Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pavlova_O_Chechenskiy_etnos_segodnya

.pdf
Скачиваний:
33
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
28.68 Mб
Скачать

130

Чеченский этнос сегодня

Аналогичные результаты получены и в исследовании Л.У. Курбановой: в среднем около 60% чеченских респондентов против межэтнических браков1.

Проблема межэтнических браков наиболее остро встает за пределами Чеченской Республики, в частности, в Москве и СанктПетербурге. Из табл. 6 видно, что в ответах столичных респондентов резко возрастает негативное отношение к межэтническим бракам. Связано это, скорее всего, с тем, что вероятность межэтнического брака в моноэтнической Чечне в настоящее время очень мала. А вот за пределами Родины, куда многие выезжают учиться или работать, эта возможность абсолютно реальна. В чем же видят проблему межэтнических браков наши респонденты?

Ответы респондентов можно разделить на несколько групп. В первую группу ответов вошли те, которые связаны с про-

блемами детей, рождающихся в таких семьях:

Проблемы появляются у детей.

Их дети бывают неполноценными в разговоре, поведении, в облике.

Это сложно для будущих детей.

Ребенок не знает, к кому себя отнести.

Вторую группу ответов, наиболее многочисленную, составили те, в которых основной проблемой межэтнических браков видится конфликт религий и культур супругов, конфликт менталитетов и недопонимание:

Разноверие, непонимание культуры.

Незнание двух культур.

Язык, дети, традиции, обычаи, культура, религия.

Разное воспитание. Разные традиции.

В вере.

Упадок своей культуры.

1 Курбанова Л.У. Проблемы и процессы гендерной самоидентификации чеченцев.

Краснодар, 2012. С. 178.

Традиции и обычаи в жизни чеченского народа

131

 

 

Проблема в том, что две культуры никогда не понимают друг друга.

Две культуры не подготовлены друг к другу.

Тяжело принять обычаи, традиции чеченского народа.

Несовместимость обычаев, традиций.

В менталитете.

Утрата культурных ценностей.

Незнание культуры, адатов.

В том, что они не знают культуры до конца.

Неуважение нашей культуры другими национальностями.

Несовместимость.

Чаще всего недопонимание.

Третью группу ответов составили те, которые обозначали основной проблемой межэтнических браков запрет старших родственников.

Вчетвертой группе ответов наших респондентов волновала чистота чеченской крови:

Чистота крови для меня важна.

Я за сохранение чистой нации.

Портится чистая чеченская родословная.

И, наконец, пятую группу ответов составили те, в которых наши респонденты не видят проблем межэтнических браков:

Не вижу проблему.

Не вижу никакой проблемы в этом.

Я не вижу проблемы.

Какие проблемы? Главное, чтобы люди ужились.

Всоветское время межэтнические браки поощрялись руководством страны и встречались довольно часто. В Чеченской Республике проживает немало семей, где хозяйка дома – русская женщина. Большинство из этих женщин давно являются частью чеченской культуры, она органична для них. В наших анкетах попадались те, что были заполнены русскими женами чеченцев. Это женщины 4050 лет, которые уже давно являются снохами

вчеченских семьях. Так, одна из наших респонденток, русская

132

Чеченский этнос сегодня

жена чеченца, 43 лет, на вопрос о том, кем по национальности она считает себя, ответила: чеченкой! Судя по ответам на вопросы нашей анкеты, она очень хорошо осведомлена о характерных особенностях чеченской культуры, хотя «еще плохо владеет чеченским языком». Другая русская жена чеченца отвечала, что проблема межэтнических браков заключается в том, что у представителей разных культур «очень большое различие в психологии и во взгляде на брак». В ответах еще одной респондентки, дочери смешанного брака чеченца и русской, была отмечена трудность самоидентификации. Так, на вопрос о своей национальности, она ответила: «не причисляю себя никуда». Проблему межэтнических браков информант (37 лет), испытавшая ее на собственном опыте, сформулировала так: «Предвзятое отношение к детям из таких семей; неприятие особенностей культуры другой нации».

