Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
пособие татара.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
10.07 Mб
Скачать

Раздел 1. Художественное мышление эпохи барокко: связь и разрыв времён

Барокко – чрезвычайно редкий историко-культурный феномен, сложившийся в европейской культуре XVII – XVIII веков, в эпоху столкновений двух великих антиномий: средневекового и нового времени. Истоки этого явления восходят к Италии (Флоренция, Венеция, Рим). Длительный диалог «прошлого» и «настоящего» позволяет по-новому взглянуть на культурную динамику барочной эстетики, складывающейся на протяжении нескольких веков. Примечательно, что само понятие «барокко» первоначально возникло как оценочная категория, причём негативная в своей основе. Это слово применялось в плане характеристики чего-то странного, непоследовательного, запутанного. Подобная концепция отражала установки классики в её полемике с барокко. Классическая философия и эстетика отказывает барокко в последовательности и логике, порядке и цельности. Показательно, что негативно-оценочное отношение к этому понятию распространилось уже в среде итальянских неоклассиков. Характерно такое высказывание: «Борромини в архитектуре, Бернини в скульптуре, Пьетро де Картона в живописи, кавалер Марина в поэзии – чума для хорошего вкуса» 1. Со временем термин "барокко" утерял негативный подтекст и стал использоваться в начале у ювелиров, а затем применительно к скульптуре, архитектуре, живописи, музыке и литературе. Некоторые историки искусства стали рассматривать Ренессанс и барокко как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не мог претендовать на приоритетность

Процесс постижения барокко был чрезвычайно трудным, он шёл от «непонимания» и даже третирования стиля к вдумчивому диалогу с ним. Во многом он согласовывался с общими тенденциями современной науки, стремящейся всё более скоординировать «своё» и «чужое» в культурном контексте. Эстетика барокко складывалась в эпоху, когда средние века в последний раз «грозно и величественно заявили о себе», а Новое время ещё «путано, но всё увереннее поднимало голову» 2. Основными характеристиками современного образного мировидения становятся контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность.

Связь и одновременно разрыв времён искусствоведы XX века назовут «вавилонским столпотворением стилей»3 в культурном наследии эпохи барокко.

1.1 «Вавилонское столпотворение стилей» в западноевропейском искусстве XVII века

Полемика вокруг барокко была во многом связана с истолкованием самого этого термина. В настоящее время считается доказанным, что наиболее старым упоминанием «барокко» является португальское «barroco», обозначающее жемчужину неправильной, странной формы. Это слово было в ходу у ювелиров XVI века. Термин «барокко» употреблялся в бурлескной литературе, с 1570 г., однако в то время он не был стилевой категорией. Барочность, понимаемая как «изощрённость», стала негативно-оценочной категорией в конце XVIII – начале XIX веков. Прилагательное «барочное» служило постоянным эквивалентом «причудливого», отражая вкусовые установки.

Долгое время, начиная с XIX века, барокко неправомерно отождествлялось с иезуитским, католическим, контрреформационным стилем. Однако барокко существовало и в католических, и в протестантских, и в православных странах. Его нельзя назвать «аристократической», «придворной культурой». Оно захватило все классы, а «низовое барокко» взаимодействовало с «высоким».

Связь и разрыв времён наглядно просматривалась в становлении культуры первого столетия Нового времени, для которого было характерно сочетание научного познания мира в практике с архаичностью в теории. В барочных теоретических трактатах обнаруживается практически весь арсенал антично-средневековых категорий науки как дань традиции и одновременно свидетельство консерватизма. В искусстве идёт интенсивный процесс разложения системы старых прикладных жанров, непосредственно «встроенных» в ритуал или быт. Развитие направлено к ещё большей автономности основных видов художественного творчества, которое постепенно обретает собственные системные средства, обеспечивающие центричность. В связи с этим произведение искусства обретает способность становиться самоценным «организмом» – художественным макрокосмом.

Мировоззренческие основы стиля барокко сложились, как результат потрясения, какими были в XVI веке реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в Античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. XVII столетие открывает эпоху становления философского рационализма и математического естествознания. Но одновременно с этим данный период может быть справедливо обозначен временем, создавшим «Мировые гармонии», теолого-мифопоэтические концепции бытия и мироздания, связанные с пифагорейской традицией. Особенно стойкой и долговечной концепция harmonia universalis оказывается в Германии, где она оставалась по сути основной восприятия бытия и мироздания на всём протяжении XVII века. («Гармония мира» Кеплера, «Манадология» Лейбница). Однако постепенно барокко начинает отвергать авторитеты и традиции как предрассудки. Новому мировоспориятию становятся свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Лейтмотив барокко того времени – отвержение души и переход к просвещению и разуму.

