Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лингвосемиотика.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
103.42 Кб
Скачать

2. История изучения знаков.

Изучение знаков началось в глубокой древности. Считается, что родоначальниками общей теории знаков были стоики, философская школа в Древней Греции (III в. до н. э.). Стоики впервые сформулировали идею семантического треугольника, различив обозначающее (знак), обозначаемое (значение) и объект (предмет). Их суждения о строении знака, представленные схематически, воспроизводят известный треугольник, который встречается во многих современных работах о языковом знаке и его значении.

Обозначаемое

Обозначающее Объект

(звукосочетание)

В средние века в теориях реализма и номинализма рассматривались проблемы слова как знака. Богослов, философ-идеалист Фома Аквинский утверждал, что слова имеют собственное бытие, существуют как реальные вещи, независимые от человека, предписанные свыше. Иоанн Росцеллин и другие представители номинализма утверждали, что слова - это только имена вещей, они не имеют самостоятельного предметного существования, они существуют только как колебания голоса.

Постепенно мысль об условности связи между словом и предметом завоевывала все более прочные позиции. В философии XVII - XVIII веков появились высказывания о том, что слово является знаком предмета. Эту мысль развивали англ. Томас Гоббс, Джон Локк, нем. Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант.

Проблема знаков рассматривалась в рамках философии вплоть до Гегеля, под влиянием которого формировались взгляды В. фон Гумбольдта. В. фон Гумбольдт пришел к выводу о том, что слово - это знак понятия. Лингвисты, приняв тезис Гумбольдта, не сразу обратились к его разработке. На протяжении XIX века общая теория знака развивалась в рамках логики в трудах Ч. Пирса, нем. Эдмунда Гуссерля, в психологии В. Вунда, Германа Гельмгольца и особенно в рамках физиологии мозга в исследованиях Ивана Михайловича Сеченова и Владимира Михайловича Бехтерева.

А.А. Потебня основополагающей функцией знака считал его способность делать более доступными для наблюдения и анализа труднодоступные или недоступные предметы.

Филипп Федорович Фортунатов считал, что в языке есть знаки разного рода. Есть знаки с материальным значением, примером которых служит слово. Есть знаки с формальным значением, которые употребляются совместно со знаками, имеющими материальное значение и видоизменяют его. Примером таких знаков являются аффиксы. Кроме знаков языка, Фортунатов выделял знаки речи: изменения в тоне, интонации произносимых знаков языка, которые изменяют значения языковых знаков. Например, вопросительная, восклицательная, повелительная интонации. Есть знаки чувствований, к которым принадлежат слова-междометия ах! ой! Боже! Знаками являются и жесты, мимика, существующие рядом со словами. По мнению Фортунатова, существенным признаком языковых единиц, доказывающим, что они служат именно знаками, является то, что в процессе мысли и речи мы думаем не о данных единицах как звуках и звуковых комп­лексах, а о других «духовных явлениях».

Продуктивную концепцию знака предложил Готтлоб Фреге (1848— 1925), немецкий логик и математик, один из основателей математической логики и семиотики. Свою теорию знаков Г. Фреге обосновал на примере конкретных названий естественного языка. Цель теории — вскрыть единые логические и семиотические основания естественных и искусственных знако­вых систем. Знак Г. Фреге понимает расширительно: это может быть слово, выражение, символ, которые являются названием предмета. Сам предмет выступает как значение имени, а знак представляет собой собственное имя предмета. В языковом знаке выделяются следующие компоненты:

1. Значение, под которым понимается предмет, обозначаемый именем.

2. Смысл имени, то есть способ, каким представляется и обозначается предмет в имени. Имена, обозначающие один и тот же предмет, имеющие одно и то же значение, могут выражать разные смыслы. Смысл - важнейшая категория знаковой теории Г. Фреге. Он первым обратил внимание на то, что кроме значения в словах выражается разный смысл. Слова, имеющие одинаковое значение, могут различаться своим смыслом. Например, слова бабушка, старуха, бабуля, старушенция, старушонка, божий одуванчик обозначают женщину в возрасте, но в то же время выражают разный смысл. Концепция знака Г. Фреге поэтому больше известна как «теория смыслов».

3. В определенных условиях имя выражает понятие, которое имеет предикативную природу, выражает квалификацию обозначаемого: «Это лошадь», «Это дерево - ясень».

4. Наконец, с именем может ассоциироваться представление об обозначаемом предмете, которое отражает основные признаки обозначаемого: круговерть, замарашка.

Теория смыслов Фреге позволяет объяснить характер так называемых «пустых имен», то есть таких наименований, которые понятны, но которые не обозначают реально существующих предметов: «самое удаленное от Земли тело», «ведьма», «Дон-Кихот», «Евгений Онегин», «Атлантида». Согласно теории Фреге, такие имена имеют смысл, но лишены значения.

Теория Г. Фреге дает возможность подвергнуть анализу такие названия, которые выражают заблуждения или намеренную ложь. Например, в политическом словаре любого языка есть слова с намеренно заданным смыслом, которые влияют на восприятие предметов или явлений. Например, нейтральное название «политзаключенный» и оценочное «враг народа», «партизаны, борцы за свободу» и «бандиты, террористы».

Наибольшее влияние на языкознание XX в. оказала концепция Ф. де Соссюра.

Для него языковой знак является двусторонней психической сущностью. Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ, под которым понимается психический отпечаток звучания в мозгу человека. Акустический образ имеет чувственную природу, он менее абстрактен, чем понятие. Оба эти элемента взаимно предполагают друг друга. Понятие Соссюр называет означаемым, а акустический образ означающим.

Знак, по Соссюру, обладает двумя свойствами: произвольностью и линейностью.

Связь между означающим и означаемым, между акустическим образом и понятием, произвольна. Понятие «сестра», например, не связано никаким внутренним отношением с последовательностью данных звуков. Означающее не мотивировано, произвольно по отношению к данному означаемому, между ними нет никакой естественной связи.

Язык, по Соссюру, целиком психичен; звук - явление материальное, поэтому он не относится к языку. Отсюда вытекает и произвольность знака. Звуковой характер означающего — случайность. Звук используется только потому, что он более удобен в общении по сравнению с другими означающими, например с жестами. Перевод звука в другие означающие, в жесты или письмо, служит также доказательством произвольности знака.

Второе свойство знака - это линейность означающего. «Означающее развертывается во времени и характеризуется заимствованными у времени признаками: а) оно обладает протяженностью и б) эта протяженность имеет одно измерение — это линия».