Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2630

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
1.96 Mб
Скачать

современной Воронежской области. Только Рыльск был единственным местом в пределах современного Центрального Черноземья, в котором не прерывалась оседлая жизнь от нашествия Батыя до XVI в.

В60-е гг. XV в. на землях Придонья, отошедших к Москве, находились селища, места разоренных татарами деревень. Через десять лет «совершенно безлюдными» эти территории называет посол Венецианской республики в Персии и путешественник Амброджо Критарини (1476 г.)

Вконце XV в., на рубеже XV – XVI вв., наш край в основном оставался территорией Поля. Хотя в конце XV в. Московское княжество начало осваивать и использовать Дон для судоходства и судостроения. Оно проявило интерес к использованию донского водного пути, традиционно связывавшего Русь с Причерноморьем. Известны случаи строительства судов для российских и иностранных дипломатов, купцов. В низовьях реки Меча в современной Липецкой области возникали временные поселения плотниковсудостроителей.

Господство Большой Орды не могло способствовать экономическому развитию и подъему регионов современного Центрального Черноземья, так как она была одним из самых отсталых монгольских государств. У ордынцев преобладало кочевое скотоводство. Хотя кочевники смогли понять, оценить

ииспользовать богатые черноземные земли.

Орда периодически распахивала отдельные участки степей, возможно, и нынешней Воронежской области, засевала плодородные земли, получала высокие урожаи пшеницы и проса, удивлявшие итальянского путешественника Иосафата Барбаро. Однако большую часть богатств ордынцам доставляла организации набегов на русские земли, которые проходили по территории и современной Воронежской области.

В первой половине XVI в. хозяйственному освоению Поля мешали определенные факторы. Важнейшими из них были постоянные жестокие и грабительские набеги татар. Во время крупных набегов в походах участвовали десятки тысяч

41

татар-конников, которые разоряли русские города и села. Следует принимать во внимание и тот факт, что пограничные знаки между Россией и Крымом, установленные в 1571 г. в верховьях р. Миуса экспедицией М. Тюфякина и М. Ржевского, не признавались татарами.

Набеги Крым совершал по Муравской, Изюмской, Кальмиусской дорогам; Ногайская дорога проходила по современной территории Воронежской области. Целью набегов был захват русских людей для продажи в рабство. Центром торговли рабами была Кафа (Феодосия), которая принадлежала османам. В XVI в. там продавалось ежегодно 17 тыс. рабов. К концу XV в. цена раба-славянина достигала 4 золотых дукатов.

Угроза захвата в плен и продажи в рабство также создавала психологическое препятствие у русских людей для массовой колонизации Поля.

Отдельные аспекты военной тактики Московского государства препятствовали экономическому развитию края. Для защиты от набегов татар жгли степь на огромных территориях. Такой поджог был организован в пределах современной Воронежской области в 1571 г.

Следует также выделить и вовлечение Московского государства в активные военные действия на юго-западе и востоке, с Великим княжеством Литовским, с Казанским ханством, присоединение к Москве Астрахани.

Присоединение некогда зависимых от Крымского ханства земель, например, Великого княжества Литовского, вовлекало Российское государство в даннические отношения к Крыму, отвлекая средства, необходимые для освоения опустевших земель. Например, согласно завещанию Ивана III от 1503 г., после победы в русско-литовской войне выход всем татарам, за который была ответственна Россия, был определен в достаточно большую сумму – 1 000 руб.

Совокупность этих факторов не способствовала быстрому появлению новых городов, сел и деревень, интенсивному колонизационному движению русских людей в

42

этот регион. Москва не могла активно создавать вотчины и поместья и обустраивать эту территорию.

Однако ситуация меняется во второй половине XVI в., когда создаются военно-политические предпосылки для экономического освоения территории современной Воронежской области. Для Московского княжества контроль над Полем был жизненно необходим, так как северная граница Поля достигала Тулы. Основные военные силы Москвы были заняты с конца 60-х гг. XVI в. в Ливонской войне.

Поэтому Московское государство создает на Поле в пределах современной Воронежской области, по мнению В.И. Пановой, два общероссийских сторожевых поста – у г. Лиски и недалеко от места впадения р. Вороны в р. Хопер. А.М. Аббасов полагает, что в сторону Воронежа из города Ряжска высылались дозоры на три пункта.