Длительный «контрапункт» старого и нового в культуре представляется исследователями вполне естественным для переломной эпохи. Действительно, пласт «архаики» здесь – это принадлежность тому континууму духовно-мыслительной традиции, который цементирует западноевропейскую христианскую культуру. Однако тот яркий «всплеск» универсальных «гармонических» концепций, который отметил собой именно начало Нового времени, требует специального внимания: не встраиваясь прямо в эту единую линию традиции, он предстаёт скорее актуализацией культурной проблематики Античности.

Новое столетие ознаменовалось радикальным переосмыслением основных мировоззренческих категорий, среди которых определённое значение принадлежит пространству и времени. На смену концепции Аристотеля замкнутого космоса приходит представление о бесконечности как эмпирической природной реальности». Ломка антично-средневековых представлений о замкнуто-телесном пространстве стала одним из сильнейших мировоззренческих потрясений, происшедших на пороге Нового времени. В художественном творчестве этого периода возникает потребность и способность удивлять, поражать новизной. Именно поэтому барокко допускает в свои произведения гротескное, безобразное начала, именно поэтому оно так фантастично. Теоретическая мысль барокко отходит от эстетики Ренессанса, что искусство (особенно изобразительное) – это наука, что оно основано на законах логического мышления, что искусство вызвано задачами познания. Напротив, барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки.

Барокко – чрезвычайно гибкий и активный стиль, легко вступающий в сочетание с другими и заменяющий «пропущенные» фазы универсальных художественных систем. Так, например, в России оно, по существу, берёт на себя функции Ренессанса, в чём проявляется его природа «большого стиля». Важный проблемный узел представляет концепция соотношения Ренессанса маньеризма и барокко. В некоторых научных трудах эти понятия неправомерно начинают отождествляться. Не меньшую сложность представляет вопрос о соотношении барокко и классицизма.

Определение эпохальной сущности барокко связано с осмыслением этого феномена в его противоречивой двойственности. Возникшее как продолжение Ренессанса, барокко, тем не менее, отстаивает многие средневековые идеи. Одновременно с этим подчёркивается разрыв с прошлым – мотивы «открытия», «новизны» последовательно проводились в искусстве. И связь с традицией, и её отрицание возникали на антитетичной основе. В культуре основополагающее значение сохранял риторический канон, а потому поиски «индивидуального», «авторского стиля» осуществлялись в рамках предписаний и правил, выработанных этим «универсальным языком». Осваивая сферу нового (пафос, аффект), искусство барокко вводило его в рамки определённой эмблематики, подчиняя риторическому образцу. Риторический репрезентативный канон сохранялся на всём протяжении барокко, претерпевая существенную трансформацию. Эстетика Нового времени опиралась на мысль о «руководстве глаза», которая вылилась в требование писать с натуры. В изобразительном искусстве в русло новой эстетики попадало творчество М.Караваджо, П.П.Рубенса, Дж.Л.Бернини и др. Комплекс важнейших важнейших идей был связан с категорией «чудесного», с требование «поражать», «захватывать аудиторию». Их впервые провозгласил венецианец Ф.Патрици, а на практике выразил Дж.Марино. В основе «новой эстетики» также лежала мысль о свободе творчества, обладающего самостоятельной ценностью и создающего свою реальность. В связи с этими представлениями развивалась широко распространённая идея об иллюзорности мира, подключавшая к себе традиционные размышления на тему «бренности, тщеты, суетности».

Таким образом, можно утверждать, что барокко – явление многомерное, не сводимое к однозначным схемам. Оно, как и Ренессанс, представляет собой комплекс стилей, объединяемых эпохой, имеющих общие черты и расходящиеся во многих частностях и тенденциях. Наличие в барокко столь сложного многоязычия, которое определялось нередко нередко как «вавилонская башня», отвечало самой исторической действительности и социальному расслоению общества». Разумеется, столь пёстрые установки мировосприятия, связанные с различными стилевыми направлениями, не существовали изолированно. Во многом они отражали общую мировоззренческую ситуацию эпохи и соотносились по законам антитезы, управляющей главными компонентами эстетики барокко.