Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Социология фаворитизма

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
6.43 Mб
Скачать

образования в стране с помощью валютной торговли, обогащающей одних и разоряющих через налогообложение других). Каждодневная жизнь пронизывается установлением фаворитных связей, знакомств, которые уже в меньшей мере носят аристотелевский смысл, когда друг рассматривался как высшая ценность, как неумирающая звезда, а как тот, кто полезен, кто ответит тебе тем же, кто имеет статусное положение и связи (7,9 %). Школьное образование – воссозданное как широкая сфера привлечения к мировой и отечественной культуре, науке, преобразующее человека институциональное сверхколлективное образование, просвещение, теперь структурировано по социальным признакам, служит селекцией на место в будущей социальной структуре (5,9 %). Таким образом, фаворитизм в политике наибольшее напряжение вызывает в сознании лишь отверженных (изгоев) и группы «Вера-в-себя». Итак, сферой фаворитизма всех ролевых групп в первую очередь является политика. Очевидно пренебрегая этим, сокращаются курсы политологии в технических вузах РФ, вопреки тому, что еще Аристотель утверждал, что человек – политическое животное (табл. 2).

Таблица 2

Фаворитизм в основных сферах жизнедеятельности, по мнению респондентов (2012 год, n = 553), %

Сферажизне-

 

 

 

Роль

 

 

 

 

 

конфор-

 

 

 

«Вера

деятельности

лидер

фаворит

маргинал

аутсайдер

изгой

 

 

 

мист

 

 

 

всебя»

Политика

23,9

23,7

34,3

34,4

29,7

31,5

36,9

Экономика

14,9

15,8

10,6

13,3

12,9

14,4

11,5

Торговля

14,2

7,9

7,7

11,8

8,9

8,1

9,0

Искусство

12,7

7,9

8,2

7,3

10,9

7,7

7,2

Армияифлот

11,2

5,2

10,6

7,0

9,9

8,6

7,7

Спорт

9,7

13,1

9,2

7,5

9,9

9,5

10,9

Школьное

7,5

13,1

9,2

7,0

5,9

10,8

8,3

образование

 

 

 

 

 

 

 

Каждодневная

6,0

2,6

7,3

10,1

7,7

6,3

6,8

жизнь

 

 

 

 

 

 

 

141

Отношение к фавориту и фаворитизму аутсайдеров.

В 2002 году половина опрашиваемых в группе, в первую очередь

вотношениях лидера и фаворита, видят «круговую поруку». У второй половины аутсайдеров определены следующие мотивы возвышения фаворита: он продвигается на основе владения ситуацией и ее истолкования лидером. Лидера и фаворита объединяет негласная взаимная поддержка. В 2012 году основными мотивами восхождения фаворитов являются следующие: рациональность, совместный поиск разумных решений. При выдвижении не исключается фактор случайности, никем и ничем не регулируется и продвижение на чувственной основе98. В 2002 и 2012 годах опрошенные остались верны своему мнению о вторичном значении фаворита после лидера в коллективе. В 2002 году аутсайдеры-студенты Алтайского государственного технического университета считали, что мир повернулся к ним спиной,

внем мало что можно изменить: «Фаворитизм – вечен, а фавориты – случайны». Проницательные аутсайдеры в 2012 году поровну разделили свое представление о фаворитизме, отражая созревание субъекта российского социетального сообщества – фаворитизм возобладал в СМИ, с их «техникой воздействия на

98 «Олигархия обычно имеет клановую структуру, разделена на соперничающие между собой группировки. …Ведущим придворно-олигархическим кланом при Ельцине был нефтегазовый клан Черномырдина – Вяхирева. С ними соперничала группировка Коржакова – Барсукова – Сосковца (тогдашние “силовики”). При Ельцине сложился и сплоченный столичный клан во главе с Юрием Лужковым. При Ельцине же идеологическая группа “питерских либералов” во главе с Анатолием Чубайсом стала превращаться в самостоятельный олигархический клан “питерских экономистов”. К концу правления Ельцина сложился и потеснил остальные группировки клан “семья”: Роман Абрамович, Борис Березовский, Александр Волошин, Валентин Юмашев, Татьяна Дьяченко. В провинции утвердились мощные региональные кланы – Муртазы Рахимова в Башкирии, Минтимера Шаймиева в Татарстане, Кирсана Илюмжинова в Калмыкии, Эдуарда Росселя на Урале.…Путина окружали сподвижники-трудоголики – такие, как Александр Волошин, сменивший его Дмитрий Медведев, Владислав Сурков, Дмитрий Козак». Костин А.Л. Петля Путина. Разбор полетов за 10 лет. – М.: Алгоритм, 2011. – С. 160–162.

