Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ек апсиж последние лекции.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
130.05 Кб
Скачать

Лекция 9. О некоторых современных мировых вызовах

Угрозы мировому сообществу, его устойчивости и направлениям развития принято сегодня называть вызовами, которые имеют глобальный характер как по способу существования, так и по возможным результатам. Их достаточно много, о части их уже говорилось. Эти вызовы, как уже отмечалось, во многом предстают как направленные против западной или шире — христианской по фундаментальной основе, европейской по происхождению, «золотого миллиарда» по экономическим показателям и уровню жизни — цивилизации, которая в силу ряда обстоятельств (прежде всего, свойственного этой цивилизации особого способа существования в историческом времени, иначе именуемого прогрессом) со времен Великих географических открытий лидирует на арене существования человечества. Причем, эти угрозы, хотя они и имеют совершенно конкретный характер и конкретные адреса, носят в основе естественно-исторический характер, вызваны объективными обстоятельствами. Ведь история человечества в одном из измерений предстает как смена на мировой арене лидирующих цивилизаций, как взлет и упадок, исчезновение мировых империй, как смена господствующих духовно-религиозных парадигм. Причем, возможно, что то, что мы сегодня прогнозируем относительно будущего, примет в будущем совершенно иной вид. Трудно, например, представить себе картину мира, в котором будет доминировать китайская цивилизация в ее современном виде. Сегодня, например, такое глобальное средство коммуникации как Интернет по требованию нынешних властей этой страны подвергается «добровольной» идейно-политической цензуре со стороны распространителей интернет-информации, что сводит на нет сам смысл существования этого информационного института.

Европейская цивилизация (это понятие не географическое, оно включает и Америку, и Евразию) испытывает сегодня двойной вызов: извне, со стороны развивающегося мира, и изнутри, ввиду изменений в самой европейской цивилизации.

Давление извне выражается сегодня в нескольких процессах. Это, например, агрессивное противостояние ценностям и нормам западной цивилизации, выдвижение в противовес им несколько модернизированных, но восходящих к архаике, ценностей своих цивилизаций, утверждение приоритетности и единственности существования этих ценностей и норм. Это особенно видно на примере современного исламского мира. Причем удар наносится не столько по западному миру непосредственно, сколько по тем силам в мусульманском мире, которые придерживаются западных стандартов в организации и существовании государства и общества, светского образа жизни. Проповедуется (вызванная и реальными процессами) идея осажденной неверными крепости веры и необходимость перехода в контрнаступление.

Все более проявляющаяся у ряда развивающихся государств, этносов готовность к силовому противостоянию с чуждыми им цивилизациями. Каждый раз это проявляется в конкретно-исторической форме (конфликты в Боснии и Косово, войны в Афганистане и Ираке, борьба против светских режимов в Средней Азии), но глубинная сущность событий состоит в цивилизационном конфликте. Причем технологическое превосходство развитых стран уже не играет, как ранее, решающей роли. Показателен в этом смысле пример с Ираком, где для американских войск оказалось возможным практически без крови победить диктатуру светского типа, но в результате оказаться в ситуации кровопролитного длительного конфликта с партизанами и террористами исламистского толка. Современной западной цивилизации с ее абсолютным приоритетом ценности человеческой жизни трудно состязаться с цивилизациями, которые имеют иной взгляд на эту ценность (примеры – конфликты в Ливане, Сомали).

Отстающие технологически развивающиеся страны тем не менее в военной области имеют возможность (используя и западное оружие, и западные и собственные технологии) противостоять Западу, угрожая нанести ему ущерб, неприемлемый для западного общества. Это сказывается, прежде всего, в стремлении иметь оружие массового уничтожения. От технологически сложного и дорогостоящего ядерного до гораздо более дешевого, но столь же эффективного химического (ядерная бомба для бедняков), бактериологического, «грязного» ядерного оружия и т.п. С каждым десятилетием увеличивается число стран, ставших публично или тайно членами «ядерного клуба», использующих это оружие как преимущественно средство политического давления или шантажа. Современное поведение США лишь усиливает опасения целого ряда развивающихся стран и их желание приобрести оружие массового уничтожения.

