Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4898.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
807.46 Кб
Скачать

Аналогичное объяснение получает и факт сосуществования множества разнообразнейших, кажущихся иногда несовместитыми форм экономической и социальной жизни. Трансакционные издержки неоднородны по своему составу. Поэтому одни организационные формы могут обладать преимуществами в экономии издержек одного типа, другие – другого. Их многобразие обусловлено множественностью типов трансакционных издержек и, соответственно, множественностью возможных способов их экономии.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое трансакционные издержки?

2.Каковы причины возникновения трасакционных издержек?

3.Чем объясняется множество подходов к определению трасакционных издержек?

4.Какие виды трансакционных издержек Вам известны?

5.Что представляют собой издержки контроля?

6.Каковы способы экономии трасакционных издержек?

7.Что представляют собой оппортунистические издержки?

8.Какую роль играют трасакционные издержки в развитии экономических институтов?

9.Какими факторами, по Уоллису и Норту, обусловлено расширение трансакционного сектора американской экономики в двадцатом веке?

10.Может ли распределение трансакционных издержек между участниками обмена влиять на общую величину этих издержек?

4.Экономическая теория прав собственности

4.1. Методологические предпосылки теории

Неоинституциональная теория прав собственности является примером «экономического империализма», конечная цель которого – унифицировать разрозненные подходы социальных наук на базе неоклассической теории. Практически это выражается в последовательном переносе микроэкономического аналитического инструментария на различные сферы внерыночной деятельности человека, такие как расовая дискриминация, образование, выборы, охрана здоровья, преступность, семья и т.д.

42

Как особое направление западной экономической мысли, теория прав собственности формировалась в 60 – 70-е годы. У истоков её развития стояли два американских экономиста Р. Коуз и А. Алчиан. В последующей разработке активное участие принимали Й. Барцель, Г. Демсец, У. Меклинг, Э. Фьюруботн, Д. Норт, С. Пейович. О. Уильямсон. В настоящее время её развитие осуществляется не только и не столько в качестве самостоятельной концепции с чётко определёнными границами, но и в качестве методологической и общетеоретической основе трёх направлений экономического анализа − теория

экономических организаций, новой экономической истории и экономии права. Синтез этих подходов обозначается как «трансакционная экономика» и

«неоинституционализм».

В теории прав собственности объектом является не организация, а индивид, который стремится максимизировать свою функцию полезности в рамках любой организационной структуры.

К методологической специфике можно отнести следующие характеристики:

1. Своеобразие подхода теории прав собственности раскрывается в развёрнутом определении её центрального понятия «право собственности». Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Термин «благо» используется в данном случае для обозначения всего, что приносит человеку полезность или удовлетворение. Таким образом, и этот пункт важен, понятие прав собственности в контексте нового подхода распространяется на все редкие блага. Оно охватывает полномочия как над материальными объектами, так и над правами человека (право голосовать, печатать и т.д.). Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противоречат друг другу.

Выделим в этом определении важнейшие моменты.

Во-первых, в качестве рабочего используется термин «право собственности», а не «собственность». Не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса – вот что составляет собственность. «Собственность», в первоначальном значении этого

43

слова, относилась только к праву, титулу, интересу, а ресурсы могли называться собственностью не более, чем они могли называться правом, титулом или интересом.

Во-вторых, отношения собственности трактуются как отношения между людьми, а не как отношение «человек − вещь».

В-третьих, отношения собственности выводятся из проблемы редкости; без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности и справедливости.

В-четвёртых, трактовка прав собственности носит всеохватывающий характер, вбирая в себя как материальные, так и бестелесные объекты, вплоть до неотчуждаемых личных свобод. Права собственности фиксируют позицию человека по отношению к использованию редких ресурсов любого рода.

В-пятых, отношения собственности рассматриваются как санкционированные обществом, но не обязательно государством. Следовательно, они могут закрепляться и охраняться не только в виде законов и судебных решений, но и в виде неписанных правил, традиций, обычаев, моральных норм.

В-шестых, правам собственности приписывается поведенческое значение

– одни способы поведения они поощряют, другие подавляют.

В-седьмых, несанкционированное поведение также остаётся в поле зрения теории. Оно понимается экономически: запреты и ограничения не устраняют его, а действуют как отрицательные стимулы, повышая связанные с ним издержки в виде возможного наказания.

2. Неоклассическая модель обмена и производства дополняется рассмотрением взаимодействия прав собственности с системой стимулов и экономическим поведением, т.о. отношение теории прав собственности к неоклассической модели оказывается двойственным. С одной стороны, общепринятая техника микроэкономического анализа полностью сохраняется. С другой стороны, максимально учитываются особенности конкретной институциональной среды, от которых традиционный маржинализм абстрагировался. Отсюда утверждение, что теория прав собственности объясняет реальные события в реальных обществах, её подход характеризуется как реалистический, по словам Р. Коуза, «она призвана изучать человека таким, каков он есть, действующим в ограничениях, налагаемых на него реальными

44

институтами»1. В этом смысле её можно расценивать как более последовательный, расширенный вариант неоклассической теории цен.

В стандартных неоклассических моделях присутствуют ограничения двоякого рода. Во-первых, физические, порождённые ограниченностью ресурсов. Во-вторых, познавательные, отражающие достигнутый уровень знаний и практического мастерства, т.е. степень искусности, с которой осуществляется превращение ресурсов в готовую продукцию. Теория прав собственности и родственные ей концепции вводят в анализ, в явной эксплицитной форме ещё один класс ограничений, обусловленный институциональной структурой общества. В этом смысле характеристика трансакционной экономики как обобщённой неоклассической теории вполне закономерна.

Подобный подход позволяет объяснять не только различия в экономическом поведении в рамках альтернативных правовых структур (статический аспект), но и механизмы развития самих структур (динамический аспект), а также формулировать принципы рационального, с точки зрения общества, выбора между ними (нормативный аспект).

3. Методологический индивидуализм теории прав собственности проявляется в том, что организационным структурам типа фирмы или корпорации не придаётся никакого самостоятельного поведенческого значения. Они расцениваются как юридические фикции. Действующим лицом всегда признаётся индивидуум и никогда организация. У организации не может быть никаких своих целей, она есть не более чем сумма ограничений, в пределах которых осуществляют целенаправленные действия отдельные её члены.

Благодаря такой трактовке устраняется дихотомическое деление микроэкономического анализа на теорию фирмы (принцип максимизации прибыли) и теорию потребительского спроса (принцип максимизации полезности). Аналитическая структура упрощается, принцип максимизации полезности получает универсальное значение. Целевая функция оказывается не зависящей от того, где протекает деятельность человека: в фирме или семье, на бирже или избирательном участке. Этим закладывается общеметодологический фундамент изучения экономических организаций, структура и функционирование которых выводятся из взаимодействия их членов, преследующих свои личные интересы2.

1Кутер Р. Теорема Коуза в кн. : Экономическая теория (New Palgrave) М. : ИНФРА –М, 2004. С. 25.

2Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности. М. : ИМЭМО, 1990.

45

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]