Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия детская (доп.) / Нейропсихология / Tonkonogiy_I_Puante_A_Klinicheskaya_neyropsikhologia.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.39 Mб
Скачать

3.1.1. Агнозия личности (agnosia of person)

Агнозия физического мира, включающая в себя различные типы агнозии объектов и пространства, описывалась и продолжает описываться с начала XX века, а в последние десятилетия этого века внимание исследователей стало заостряться на социальных аспектах агнозии. Сделанное Бодамером в 1947 году описание прозопагнозии стало, возможно, первой попыткой изучения нарушений восприятия лиц, связанных с идентификацией участников социальной деятельности (Bodamer, 1947). Прошло почти 30 лет, пока Хельман, Росс и их коллеги не разработали в своих исследованиях концепцию эмоциональной агнозии. Еще один аспект агнозии личности связан с иллюзорным отчуждением внешнего вида человека от его социального значения, которое проявляется как иллюзорное узнавание.

3.1.1.1. Прозопагнозия, лицевая агнозия

Восприятие лиц играет важную роль в социальных взаимодействиях. Его нарушения могут приводить к расстройствам повседневной социальной активности, а также реакций на разнообразные события социальной жизни.

Утрату способности воспринимать знакомые лица в качестве отдельного синдрома зрительной агнозии описал Бодамер, который исследовал три случая с «утратой знаний о лицах» и относительно сохранным распознанием объектов (Bodamer, 1947). Бодамер предложил термин «прозопагнозия» — от греческого слова «прозопон», означающего «лицо».

Первое клиническое описание подобных нарушений, по-видимому, принадлежит Кваглино, офтальмологу, описавшему пациента, переставшего узнавать своих друзей и человека, с которым он несколькими днями раньше в течение часа разговаривал (Quaglino, 1867). У пациента сохранилась способность узнавать человека при

187

звуках его голоса. Он также страдал левосторонней гемианопией и ахроматопсией. Работа была опубликована в офтальмологическом журнале, и через какое-то время о ней забыли. Но позднее, с публикацией работ Хьюлингса Джексона (Hughlins Jackson, 1876), Вернике (Wernicke, 1881), Шарко (Charcot, 1883) и Вильбранда (W11-brand, 1987,1892), нарушение узнавания знакомых лиц закрепилось в литературе в качестве одного из признаков тяжелой зрительной агнозии с нарушениями разных типов зрительного распознания (см. обзор в Grusser, Landis, 1991). Гофф и Петцль предположили, что нарушение узнавания лиц является особой формой зрительной агнозии (Potzl, 1937). Их предположение было основано на описании случая с нарушениями узнавания знакомых лиц при незначительном нарушении или сохранности распознания букв, слов, а также других зрительных стимулов.

Однако именно Бодамер сделал агнозию знакомых лиц главным предметом неврологических и нейропсихологических исследований и обосновал существование отдельного клинического синдрома, названного им прозопагнозией (Bodamer, 1947). Он представил описания трех пациентов, получивших повреждения мозга во время Второй мировой войны. Два из трех пациентов страдали прозопагнозией. У третьего пациента наблюдалась метаморфопсия, или искажение восприятия лиц, без нарушения узнавания знакомых лиц, у а одного из двух пациентов присутствовала перемежающаяся зрительная метаморфопсия, не распространяющаяся на лица. Бодамер использовал эти данные для подтверждения своего предположения о клинической независимости агнозии знакомых лиц. Несмотря на отсутствие в этих двух случаях данных вскрытия, Бодамер связывал развитие прозопагнозии с травматическими поражениями обеих затылочных долей.

После работ Бодамера в литературе было описано множество случаев прозопагнозии. В 1962 году их число достигло почти 50 (Hecaen, Angelergues, 1962), а к 1967 году составило более 70 (Кок, 1967). В последующие годы было опубликовано еще больше случаев (см. Farrah, 1990; Grusser, Landis, 1991).