Неудачи в Ливонской войне, в реализации главных геополитических интересов на западе, постоянная угроза крымских набегов привели Московское государство к необходимости дальнейшего укрепления своих южных границ н расширения экспансии на этом направлении. Кроме того, Россия вынуждена была также защищать территорию Поля от проникновения туда «черкас» (украинцев).

Рост населения в центральных районах страны в предшествующий период создавал демографические предпосылки для организации хозяйственной деятельности на малозаселенных территориях. От организации сторожевых постов Москва переходит в последние два десятилетия XVI в. на Поле, в том числе, и на территории современной Воронежской области, к созданию новых городов – фактически крепостей, призванных защищать границы страны от внешних врагов, способствовать экономическому освоению значительных территорий.

Среди других городов был основан и Воронеж. Рассмотрение процесса создания крепости в рамках экономической истории достаточно обоснованно, так как многие города при своем основании являлись крепостями, а

43

потом превращались в административные центры, центры торговли и ремесла.

Дата основания города Воронежа неоднозначно определяется историками. Так, Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» признавал существование современного ему губернского центра – Воронежа – с XVII в. Выдвигаются версии об основании Воронежа с IX в., XII вв. М.И. Славинский указывает, что Воронеж уже существовал в 1567 г., он был главным городом воеводства. Эти идеи находятся в стадии обсуждения, дискуссий ученых и общественности.

Большой вклад в разъяснение «белых пятен» этой проблемы внес известный ученый В.П. Загоровский. В свете полученных научных данных известно, что сооружение первой Воронежской крепости началось осенью 1585 г. и было завершено к марту 1586 г. Крепость строилась по указу цapя Федора Ивановича. Она должна была служить, прежде всего, защитой от набегов ногайских татар. У истоков строительства Воронежа были В.Г. Биркин, С.Ф. Сабуров, И.Н. Судаков. Семен Федорович Сабуров стал и первым воронежским воеводой. Крепость строилась в районе современной улицы Шевченко, недалеко от главного корпуса Воронежского государственного университета, между современный улицами 20 лет Октября и Степана Разина. Ее площадь составляла около 5 тыс. кв. м.

Процесс превращение Воронежа и окружавших его земель в центр земледелия, ремесла и торговли был достаточно длительным.

Сначала для охраны южных рубежей Московского государства в Воронежскую крепость набирались стрельцы. Постоянное хлебное и денежное жалование им не выплачивалось, поэтому они служили «с земли», занимались ее обработкой, земледелием. А.А. Зимин считает, что по мере освоения южных районов туда продвигалась трехпольная система, но она даже к концу XVI в. не вытеснила переложную. Среди стрельцов Воронежа и других крепостей Центрального

44

Черноземья не получили в XVI в. широкого распространения торговля и промыслы.

Я.Г. Солодкин указывает, что в 1590 г. возникли новые препятствия для сохранения военного могущества воронежской крепости и экономического развития региона. Крепость пострадала, очевидно, в результате следующих причин: или нападения татар и «черкас», или пожара по вине ее жителей, или же запустения во время ликвидации московскими властями «крамолы» на юге России.

В 1591 – 1592 гг. Воронеж строился, и в 1594 г. была возведена новая крепость – «рубленый город» – под руководством И. Катеринина (у спуска по современной улице Володарского). Была создана возможность для развития экономики края. Свое военное значение Воронеж сохранял до второй половины XVII в. Постепенно рядом с крепостью стали появляться слободы – Стрелецкая, Казачья, Пушкарская, Беломестная. Каждая слобода имела церковь и своего святого покровителя.

Крепость и ее защитники создали основу для мирной деятельности крестьян, купцов, ремесленников. В дальнейшем из всех городов, созданных на Поле, посады в Воронеже, Курске, Ельце развивались наиболее динамично.

Следует отметить, что хозяйственное освоение региона и территории современной Воронежской области проходило довольно медленно.

По мнению В.П. Загоровского, термин «Поле» исчезает из официальных документов во второй половине XVII в. В условиях постоянной конфронтации Российского государства с Крымским ханством русские люди заселили и начали хозяйственное освоение примерно одной четвертой части территории Воронежской области – на северо-западе и северовостоке. Более интенсивно экономическое развитие нашего края проходило в XVII веке.

45

Тема 4. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КРАЯ В ХVII в.

