воронежа на всем протяжении XVII века. Это стало заметным уже в первой половине столетия, что подтверждается пятинным сбором 1634 года. Пятинная деньга 1634 года представляла собой чрезвычайный налог на торговые обороты или ремесленное производство. В Воронеже пятой деньгой облагались местные и отъезжие торги

ипромыслы. По сумме сбора можно определить место данного города в системе торговли всего государства. С Воронежа 1634 году было взято 1 342 рубля 9 алтын 2 деньги, причем только один воронежец Русин Змиев внес 490 рублей вместе с братом в Москве. Сумма сбора пятинной деньги с Воронежа ставит его

66

в один ряд с такими крупными торговыми городами, как Тула, Юрьев-Польский и Чебоксары. Следовательно, уже в первой половине XVII века торговля составляла важнейшую статью дохода для воронежцев.

Во второй половине этого столетия значение торговли еще более возросло. Из среды воронежских купцов выделяются такие крупные предприниматели, как Н. Веневитинов, О. Кулешов, В. Кувакин. Они занимались в основном сухопутной торговлей с Москвой. Большие капиталы нажили воронежские купцы и на донской струговой торговле, особенно Гарденины, Быковы и Хрипуновы. Богатейшими торговцами стала семья пушкарей Прибытковых. В конце XVII века Прибытковы получили дворянское звание.

Итак, приведенные факты свидетельствуют, что Воронеж и Воронежский уезд на протяжении всего XVII века переживал мощный экономический подъем, превративший его из городакрепости в крупный торговый и ремесленный центр. Главными занятиями жителей были ремесло, торговля, судоходство по Дону. Сельским хозяйством практически на всем протяжении столетия занимались служилые люди, так как земля составляла их жалованье. Постепенно город Воронеж и его уезд превратились в хлебную житницу южной окраины Московского государства. В городе возник крупный хлебный рынок, позволивший ему стать своего рода распределительным пунктом хлеба, муки и круп. Развитие местного сельского хозяйства способствовало становлению торговли, особенно струговой, проходившей по реке Дон.

Одновременно с торговлей, в Воронежском крае развивались ремесла и промыслы, основанные на эксплуатации местных природных богатств. Промыслы так же, как и сельское хозяйство, внесли значительный вклад в развитие местной торговли, особенно ловля рыбы и бортничество.

Ремесла в крае первоначально развивались в целях удовлетворения военных запросов, это, прежде всего, селитерное и металлургическое производства. Только во второй половине XVII века кустарная металлообработка стала

67

поставлять свои изделия на широкий рынок. В Воронежском крае развивалась и деревообработка, к которой относились строительство укреплений и изготовление стругов. И если к концу столетия строительство укреплений потеряло свое значение, то струговое дело настолько возросло, что позволило Петру I организовать в Воронеже строительство военного флота.

В конце XVII века Воронеж по уровню развития своей торговли превратился в экономический центр южной окраины Московского государства. Это подтвердило и правительство в Москве, создавшее 2 апреля 1682 года Воронежскую епархию. Следовательно, экономическое развитие города Воронежа позволило ему из маленькой крепости превратиться в своеобразную столицу южной окраины Московского государства.

Тема 5. ВОРОНЕЖСКИЙ КРАЙ В ПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

История Воронежа и Воронежского края конца ХVII – первой четверти ХVIII вв. тесно связана с именем и деятельностью Петра I. Как известно, преобразования Петра Великого коренным образом изменили все стороны жизни российского общества. Решение Россией петровского времени ряда взаимосвязанных задач внутренней и внешней политики (дальнейшее развитие производительных сил, изменения в социальной структуре общества, укрепление и реорганизация системы государственного управления и армии, создание флота, развитие просвещения и др.) отразилось на жизни не только всех слоев населения, но и различных регионов страны. С Воронежским краем в значительной мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. Впервые Петр I приехал в Воронеж в феврале 1696 г.; затем приезжал в 1699, 1701, 1703, 1705, 1709 и 1722 гг., иногда жил по несколько месяцев. При императоре-реформаторе Воронеж