142

подсознание масс в интересах каких-то групп» и «фаворитизм – потенциал карьеры в политике»99.

Аутсайдер считает, что Россия отстранена от влияния на мировое сообщество. Беспокоит «утечка мозгов» из России. В прогнозе ситуации в обществе ответы аутсайдеров распределились поровну между ожиданием международной напряженности и неуправляемой социальной политикой – «утечкой умов» из России, что одинаково тревожно и говорит о слабой социаль- но-экономической, научной и технической политике. Экономические потрясения, экологические катаклизмы беспокоят треть опрошенных (по 16,7 %). Такая же группа высказала надежду

отом, что страна выйдет из кризиса.

Вответах аутсайдеров это выразилось в неприязни к олигархам, с теми или иными персоналиями «по правилам» водрузившими себя у властных рычагов. И власть как ресурс в современной Российской Федерации – единственное средство не умеренного ничем гигантского обогащения. По мнению аутсайдера, фаворит – это всего лишь любимец, который не может реализоваться в жизни иным, более достойным образом поведения, чем ритуалом вхождения в ядро вокруг лидера. Главная способность фаворита, ориентируясь в ситуации, не упустить свой шанс. Аутсайдер в сознании и поведении выше таких «крысиных гонок». Аутсайдер в первую очередь отмечает, что фаворитом в стране явились СМИ, которые и призваны были владельцами телеканалов и издательств перевернуть массовое сознание, утвердив не социальное и политическое равенство, а право сильного – гегемонию капитало-парламентаризма. СМИ аутсайдер противопоставил собственное понимание свободы как внутренней раскрепощенности личности. Если в 2002 году аутсайдер

99 Р. Коллинз замечает: «…аутсайдер, объект ритуала, а не участник его. Он или она – необходимый материал для продуцирующей солидарность машины, а не получатель ее выгод». «Ритуалы удерживают структуру господства». Бергер П., Бергер П., Коллинз Р. Социологическая интуиция // Указ соч. – С. 519, 523.

143

видел во взаимодействии лидера и фаворита «круговую поруку», то в 2012 году полагал, что их обоих стал объединять рациональный расчет.

Аутсайдеры, определяя качества «отверженных», противоположных фаворитам, нередко «прочитывают» в них свои собственные морально-стойкие черты, полагая отверженными в коллективе тех людей, которые, наблюдая возню за власть, не испытываютжелания участвоватьвэтой«крысинойгонке» застатусом.

Выбирая для себя наиболее точное определение складывающихся неформальных связей на уровне общества и коллектива, аутсайдеры придерживаются мнения, что фаворитизм – это ситуация, когда в коллективе и государстве всеми жизненно важными сферами заправляют «любимцы», а фаворит вдруг проявляет способность «схватить фортуну за волосы», использовать шанс, и цель фаворитов далеко не общий интерес страны и коллектива, а умение конвертировать способности в деньги, славу и почести. Аутсайдеры не отказывают фаворитам в способностях и считают, что фаворитами становятся те, кто имеет незаурядные природные способности, хорошие внешние данные; хорошо воспитан и удобен для лидера; внушаем и умеет быть полезным. И механизм здесь прост. Аутсайдеры понимают, что причина появления фаворита заключается в том, что лидеру необходим человек, который будет «проводником» его идей в коллективе.

Со сменой ценностей общества с коллективистских на индивидуалистические, коммюнотаристы и гедонисты стали аутсайдерами, но они верят в то, что по воле случая они из последних станут первыми100. Аутсайдеры – достаточно независимы от группы, пусть пока они не влияют на процессы и на принятие решений, они спокойно наблюдают со стороны, чтобы в нужный момент ступить на место лидера и управлять группой, сообществом. Поэтому можно сказать, что их оценка действительности

100 Петухов В.В. Российская трансформация и общественная мораль // Социологические исследования. – 2015. – № 12 (380). – С. 28–40.

