Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Содержание работы.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
85.68 Кб
Скачать
  1. Россия в «большой восьмерке»

    1. Начальные этапы подключения России к клубу

Начало отношений между «Группой семи» и СССР относится к рубежу 80-90-х годов. Никто на саммите 1988 года в Торонто в конце второго семилетнего цикла не предвидел того, что в последующие 12 месяцев начнет рушиться социалистическая система, и что эта проблема станет одной из главных тем обсуждения на саммитах в последующие семь лет. На июльском саммите 1989 года Арч в Париже была создана «Группа двадцати четырех», состоящая из стран – участниц ОЭСР. Председателем «Группы» была утверждена Комиссия ЕС. В задачи «Группы двадцати четырех» входила координация технической и финансовой помощи формирующимся демократическим странам с переходной экономикой.

Но внимание быстро переключилось с событий в Восточной Европе на будущее самого СССР. С 1989 года и далее в течении последующих четырех лет саммиты «Большой семерки» занимались проблемой продвижения преобразований сначала в СССР, а затем в России в стороны современной рыночной экономики и демократии. В эти же годы впервые был произведен обмен посланиями между СССР и странами «семерки». В 1991 году на заключительную часть саммита в Лондоне был приглашен президент СССР М.Горбачев, чтобы непосредственно с ним обсудить различные возможности международных программ помощи. А после развала СССР, начиная с 1922 года, Россия неизменно принимала участие в саммитах «семерки». В 1992 году в Мюнхене и в 1993 году в Токио президент России Б.Н.Ельцин имел статус приглашенного на саммит. В Лионе (1996 год)

Россию представлял председатель правительства РФ В.С.Черномырдин.

Лидеры «семерки» совместно с международными финансовыми институтами были готовы выделить определенные средства в помощь России, но только в

поддержку детально продуманных программ реформ. Это было нелегкой задачей, тем более учитывая то, что Россия, еще совсем недавно выступившая в роли супердержавы, теперь вынуждена была превратиться в просителя.

Но уже на саммите 1994 года в Неаполе ситуация изменилась. Б.Н.Ельцин был приглашен на саммит не в качестве просителя - на обсуждения, касающееся проблемы помощи российской экономике и стоящее на повестке дня встреча «семерки» - а как равноправный участник политической части саммита. Этот шаг показал признание конструктивной роли Российской Федерации в международных отношениях, важного участника мировой политики в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН. Хотя уже тогда обстановку обостряла проблема Чечни.

Главным итогом в Галифаксе в 1995 году, в котором так же участвовал Б.Н.Ельцин, стало значительное расширение участия России в обсуждении экономических и глобальных вопросов при сохранении и закреплении полноправного участия в работе в формате «восьмерке» по политическим вопросам.

В апреле 1996 года был проведен саммит по ядерной безопасности в Москве, где Россия совместно с Францией исполняла функции председателя. В результате 20 апреля в кремле лидеры «восьмерки» приняли основной итоговый документ (Декларацию), Программу борьбы против незаконного оборота ядерных материалов, отдельные заявления по Украине и по Договору о всеобщем запрещении ядерных испытания (ДВЗЯИ) и блок технических документов. Помимо этого, они обсудили актуальные политические темы: Ливан (принято отдельное заявление), а также Боснию и Герцеговину. Данный факт еще больше сблизил Московский саммит по его характеру с ежегодными саммитами «семерки» с российским участием, способствовал перерастанию его из узкотематического (пусть тема и имеет глобальное значение) в событии широкого политического звучания. Тогда Ж.Ширак заявил, что «восьмерка» уже существует в политическом плане.

Во многом благодаря3 Московскому саммиту, Россия все прочнее становилась участником ежегодных саммитов «Группы семи», процесса их подготовки, хотя пока и с особым статусом.

Встреча в Лионе в 1997 году по предложению российского руководства проходила в три этапа: первый (в формате «семи» 27-28 июня) был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, наиболее актуальных для этих стран. По его итогам было обнародовано экономическое коммюнике. В нем

«семерка» выразила однозначную поддержку российских реформ. В документе подчеркивалось, что экономические и политические реформы укрепляют друг друга и выводят Россию на позиции, с которых она могла бы наращивать свою роль в мировой экономике.

На втором и третьем этап (28-29 июня) в рамках «восьмерки» обсуждался весь комплекс глобальных и внешнеполитических проблем. В Лионе Россия впервые подключилась в полном объеме к выработке решений по «глобалистике». В ряду глобальных Москва поставила на первый план вопрос о дальнейшей интеграции России в мировую экономику на равноправной основе, подняла проблему признания России как страны с рыночной экономикой, подчеркнула, что нужно как можно скорее привести западный подход к России в торговле и инвестициях в большее соответствие с прогрессом российских реформ, поставила вопрос о скорейшем подключении России к работе Парижского клуба в качестве кредитора, а также о важности более активной поддержки нашими партнерами российской заявке на вступление в форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Началу заседаний «восьмерки» предшествовала встреча В.С.Черномырдина с председателем Лионского саммита, президентом Франции Ж.Шираком.