Проблема детей и их воспитания в традиционной чеченской культуре не случайно волнует наших респондентов. Именно мать больше времени проводит с детьми. И если она принадлежит к другому народу, ей достаточно сложно передать детям всю специфику чеченской культуры, обычаев и традиций. Но ведь матери необходимо воспитать в своих детях настоящих чеченцев. Поэтому в процессе воспитания детей чаще всего возникают трудности в межэтнических семьях. Так, один из респондентов (мужчина, 25 лет) рассказывал, что, проживая в Москве, он женился на украинке. Семья молодого человека была не очень рада браку. Но молодые неплохо уживались вместе. Продолжалось это до тех пор, пока в семье не родилась дочь. Постепенно глава семьи стал понимать, что его супруга совсем не знает специфики чеченской культуры и не может передать ее их дочери. А на его просьбы вникнуть в чеченскую этнокультуру женщина не проявляла никакого интереса. Эта ситуация привела к серьезным конфликтам в семье, разводу и судебной тяжбе за ребенка, которую выиграла мать. Молодой отец очень сильно переживал эту ситуацию. На мой вопрос о том, рассказывал ли он своей будущей супруге о том, что входит в понятие «чеченская жена», он

Традиции и обычаи в жизни чеченского народа

133

 

 

отвечал отрицательно. «Но почему?!», – задала вполне уместный вопрос я. «Потому что тогда я не чувствовал себя чеченцем!» – таков был его ответ.

Для психолога этот ответ является красноречивым доказательством того, что на процесс формирования этнической идентичности «большое влияние оказывает социальный контекст»1. Действительно, вполне объяснимо, что проживая в мегаполисе вне своей культуры (а ситуация военного конфликта в Чеченской Республике привела к тому, что многие уезжали из Республики, и взросление молодежи происходило вне этнических реалий) молодые люди не всегда могут четко определить содержательную суть своей идентичности. Она может быть размыта. Как психологический феномен, этническая идентичность подлежит трансформации и может актуализироваться под влиянием различных обстоятельств. Став главой семьи и отцом, мужчина почувствовал ответственность за будущее своей дочери, что, безусловно, привело к актуализации этнической идентичности и к тем проблемам экзогамных браков, которые указали наши респонденты в своих анкетах.

Разумеется, что далеко не все экзогамные браки таковы. В беседе с руководителем чеченской воскресной школы в Москве А.Х. Идиговой я узнала, что дети от смешанных браков часто посещают эту школу, чтобы постичь и сохранить обычаи и культуру чеченского народа. Инициаторами «настоящего чеченского воспитания» часто становятся именно русские жены чеченцев. Как правило, они стараются сами глубоко осмыслить культуру чеченского народа и передать ее детям, чтобы вырастить из них настоящих чеченцев. Даже в случае развода многие женщины понимают необходимость традиционного воспитания, с уважением относясь к чеченской культуре и ее мощному этнопедагогическому потенциалу.

Хотя, безусловно, реальные человеческие истории порой очень трагичны. Так, один из моих студентов – сын смешанно-

1 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2006. С. 251.

134

Чеченский этнос сегодня

го брака чеченца и русской, принес однажды мне заявление о перемене фамилии и отчества. Я очень удивилась, но услышав его историю, многое поняла. Мужчина (35 лет) рассказал о том, что отец с матерью развелись давно, он воспитывался матерью,

ине чувствует себя чеченцем. А поскольку во время продолжавшейся тогда чеченской войны носить чеченские ФИО и иметь местом рождения г. Грозный было небезопасно, то он почувствовал острую потребность уже в таком весьма зрелом возрасте поменять фамилию и отчество на русские (русское имя ему было дано при рождении). Документы были изменены, и переведшийся из другого вуза в его группу чеченец ни по каким признакам не опознал в нем представителя своего этноса. Эти непростые истории, за каждой из которых стоят реальные судьбы детей, показывают, что отношение к вопросам семьи и брака, особенно межэтнического брака, должно быть очень серьезным. Становится понятным, почему почти 80% наших респондентов, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, высказались против межэтнических браков.

Многочисленные исследования межэтнических браков этнопсихологами и этносоциологами подтверждают тот факт, что «национально-смешанные браки в целом менее устойчивы, чем однонациональные. Национально-смешанные браки чаще оказываются вне системы неформального социального контроля, что в конечном счете снижает их стабильность»1. Действительно, когда брачные партнеры принадлежат к одной этнической группе, у них сформированы одинаковые культурные установки

ивзгляды на брак; кроме того, семейные взаимоотношения регулируются со стороны большого коллектива родственников и близких людей. В случае межэтнического брака подобная регуляция не работает.

Психологический феномен проблемной этнической идентичности выходцев из межэтнических браков широко описан

1 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1998. С. 226.