144

является достаточно реальной. Никто не может повлиять на их мнение в той же степени, в какой они не могут пока повлиять на мнение другого. Но как только ослабнет позиция лидера, он, аутсайдер, сумеет поменяться местами с лидером. Тогда к нему должны будут прислушиваться все. Имея наклонности к саморазвитию и совершенствованию, аутсайдер обладает высоким потенциалом мобильности. Аутсайдеры сами носители движения, обмена ролевыми позициями, полагая, что фаворитизм – потенциал карьеры вполитике. Действия фаворита создают не только экстерналии для остальных, но и является производным от предшествующих действийирепутацийсообщества.

Ценностные ориентации аутсайдеров – «чистая совесть»

и«работа» – это то, что не свалилось естественным образом в прошлом обществе, то, чего достигли в борьбе за свои права народы, в настоящем времени приняты иные правила игры. Для аутсайдера не имеет большой ценности «эквивалентность взаимного воздаяния». Он помогает по ситуации, когда сам видит, «где трудно дышится, где горе слышится», либо при просьбе о помощи. В 2002 году в ролевой группе аутсайдеров самое широко распространенное представление о свободе – «внутренняя раскрепощенность личности» (19,0 %), к 2012 году, свобода – это «полная независимость» (33,4 %).

Проницательность ролевой группы аутсайдеров выразилась

ив том, что видимые на поверхности свойства фаворита большинство аутсайдеров отмечает скрытую втуне ущербность фаворита. При всем внешнем блеске, благополучии фаворит не смог добиться успехов в собственной и других прилежащих сферах, поэтому стремится достичь власти над людьми лишь таким путем: неотступно находясь при лидере и интригуя против личности с творческим потенциалом. В глазах аутсайдера фаворит – это всего лишь «любимец», который не может реализоваться в жизни иным образом, как обслуживая властные структуры.

Аутсайдеры более закрыты от группы. Они, как правило, занимают низкооплачиваемые должности. Скорее всего, это

145

связано с тем, что аутсайдеры, принимая в какой-то мере нормы группы, поддаются управлению, непокорность же, непрогибаемость и другие привходящие факторы, не позволяют им проявлять пронырливость, как фаворит, достичь высокого экономического статуса.

Для аутсайдера фаворитизм– это ясная ситуация, когда всеми жизненно важными сферами, что в коллективе, что в государствезаправляют «любимцы» (рис. 10).

Первый признак фаворита, по суждению аутсайдера, – стремление конвертировать способности в деньги. Большинство аутсайдеров отмечали и такой мотив, как стремление добиться почестей, славы и богатства.

Вслед за ведущими группами 1/4 (25,0 %) аутсайдеров верят в свою звезду и хотят стать лидерами; 1/5 (20,0 %) верят в себя, т.е. могут стать маргиналами (22,0 %). Лучше аутсайдеров обеспечены благоустроенным жильем лишь фавориты и отверженные.

Самая большая доля респондентов ощущает себя аутсайдерами не в Сибири, как казалось бы, на первый взгляд, по ответам на открытые вопросы, а на Урале. В сравнении с началом 2000-х годов незначительно доля тех людей, которые ощущают сегодня себя аутсайдерами (с 6,6 до 7,7 %).

Самую значительную группу аутсайдеров составили бывшие в чести, задававшие тон высокой сплоченности коллективов, коммюнотаристы – 35,0 %. Среди аутсайдеров оказалась чрезвычайно велика группа и гедонистов (25,0 %), сказались, очевидно, молодой возраст, студенчество, не обремененность семьей, ориентация на потребление и тяготение к возможности заполнить свободное время культурой развлечений. Две равные группы (по 20,0 %) составили переходные типы и прагматики. Из базовых ориентаций коллективизма ииндивидуализма пропорции типов морального сознания сдвинуты в сторону индивидуализма. Прежде было 70 и 30 %, сейчас в группе аутсайдеров от 40 % коммюнотаристов и 60 % индивидуалистов.