Экономическая жизнь Воронежского края, как и всей России в XVII веке характеризовалась развитием торговли и ремесла. Наряду с ростом численности городского населения, расширялся местный и Всероссийский рынок, возникали крупные ярмарки, становившиеся центрами оптовой торговли. Среди них самыми крупными стали Нижегородская, Московская, Макарьевская, Архангельская и Ирбитская. Товары продававшиеся на этих ярмарках, распространялись не только внутри страны, но, и в больших количествах поступали за рубеж. Например, Архангельскую ярмарку ежегодно посещали большие группы английских, голландских, шведских, датских купцов. Представители Англии, Голландии, Скандинавских стран часто приезжали на Московскую, Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Велась активная торговля и со странами Востока, через Нижегородскую и Астраханскую ярмарки. На Ирбитской ярмарке иногда бывали китайские купцы. Не редкостью были в России XVII века торговцы из Индии.

Помимо торговых центров, в XVII веке в России возникли крупные центры ремесленного производства, многие из которых стали в следующем столетии большими промышленными районами. Так, на севере страны быстрыми темпами развивалось металлургическое производство, особенно в таких городах, как Тихвин и Устюжна-Железнопольская. В центре выделяли такие районы кустарной металлообработки, как Москва, Тула. Там же в Тульском и Московском уездах в первой половине XVII века началось строительство крупных вододействующих заводов. Развивались и центры текстильного производства, самыми крупными из них являлись Костромской

иЯрославский уезды.

ВXVII веке были заложены основы русского протекционистского экономического законодательства. Торговый и Новоторговый уставы от 1653 и 1664 годов стали основой для

46

будущей законодательной политики в сфере экономики Петра I и Екатерины Великой. Бурное экономическое развитие происходило и на территории современного Воронежского края.

Вначале XVII века территория будущего Воронежского края административно входила в состав Рязанского уезда. Здесь оседали рязанские промышленники в достаточно большом количестве. Главными сферами их деятельности являлись рыбная ловля, бортничество и связанные с ним воскобойный и медовый промыслы.

Вначале XVII века на территории современной Воронежской области, которая в то время была практически не заселена, московское правительство начинает создавать государственные откупные ухожьи места рыбной ловли, сбора меда диких пчел, добычи пушных зверей. Ухожьи продавались за деньги всем желающим на любой срок. Владельцы платили определенный налог либо деньгами, либо продуктами.

Ухожьи просуществовали до начала XVIII века, их наличие было выгодно правительству. В 1614 году, после окончания Смуты, по указу царя Михаила Федоровича количество ухожаев в Воронежском уезде даже увеличилось. Часть налоговых повинностей с местного населения начала взыскиваться продуктами. Особенно выделялся медовый сбор,

оего размерах можно судить по тому, что только с одного Битюцкого ухожья за три года аренды (1670 – 1673 годы) было взято, кроме причитавшихся 354 рублей – 20 пудов меда.

Развитие пчеловодства способствовало не только производству меда в больших количествах, но также и изготовлению воска. К середине XVII века воскобойный промысел настолько развился в Воронежском крае, что превратился в особую статью дохода Московского государства. Ежегодно в Москву отправлялось до 10 пудов воска, иногда и больше.

Такое же значение, как пчеловодство, для развития экономики Воронежского края имело рыболовство. Оно составляло в первой половине XVII века одну из доходнейших

47

оброчных статей государственной казны. Рыба в Воронежском уезде продавалась в больших количествах и вывозилась в другие районы страны. С начала XVII века воронежские воеводы ежегодно поставляли ее даже на царский стол.

По мере заселения Воронежского края выходцами из других районов страны, здесь начинают развиваться и другие промыслы. После официального основания города Воронежа правительство в большом количестве начинает переселять в этот район мелких служилых людей из северных центральных уездов страны. Одновременно с ними сюда устремляется большое количество беглых крепостных крестьян и другой вольницы. Правительство до 1670 год относилось к переселявшимся на новоосвоенные земли беглым достаточно лояльно, некоторых из них даже переводили в разряд служилых людей. На южной окраине Московского государства люди были нужны в больших количествах, прежде всего, как военная сила. В качестве жалованья служилые люди получали мелкие наделы земли, которые они обрабатывали. Иногда земля давалась не отдельно человеку, а целой группе населения, это называлось «четвертным правом».