Традиции и обычаи в жизни чеченского народа

135

 

 

в психологии. Этническая идентичность таких людей часто характеризуется таким понятием как «маргинальная этническая идентичность»1. Индивиды, являющиеся ее носителями, часто испытывают внутриличностные конфликты, возникающие на почве того, что человек не в состоянии овладеть полностью нормами и ценностями исходных культур и балансирует между ними2. Именно поэтому изучение этнической структуры современной чеченской семьи подтвердило ее практически полную этническую гомогенность (см. табл. 7).

Из табл. 7 видно, что в чеченском обществе строго придерживались и придерживаются принципа этнической эндогамии. Особенно эта чистота крови характерна по мужской линии. Крайне редки случаи (на уровне статистической погрешности), когда считают себя чеченцами дети, имеющие отца другой этнической группы. Как видно из таблицы, это представители родственных и культурно близких народов: ингуши, дагестанцы. Встречаются единичные случаи, когда чеченцем считает себя человек, имеющий (биологически) русских родителей. Один из таких случаев приобрел широкую известность, так как приемной матерью русского мальчика Вити Пиганова из детского дома стала мама Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова Аймани Кадырова3. Мальчик носит чеченское имя Висита (что в переводе с чеченского означает «оставайся живой»), отчество Ахматович, и является братом Рамзана Ахматовича Кадырова. Мальчик еще за несколько лет до усыновления принял ислам, говорит на чеченском языке, которому научился еще в детском доме у дру- зей-чеченцев. Сейчас он женился на чеченке4. Важно, что в своих интервью на вопрос журналистов, кем он себя ощущает, он отвечает «чеченцем»5.

1Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2006. С. 275.

2Там же. С. 275.

3[Электронный ресурс] URL: http://news.mail.ru/society/1138881/

4[Электронный ресурс] URL: http://kadyrov2012.org/2010-02-04-23-01-09/882-2011- 03-20-10-22-59

5[Электронный ресурс] URL: http://www.kp.ru/daily/23754/56136/

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: «Кто по национальности ваши ближайшие родственники»

(ответы даны в %)

 

чеченцы

 

 

 

 

 

 

 

Националь-

 

 

 

 

 

 

даге-

 

 

Все че-

Из них

ингуши

казахи

русские

евреи

немцы

хакасы

ность

мелхи-

станцы

ченцы

 

 

 

 

 

 

 

стинцы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец

98,8

0,8

0,4

-

0,4

-

0,4

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мать

96,4

0,8

0,4

0,8

1,6

-

-

0,4

0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дед по отцу

98

0,8

0,8

-

0,4

-

0,4

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дед по матери

95,3

0,8

0,4

0,8

1,2

0,4

-

0,4

0,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабушка по

97,3

0,4

1,2

-

0,8

-

-

0,4

-

отцу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабушка по

95,7

0,8

0,4

0,8

2,0

-

-

0,4

0,4

матери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муж

12,2

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жена

0,8

-

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

136

сегодня этнос Чеченский

Традиции и обычаи в жизни чеченского народа

137

 

 

Таким образом, анализ приведенных примеров позволяет констатировать, что формирование этнической идентичности, ее негативная или позитивная окраска в значительной степени зависит от социального контекста.

Появление в семейной истории чеченцев казахов, а также советских немцев, связано с годами депортации чеченцев в Казахстан.

Политика СССР была направлена на ассимиляцию депортированных народов. Это подкреплялась различными указами. Так, в январе 1945 г. Наркомом НКВД СССР Чернышевым было дано следующее указание Наркому НКВД Казахской ССР Богданову: «Спецпоселенцы по национальности чеченки, ингушки, балкарки и карачаевки при выходе замуж за местных жителей, не являющихся спецпереселенцами, снимаются с учета спецпоселенцев и освобождаются от всех режимных ограничений. Постановление НКВД СССР»1.

Несмотря на подобное послабление участи, чеченцы препятствовали выходу замуж своих девушек за представителей других народов.

Всвою очередь, местным девушкам, не относящимся к спецпереселенцам, выйти замуж за чеченца или другого представителя депортированных народов, означало лишиться всех прав свободной жизни и оказаться в положении депортированной. И, тем не менее, подобные браки были, хоть и в небольшом количестве, о чем свидетельствуют результаты ответов на вопрос нашей анкеты.