146

а

Рис. 10. Оценка аутсайдерами фаворитов истории и современности: а – положительная; б – отрицательная

147

б

Рис. 10. Окончание

148

Аутсайдеры не уверены в настоящем, так как считают, что неизвестно, что ожидать в будущем как в обществе, так на предприятии. Если говорить о предчувствии будущего, то большинство в группе аутсайдеров не уверены в стабильном развитии общества: 1/3 не может ничего сказать о собственных перспективах продвижения, так как не знает, что будет в обществе и на предприятии. Лишь четверть опрошенных точно уверены в собственной жизненной и производственной перспективе роста, 1/6 – не видит собственной перспективы, независимо от ситуации в обществе, она не просматривается. Примерно столько же (13,0 %) твердо знают, что особых перспектив перед ними нет. Однако аутсайдеры не стремятся утилитарно-прагма- тически приспосабливаться к обстоятельствам. Маргинализация сознания тронула российское общество в связи со сломом системы. Респонденты чаще относят себя к переходному типу морального сознания и реже к коммюнотарному, что еще раз подчеркивает слабую значимость для них группового мнения.

Отношение аутсайдера к фаворитам и фаворитизму следующее: определяя сущность фаворитизма, аутсайдер придерживается следующих жестких определений: фаворитизм – плотное кольцо властолюбцев вокруг лидера (19,3 %), фаворитизм – ситуация, в которой жизненно важными сферами заправляют любимцы (16,5 %). Фаворитизм – вечен, фавориты – случайны (11,0 %).

Большинство аутсайдеров относятся к фаворитам равнодушно, пока их привилегии не затрагивают других (таковых 30,0 %). Осуждают, но проявляют терпение 27,5 %, особенной трагедии в этом не видят – 20,0 %. Есть индивиды, которые не могут молчать, каждый десятый (10,0 %) не мирится с всевластием и засилием фаворита, они смело вступают с ними в конфликты, высказываются и протестуют, когда притесняют аутсайдеров и изгоев. Больше всего, в сравнении с другими группами, смелых протестующих среди аутсайдеров. Возможно, это связано с положением аутсайдеров, ведь именно они несут в се-

149

бе наибольший потенциал скрытых лидерских качеств в группе, большой потенциал образования и информированности. В сфере коллективных отношений относительно властной сущности и соответствующей деятельности фаворита мнения аутсайдеров разошлись. Одни считают, что окружающие относятся к фаворитам равнодушно, пока их интересы не затрагивают таковые членов коллектива. Почти столько же (треть) осуждают фаворитов, но терпимы, а пятая часть в присутствии фаворитов в коллективе особой трагедии не видит.

Нами представлена картина ролевой структуры на уровне коллективов. Аутсайдер на политическом олимпе может играть взрывную, однако часто и негативную роль101. В процедурных шагах Н.С. Розов предлагает устраивать не «играизацию» в демократию, веберовское разделение властей, отделение собственности от клик и фаворитов, запрет на использование административного ресурса при выборах, остановить продление личной власти или передачу преемнику, т.е. шаги установления социально ориентированного капитализма. Но до такого этапа капитализм дорабатывался 500 лет, и для себя рванул технические достижения СССР/ России, скромно помалкивая по этому поводу. Ториевые технологии намного сократили расходы США в присвоении труда и науки и техники СССР102.

101Н.С. Розов, характеризуя маргинальное состояние общества и перспективу развилки политической ситуации в РФ: «Слабейшие “члены клуба” и/или политические аутсайдеры публично обращаются к обществу за поддержкой и пытаются ее получить; в этих условиях отказ от публичной власти становится проигрышной стратегией, а призывы к ней– выигрышной и легитимирующей». Переходя к процедурным вопросам, автор предлагает договор между центрами силы правящей элиты: «Согласие относительно полезности отделения собственности от власти не только для “членов клуба”, но для всех граждан; резон таков: если получив власть, кто-то (любой “член клуба” и тем более аутсайдер) может захватывать чужую собственность, то все балансы нарушаются; при этом требуемый тотальный контроль за переменами во власти-собственности становится крайне затратным…». РозовН.С. Указ. соч. – С. 383–384.

102Бушин В. Доколе? Благие намерения и реальные дела // Завтра. –

Ноябрь. – № 47 (1251). – 2017. – С. 1, 5.

150