Сложное время Воронежский край переживал в начале XVII века во время Смуты. Вначале Борис Годунов, конфликтовавший с донскими казаками, ввел тесную блокаду Дона в южных уездах Московского государства. Это отрицательно сказалось на донской струговой торговле, проходившей через Воронеж. Поэтому неудивительно, что воронежцы поддержали Лжедмитрия и одними из первых присягнули ему на верность. После его смерти воронежцы не приняли правления Василия Шуйского и примкнули к восстанию Ивана Болотникова в 1606-1607 годах. Через территорию Воронежского уезда прошли его отряды, двинувшиеся затем на Елец, а оттуда на Тулу и Москву. Разгром Болотникова не оказал большого влияния на отношение воронежцев к Московским властям, они примкнули к «Тушинскому вору» (Лжедмитрий II).

48

В 1612 году положение резко изменилось. Неизвестно принимали ли участие представители Воронежа на Земском соборе 1613 года, где избрали династию Романовых на престол, но они полностью поддержали его решения и подчинились центральным властям. За это им отомстили Марина Мнишек и ее ближайший сторонник Заруцкий. Отступавшие на юг от Москвы отряды Заруцкого напали на Воронеж и полностью его сожгли. Царское войско, отправленное против Заруцкого, не успело подойти к городу.

Опустошения Смутного времени отрицательно сказались на экономической жизни Воронежского края, сократилась численность населения. Была разрушена система укреплений, и набеги крымских татар и ногаев участились. Промышленники, обслуживавшие рыбные затоны и медовые ухожья, забрасывают свои производства или наведываются на них не часто, проводя большую часть года в укрепленных городах.

К началу 1620 годов жизнь в Воронежском крае стала постепенно восстанавливаться. Город Воронеж достаточно быстро отстроился после пожара 1613 года. В 1615 году по Дозорной книге, составленной группой правительственных чиновников во главе с Г. Кириевским, Воронеж имел два пояса укреплений и насчитывал семь слобод. Среди них особенно выделялись Чижовская слобода, где проживали донские: казаки, Стрелецкая слобода, Белопоместная, Пушкарская, Затинная и Ямская. Основную массу населения города составляли служилые люди, в 1619 году их насчитывалось 1033 человека. В XVII веке в России служилые люди делились на две категории. Первая категория – служилые люди «по отечеству», землевладельцы и феодалы разных чинов от бояр до провинциальных дворян и детей боярских.

Вторая категория – служилые люди «по прибору» – стрельцы, казаки, пушкари, затиньщики, драгуны, солдаты. Представители этой группы служилых людей набирались из разных сословий и групп населения – бедных слоев посада, нетяглых, вольных охочих людей, казаков. В количественном отношении служилых «по прибору» в Воронеже было больше,

49

чем служилых «по отечеству». Последние в основном проживали не в городе, а в своих поместьях в уезде.

В начале 1620 годов вокруг города стал складываться Воронежский уезд. Старинные уезды образовывались не по решению правительства, а исторически. В Воронежский уезд вошли селения, существовавшие здесь как до основания города, так и после. Воронежский уезд в начале XVII века располагался по течению рек Дон, Воронеж и Усмань. В него входило 4 стана – Борщевский, Чертовицкий, Карачунский, Усманский; это деление сохранилось до конца столетия. Его крайними географическим точками были на севере – село Белый Колодезь, на юге – Борщевский монастырь, западная граница шла по правому берегу Дона, восточная – по реке Усмани. Самой заселенной частью Воронежского уезда был правый берег реки Воронеж. В 1615 году Воронежский уезд насчитывал 53 селения, в том числе 15 сел, 1 сельцо, 27 деревень, 4 слободы и 5 починков. В уезде находились 2 монастыря – Карачунский и Борщевский. Рост населения Воронежского уезда наблюдался на всем протяжении XVII века, он происходил как за счет приборных служилых людей, так и за счет крестьян. Динамику заселения Воронежского уезда показывают цифры, если в 1619 году в уезде насчитывалось 1570 крестьянских и бобыльских дворов, то уже в 1646 году это число увеличилось до 2060.

Начиная с 1646 года количество крестьян в Воронежском уезде начало сокращаться. Это было вызвано, главным образом, военными мероприятиями правительства, направленными на оборону южных рубежей России от татарских набегов. В 1637 году по указу правительства на южной окраине Московского государства создаются так называемые «заказные города», где боярам и дворянам запрещается приобретать вотчины и поместья. Заказным городом стал и Воронеж, а в 1646 – 1648 годах правительство перевело в Воронежском уезде большинство крестьян на положение приборных служилых людей. Только в 1676 году Воронеж выводится из

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]