Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия религии.docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
21.06.2021
Размер:
92.02 Кб
Скачать

9.«Единое» в философии Плотина. Сознание и созерцание.

Философское учение Плотина - эта первая (может быть самая удачная) попытка выразить познавательными средствами (будь то мысль, чувство или созерцание) трансцендентную сферу. Диалектическая система Плотина представляет собой описание иерархического, динамического, энергийного целого. Абсолютным завершением этого целого является Единое, которое последовательно эманирует в менее трансцендентные сущности: Ум, Душу и Материю. Механизм возникновения мира в самом общем виде Плотин описывает следующим образом. Абсолютно трансцендентным началом мира является Единое. Единое есть все и ничто. Все из него. Единое есть все в смысле потенциального генезиса из него всего существующего. Но начало всего не может быть чем-то определенным, поэтому оно есть ничто. Именно потому, что нет в нем ничего, поэтому все есть из него. Единое есть абсолютная потенциальность. Единое является абсолютно совершенным и самодостаточным. Из его совершенства следует его преисполненность. Избыточность Единого создало сущее. Возникшее же вновь обращается к Единому и, созерцая самого себя, становится Умом. Ум - это созерцание, направленное на самое себя, как бы воображение Единого. Таким образом, переполненность Единого и созерцание самого себя одновременно сделало его и Умом, и сущим. В Уме заключена первоначальная двойственность бытия и мышления. Единое абсолютно полно, кроме него нет ни- чего другого. Единое вообще не может быть чем- нибудь, оно выше всякого бытия и сущности. Оно абсолютно трансцендентно всему. Поскольку Ему не свойственны никакие характеристики, оно не может быть ухвачено ни мышлением, ни каким бы то ни было познанием. Это абсолютное начало можно лишь мимолетно «умственно осязать». Постулирование Единого так же провозглашается Плотином исходя из диалектической необходимости. Мир как целое неизменен, но каждая вещь в мире изменяется и конечна. Через созерцание Плотин логически вводит и необходимость Единого. Созерцание как внешне-инобытийный процесс (как созерцание иного) предполагает самосозерцание. Самосозерцание возможно на уровне Нуса. Но такое самосозерцание все же не свободно от некоторой инаковости, внутренней раздробленности. Созерцание, абсолютно свободное от какого бы то ни было противопоставления (даже самопротивопоставления), есть Единое. То есть Ум как мышление пред- полагает такое начало, которое по смыслу раньше самого мышления. Это начало не есть мышление, а принцип самой процессуальности мышления.

10. Развитие и обобщение античных представлений о религии в трудах Лукреция Кара и Цицерона.

Лукреций: Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Придерживался психологической теории религии.

На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде – философской поэме «О природе вещей» (лат. De rerum natura) — облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики. Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом и доксографом учения Эпикура.

Цицерон: различение веры и теоретического разума, критика суеверий. Он говорит о том, что для него мнение предков о почитании богов неколебимо и что в вопросах религии авторитетами для него являются не стоики, а великие римские граждане. Все, что составляет религию, по его мнению, сводится к традиционной обрядности, ауспициям и прорицаниям, остальное же – домыслы поэтов и философов. Толкование религии не имеет смысла, ибо оно очевидные вещи делает сомнительными.