68

стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Сюда приезжали для переговоров послы из Пруссии и Дании. Отсюда уезжал видный русский дипломат Емельян Украинцев для заключения перемирия с Турцией (и Петр I составил для него специальные инструкции). Здесь проходили военные и государственные советы, на которых принимались важные решения. Первый военно-морской устав, известный как «Указ по галерам», Петр I написал, плавая по Дону и Воронежу. Вместе с царем в Воронеж и Воронежский край в конце ХVII – первой четверти ХVIII вв. приезжали А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Ф.А. Головин, А.С. Шеин и многие другие государственные деятели.

Изменился внешний вид Воронежа. Центр его с правого высокого берега переместился к реке, на берегу которой в конце 1695 – начале 1696 г. была заложена судостроительная верфь. На острове, образованном двумя протоками Воронежа, было построено адмиралтейство. В него входили цитадель (крепость) и цейхгауз (здание для хранения военного имущества). Рядом с адмиралтейством расположился ряд обслуживающих мануфактур, верфи. Крепость (1697 – 1698) представляла из себя четырехугольное в плане сооружение, с множеством окон по периметру и с симметрично расположенными башнями по углам. Башни завершались главками и шпилями. Общая площадь крепости равнялась 1 га. Во внутреннем дворе адмиралтейства стояла часовня.

Цейхгауз (1696 – 1698) являлся вторым каменным зданием Воронежского адмиралтейства. В нем, наряду с арсеналом, размещалась царская резиденция и канцелярия. Цейхгауз – это большое здание в три этажа. Верхний этаж был деревянным. Из-за ветхости в конце XVIII в. он был разобран.

В1876 г. в здании цейхгауза разместился городской яхтклуб.

Кзападу от крепости и выше по течению реки разместилась верфь, стояли дома морских офицеров, а позади них шли улицы разных мастеров и работных людей. В этой части города появились первые дома, выстроенные в европейском стиле. По приглашению Петра I сюда приезжали иностранные

69

мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции. Все они селились в этом месте. Так в конце XVII в. в Воронеже возникла Немецкая слобода. Не исключено, что в 1711 г. в Немецкой слободе недолгое время жил капитанпоручик Витус Беринг, датчанин по национальности, позже известный мореплаватель. В этом году вместе с группой офицеров и матросов В. Беринг приезжал в Воронеж, где ему было поручено командование небольшим боевым кораблем «Таймолар», построенным у с. Рамони. В связи с начавшимся Прутским походом, Азовский флот решено было пополнить дополнительными судами, в число которых был включен и «Таймолар». Недалеко от адмиралтейства находился деревянный дворец, выстроенный специально для Петра I.

На территории города и недалеко от него были построены заводы и мастерские – пушечные, канатные, парусные, суконные, лесопильные, кузнечные, кожевенные и другие.

В 1703 г. в Воронеже была открыта школа – первое в истории города и края учебное заведение, предназначенное для подготовки будущих младших офицеров. Воронежские ученики получили из Москвы первые буквари, азбуки, арифметики. Некоторые из книг, например, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, изданная в 1703 г., до сих пор хранятся в отделе редких книг библиотеки Воронежского государственного университета. После издания указа Петра I в 1714 г. об открытии в городах России цифирных школ, такая школа была также открыта в Воронеже. В ней дети от 10 до 15 лет обучались "цифири и некоторой части геометрии". В Воронеже и крае это было первое учебное заведение для детей.

Подъем экономической, политической, социальной и культурной жизни Воронежа в конце ХVII – первой четверти ХVIII вв. был вызван оживлением внешнеполитической деятельности России на юге. Окрепшее к этому времени Российское государство начало открытую борьбу с Турцией и Крымским ханством: летом 1695 г. русские войска под командованием Головина, Лефорта и Гордона прибыли под Азов; однако, крепостью овладеть не удалось, так как русские

70

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]