Но самой мощной бомбой последнего десятилетия, обращенной против развитого мира, стал международный терроризм. Террор и терроризм (идеология и практика) всегда присутствовали в мировой практике. Террор принимал самые различные формы и преследовал различные цели. В истории остались секта религиозно-политических убийств – ассасины, русские террористы, использовавшие убийства представителей правящей элиты для создания благоприятной для изменения существующего строя социальной и социально-психологической обстановки. В истории XX в. страшной вехой остался государственный террор, проводившийся тоталитарными режимами. В середине прошлого века терроризм стал составной частью практики лево и право-радикальных организаций, преследовавших свои политические и идеологические цели, вошел в обиход так называемого национально-освободительного движения. Сегодня мы наблюдаем новый (но, видимо, не последний) этап развития терроризма. Во-первых, он принял глобальный характер (мировой терроризм). Во-вторых, его главной движущей силой стало столкновение цивилизаций, опора на фундаменталистские конфессиональные ценности, на этнические идеалы. Идеологическая оболочка характеризует сегодня лишь немногие радикальные ячейки террористического интернационала (в латиноамериканских странах, Испании). Источником современного терроризма является не непосредственно нищета отдельных слоев и этносов, а социальное и политическое, культурное аутсайдерство в современном мире ряда культур и обществ, прежде всего исламского мира. Продолжается и использование терроризма рядом движений, исповедующих националистическую идеологию (в Индии, на Цейлоне, в Китае). Задачей современного глобального терроризма стало не столько осуществление конкретных задач и целей, сколько создание устойчивой, длительной обстановки, способствующей постепенному решению задач, которые выдвигают теоретики и практики террористической деятельности, включение «террористической компоненты» во все события на мировой арене. Важная особенность современного терроризма, исходящего с Юга – перенос его баз и операций на территорию развитых стран (США, Испания, Великобритания). Там происходит совмещение террористической деятельности с пропагандистским наступлением на ценности и нормы жизни западного общества, с требованиями обеспечить свободное и автономное функционирование исламского образа жизни в европейском обществе.

Исходя из этого, можно говорить о наступлении на европейскую цивилизацию изнутри ее. Это наступление объективно основывается на изменении этноконфессионального состава многих европейских стран, о чем говорилось ранее. Так, существование мощных мусульманских диаспор, агрессивность поведения ряда их лидеров заставляет европейскую элиту идти на компромиссы, избегать столкновений с религиозными фанатиками.

Но многие политики и исследователи считают, что главная опасность для европейской цивилизации исходит от нее самой. Мировоззренческие и идеологические изменения второй половины XX в., изменения в образе жизни (политкорректность, мультикультурность, изменение отношения к меньшинствам – национальным, конфессиональным, сексуальным, культурным и т.д., феминистская революция, изменение отношения к таким фундаментальным институтам как брак, семья, христианская вера, торжество философии гедонизма) – все это подмыло устои общества, создававшегося столетиями на фундаменте определенных ценностей. В результате, западное общество, несмотря на его внешнюю активность и лидерство в процессе мировой глобализации, по сути обороняется, теряя позиции в хаотичных столкновениях на собственной территории – культурных, идеологических, конфессиональных, — теряя самоидентичность, выстраданную столетиями первенства в мировых процессах.

В завершение этой темы цитата из историка Кристофера Даусона, написавшего еще 75 лет назад: «На протяжении веков цивилизация следует по избранному пути, поклоняется одним и тем же богам, прислушивается к одним и тем же идеям, признает одну и ту же мораль… А затем… — источники прежней жизни высыхают в мгновение ока, люди неожиданно просыпаются в новом мире, в котором принципы старого мира мгновенно утрачивают свою значимость и становятся попросту бесполезны… Похоже, что сейчас на Западе как раз осуществляется такой переход».

Эти процессы в той или иной мере, затрагивают и Россию, которая является естественной частью европейской цивилизации. Но для России, с одной стороны, это осложняется характером того исторического времени, тех обстоятельств, в которых оказался сегодня русский этнос, российская нация. С другой же стороны, исторические особенности российской цивилизации позволяют избегнуть целого ряда ловушек, в которые попал современный развитый мир. В частности, это касается и взаимодействия православия и ислама. Исповедующие ислам народы, сам ислам являются коренной этнической и конфессиональной частью России, составной частью самобытной цивилизации, возникшей и развившейся в нашей стране. И это позволяет при продуманной и целенаправленной политике обеспечить внутреннюю стабильность России, единство ее народов и этносов в условиях внешней атаки терроризма против страны, поддерживаемого определенными (пусть и немногочисленными) внутренними силами.