Входе анкетирования мы изучали брачные предпочтения чеченцев на сегодняшний день. Мы предложили нашим респондентам ответить на вопрос: «С представителями каких национальностей брак, по Вашему мнению, желателен / возможен / недопустим?».

1 ГАРФ. Ф. Р.-9401. Оп. 1. Д. 2704-38. Л. 16 / См.: Репрессированные народы России. С. 143. Цит. по: Яндиева М.Д. Депортация ингушей. Причины. Обстоятельства. Последствия. Тбилиси, 2012. С. 292.

Таблица 8

Распределение ответов чеченцев на вопрос: С представителями каких национальностей брак, по Вашему мнению, желателен / возможен / недопустим?

 

 

Мужчины

 

 

 

 

Женщины

 

 

желательно

%

возможно

%

недопустимо

%

жела-

%

возмож-

%

недопусти-

%

тельно

но

мо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чеченцы

80,1

ингуши

18,4

евреи

21,7

чеченцы

72,2

ингуши

14,9

евреи

11,3

ингуши

15,0

чеченцы

10,0

армяне

15,0

мусуль-

10,8

мусуль-

12,3

предста-

10,3

 

 

 

 

 

 

мане

 

мане

 

вители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

др.веры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мусульмане

8,4

мусульмане

10,0

русские

13,3

ингуши

4,6

чеченцы

6,7

русские

8,7

вайнахи

6,6

дагестанцы

6,7

все

10,0

даге-

2,0

даге-

6,7

все осталь-

5,1

 

 

 

 

остальные

 

станцы

 

станцы

 

ные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мелхистин-

3,3

русские

6,6

представите-

6,7

арабы

1,0

русские

5,7

христиане

4,6

цы

 

 

 

ли др. веры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

любая наци-

1,7

вайнахи

1,7

любая наци-

3,3

вайнахи

0,5

арабы

5,1

армяне

3,0

ональность

 

 

 

ональность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

-

арабы

1,7

осетины

3,3

русские

0,5

армяне

0,5

англичане

1,5

 

 

любая

1,7

христиане

3,3

-

-

грузины

0,5

любая наци-

1,0

-

-

националь-

 

 

 

 

 

 

 

ональность

 

 

 

ность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

-

грузины

1,7

казаки

1,7

-

-

татары

0,5

атеисты

1,0

-

-

кабардинцы

1,7

американцы

1,7

-

-

черкесы

0,5

иностранцы

1,0

-

-

-

 

англичане

1,7

-

-

кабар-

0,5

католики

1,0

 

 

 

 

 

 

 

 

динцы

 

 

 

138

сегодня этнос Чеченский

Традиции и обычаи в жизни чеченского народа

139

 

 

Анализ табл. 8 показывает, что в числе желательных брачных партнеров преобладают представители своей этнической группы (у 80% мужчин и 72% опрошенных женщин). Кроме того, желательными были названы браки с ингушами, вайнахами (чеченцами и ингушами) и мусульманами. Часть опрошенных в числе желательных брачных партнеров указали конкретный тукхум

– мелхи. Это характерно для тукхумной организации чеченского общества. Часть чеченцев предпочитает внутритукхумную эндогамию.

В отношении тайпа работает обратный принцип: для чеченцев характерна тайповая экзогамия. Интересно, что в ответах женщин встречалось большее разнообразие ответов. Так, некоторые респондентки считали, что желателен брак с дагестанцами, арабами, русскими (хотя число такие ответов крайне мало, на уровне статистической погрешности).

1,7% мужчин указали на возможность жениться на представительницах любой национальности. В ответах женщин таких примеров не встречалось.

Отмеченные тенденции наблюдались также и при ответе на вопрос о возможных брачных партнерах. Здесь повторились уже встречавшиеся ранее чеченцы, ингуши, дагестанцы, вайнахи, мусульмане, арабы и русские.

Также в этот список добавились представители некоторых других кавказских (кабардинцы, черкесы, грузины, армяне) и мусульманских (татары) народов. И вновь 1,7 % мужчин допускают возможность брака с представителями любых национальностей.

В число недопустимых брачных партнеров вошли те народы, которые исповедуют другую веру: христиане (русские, осетины, казаки, армяне, американцы, англичане), иудеи (евреи). Часто в ответах встречалось указание не столько на национальность брачного партнера, сколько на его религиозную идентичность: католики, атеисты, представители другой веры. Таким образом, проблема межэтнических браков имеет не только эт-