Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия религии.docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
21.06.2021
Размер:
92.02 Кб
Скачать

8. Теология стоиков. Бог как творческий логос. Смысл понятия промысла.

Религиозно-философское учение стоиков на протяжении веков испытывало влияния философии Гераклита, Пифагора, Платона и Аристотеля. Стоицизм сыграл немаловажную роль в формировании отдельных положений христианского вероучения.

Тождество космологии и теологии, представления о сперматическом Логосе и огненной пневме, провиденциализм и мантика — все эти отличительные черты своеобразной «философской религии стоиков не входят в круг рассматриваемых нами проблем, хотя и представляют очень большой интерес для истории религиозной мысли. Однако в рамках истории философии религии должны быть освещены два аспекта учения древних стоиков: учение о рациональных доказательствах бытия бога и аллегорическое толкование мифологии.

Стоики, как и эпикурейцы, полагали, что о существовании богов свидетельствует всеобщее распространение представлений о богах (историческое доказательство). Однако, в отличие от последователей Эпикура, они полагали, что представления о богах —пролепсисы — являются врожденными, заложенными в душу людей самой божественной природой.

Стоик Клеанф (331 — ок. 232 до н.э.) приводил четыре тезиса, подтверждающие существование богов и являющиеся, по существу, развертыванием телеологического доказательства. Телеологическое доказательство бытия бога и связанная с ним теодицея разрабатывались Сократом и Платоном, но именно через стоицизм они перешли в христианскую теологию. Клеанф утверждал, что о существовании богов свидетельствуют:

• 1) «возможность предчувствия грядущего», т.е. гадания и пророчества;

• 2) «великие блага, которые мы получаем от благоприятного климата, плодородия земли» и других благоприятных особенностей природы;

• 3) устрашающие знамения — «молнии, бури, грозы, метели; град, засуха, землетрясения... подземный гул, каменные дожди и дожди как бы из кровавых капель, обвалы и... появление... трещин в земле, ...противоестественных уродов среди людей и животных, ...появление тех звезд, которые греки называют кометами, ...двойное солнце»;

• 4) регулярность и красота движения небесных светил — «равномерность движений и круговращений неба, Солнца, Луны, звезд, их различие и разнообразие, красота и порядок».

Ученик Клеанфа Хрисипп (ок. 278 — ок. 205 до н.э.) полагал, что «боги сотворили людей ради себя самих и друг друга, животных же ради нас: коня — чтобы с ним вместе воевать, собаку — чтобы с ней охотиться, барсов, медведей и львов — чтобы мы могли упражняться в мужестве». Существование зла на земле оправдывалось стоиками путем противопоставления относительного зла как результата деятельности людей и абсолютного зла, которое не допускается богом. Согласно их представлениям, «величайшее в божественном провидении — это то, что оно не оставляет без внимания и использования зло, которое происходит из отпадения, вызванного произвольным актом, и не допускает, чтобы оно порождало абсолютно вредное.

Эпикур критиковал фаталистические воззрения стоиков, считавших, что миром управляет божественный Логос — безличное провиденциальное начало. Веллей в трактате Цицерона иронизирует над стоическим учением: «Но чего же стоит эта философия, которой, точно старухе, да и то необразованной, кажется, будто все происходит от судьбы».

Стоик Клеанф утверждал: «Если одна природа лучше другой, то существует и некая наилучшая... Существует... высшее и наилучшее живое существо... Но совершенное и высшее должно быть лучше человека, должно быть преисполнено всеми добродетелями и не восприимчиво ни к какому злу. А это ничем не отличается от бога. Следовательно, бог существует».

Стоики полагали, что у всего созданного божественным провидением есть смысл и определенная разумная цель. При этом существует определенная иерархия: низшее всегда подчиняется высшему, а часть — целому. Хрисипп вторил Клеанфу: «Если есть нечто такое во вселенной, чего ум человека, человеческий рассудок, сила, могущество сделать не могут, то определенно тот, кто это сделал, лучше человека. Но человек не мог создать небесные тела и все то, чему присущ вечный распорядок. Следовательно, тот, кто все создал, лучше человека. Почему же не сказать, что это бог? Ведь, если богов нет, то что может быть во вселенной лучше человека?

Ибо только в нем одном есть разум, превосходнее которого ничто не может быть».

Стоики считали бога (огненную пневму) творческим началом, создающим мир во имя определенной благой цели и согласно определенному провиденциальному плану. Они называли природу, судьбу и промысл — Зевсом. Стоики опирались на традицию, идущую от критиков Гомера, рассматривать образы олимпийской мифологии как аллегории природных явлений, однако они отождествляли природные элементы с богами, которые представляют лишь определенные состояния пневмы-Зевса.

Цицерон излагает мнение Зенона (называя богов-олимпийцев именами, которые они получили в Риме): «А когда | он | берется толковать теогонию Гесиода, то есть происхождение богов, то совершенно уничтожает привычные нам и принятые представления о богах. Ибо не причисляет к богам ни Юпитера, ни Юнону, ни Весту, ни какое-либо другое божество, имеющее собственное имя, но учит, что этими именами были наделены в аллегорическом смысле неодушевленные, немые объекты природы»]. Стоики опирались на этимологические объяснения имен богов, которые использовали и Продик и Платон (в диалоге «Кратил»). Оно им было необходимо для включения олимпийских богов (как, впрочем, и героев, и даже «демонов» — духов-посредников между богами и людьми) в целостное религиозно-пантеистическое представление о едином бессмертном божественном начале.

Согласно Хрисиппу, «бог есть живое существо, бессмертное, разумное, совершенное или умное в счастье, не приемлющее ничего дурного, а промысл его — над миром и над всем, что в мире; однако же он не человекоподобен. Он — творец целокупности и словно бы родитель всего... и по многим своим силам он носит многие имена. Он зовется Днем, потому что через него (did) совершается все, и Зевсом, поскольку он — причина жизни (геп) и проницает всю жизнь; он зовется Афиной, поскольку ведущая часть его души простирается по эфиру; Герой, поскольку — по воздуху (аег)... и другие имена, даваемые ему людьми, точно также обозначают какие-либо свойства. Подобным образом стоики толковали имена и других богов: земной огонь — это Гефест, земля — это Деметра, Рея и Гестия, а Афина — это тончайшая часть пневмы, разум и душа Зевса-космоса.

Промысл Божий – промышление, замысел, воля Божия и забота Бога о человеке.