Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
09_Возрастные аспекты психотерапии. Импринт. Об...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
360.45 Кб
Скачать

Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста

Возрастной период, следующий за юностью, характеризуется устойчивостью психической деятельности человека, обретением це­лостности и, главное, зрелости. Под зрелостью личности понимают осознание своего места среди других людей, самоидентификация, принятие и интериоризация социальных норм, ответственность за собственные поступки. Основной в зрелом возрасте является про­фессиональная деятельность, которая к пожилому и преклонному возрасту уступает место ценности существования и общечеловечес­ких ценностей.

По мнению К.К.Платонова, в развитии личности можно выде­лить несколько этапов и рубежей (таблица 20).

Отмечается два рубежа развития зрелой личности (Б.С.Братусь): в возрасте 30±2 года в виде переоценки своего жизненного пути, когда человек не только задумывается над правильностью его вы­бора, но и многое в нем исправляет («кризис средних лет» в возрасте Христа) и предпенсионный кризис в возрасте 55±3 года, когда на­ступает период планирования своей пенсионной жизни.

В зрелом возрасте основной психологической проблемой, как указано выше, становится идентичность, самовыражение и приня­тие себя (т.е. объективнизация личности). Чащйдругих идентифика­ция зрелого возраста основывается на идентификации в области профессиональной деятельности, достижений статуса, а трудовая деятельность выступает в качестве условия и формы проявления зрелости (Б.Г.Ананьев). Описаны четыре типа идентификации в про­фессии (К.А.Абульханова-Славская):

I тип — идентификация происходит через, выбор профессии, максимально отвечающей, близкой к характерис­тикам личности (например, если личность склон­ная к риску, то выбирается профессия, связанная с работой в трудных условиях, опасностью для жизни).

II тип — идентификация с профессией такова, что она дает возможность движения личности в профессии, по ступеням служебной лестницы и ступеням мас­терства.

III тип идентификации, при котором движение ъ профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей лич­ности. Если в момент выбора профессии "способ­ности находились в потенциальном состоянии, то профессия актуализирует их и тем самым откры­вает перспективу развития личности.

IV тип идентификации, для которого совпадение с профессией обусловлено не только наличными способностя­ми, но и творческой активностью личности в це­лом.

Кризис средних лет может возникнуть в случае существенного расхождения при сличении наличной ситуации к возрасту, когда человек ожидает «пожинать плоды», с идеальном, рисовавшимся ему в юности. Рассогласование в сфере профессиональной идентич­ность, включающее неудовлетворение успешностью карьеры, сформированным авторитетом, уровнем материального благополучия, является лишь одним из значимых рассогласований более важных для мужчины, чем для женщины. Второй такой сферой выступает семейная жизнь, в которой кризис способно вызвать неудовлетво­рение семейным статусом, выбором партнера и друзей, отношения­ми с близкими, благосостоянием семьи и пр. Третья сфера, по которой происходит процесс сличения идеала и реальности, — это сфера личностного роста, включающая удовлетворенность собой — самоактуализацию. Человек средних лет склонен анализировать вос-требованность себя для общества, степень раскрытия в процессе жизни своих потенциальных возможностей и способностей.

При переходе к пожилому и преклонному возрасту человек по­степенно смиряется с той ролью и положением, которых он достиг в процессе жизни. Он нацеливается на достойное завершение жиз­ни, ориентируется на собственное здоровье и общечеловеческие цен­ности (например, справедливости). Хотя старение и неизбежный биологический факт, тем не менее культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него влияние. Имеются данные о том, что, во-первых, старые люди со здоровой психикой активнее уча­ствуют в процессе общения, чем душевнобольные; во-вторых, у пожилых женщин в среднем больше социальных ролей, они имеют больше друзей, чем мужчины и они чаще жалуются на одиночество . и недостаток социальных контактов (M.Clarck, B.Gellatin).

Старинная французская пословица — «Каждый стареет так, как он жил» — намечает лишь одну из тенденций, присущих пожилому и преклонному возрасту. Она не отражает иных закономерностей этого возрастного периода. В действительности старости присущ свой лик, роднящий доселе несхожих людей. Сюда относится и некото­рая эгоцентричность, и медлительность в принятии решений, влеку­щих за собой серьезные изменения в жизни, и особая недоверчивость.

Считается, что выход на пенсию является как бы разделяющей чертой между возрастом активных действий, здоровья и бодрости и периодом старости, когда активность сменяется пассивностью, жизнь превращается в борьбу за здоровье, интересы становятся уже — жизнь течет по типу «семейно-бытовых картинок». Принято счи­тать, что старости присущи болезни, также как молодости — здоровье.

Известна история, цитируемая американскими врачами, специ­ализирующимися на лечении людей пожилого возраста. 90-летний мужчина по имени Моррис обратившийся к врачу ф жалобой на левое колено, услышал в ответ удивившую его фразу : «Ради гос­пода бога, чего вы ждете в вашем возрасте?» На что Моррис весело ответил: «Понимаете, доктор, моему правому колену тоже 90 лет, и оно не болит». Это выдуманная история, но смысл ее ясен. С незапа­мятных времен старость и болезни ассоциировались так же неиз­менно, как лошадь ассоциировалась с повозкой. В конечном счете большинство людей считали, что возраст означает неизбежный пе­реход к болезням, бессилию и неподвижности. Однако, теперь это не так. Сегодняшние престарелые, к примеру США и иных эконо­мически развитых стран, опровергают эти представления. Ровно по­ловина людей, которым от 75 до 84, не испытывают проблем со здоровьем, которое требовало бы специального лечения или огра­ничивало их деятельность. Социолог Б.Нойгартен утверждает: «Даже в самой старой возрастной группе, среди тех, кому за 85, более трети утверждают, что они не испытывают ограничений, связан­ных со здоровьем».

В психическом и психологическом плане основной проблемой старости является, как было показано выше, одиночество и вслед- ) ствие этого утрата необходимых и желанных контактов, беззащит­ность перед окружением, несущим, как кажется Пожилым, лишь угрозу их благосостоянию и здоровью. При этом отнбшения между соседями не всегда носят доброжелательный характер. Зачастую эти отношения превращаются в длительную войну, текущую с пере­менным успехом. Поражения предстают в виде инфарктов, инсуль­тов и других заболеваний. Однако не только недружествбнные отно­шения между соседями могут вытекать из психической болезни од­ной из сторон. Зачастую болезненно повышенная подозрительность одинокого пожилого человека провоцирует вспышки гнева у его близкого окружения. Проявление психической болезни у пожилых, вовлеченных в конфликт с соседями, очень схожи с проявлениями недружелюбного отношения, однако поддаются распознаванию.

Из типичных психологических или психопатологических фено­менов лиц пожилого и преклонного возрастов можно отметить по­вышенную тревожность, подозрительность и недоверие, страх быть обманутым. Из личностных качеств отмечается уменьшение с воз­растом таких качеств, как честолюбие, самолюбие и тщеславие при одновременном снижение общительности и человеколюбия (М.М.Тульчинский). Если Сравнить проявления эмоциональных пе­реживаний пожилых и молодых людей, то с возрастом происходит значительное уменьшение переживаний в виде тоски и печали с увеличением тревоги, раздражительности, угрюмости, страха (В.П. Ефименко). Возникновению аффективных расстройств способствует появление «ролевой неопределенности» и социальной идентичности.

Выделяется несколько основных «жизненных позиций» пожи­лых людей (К.Висневска-Рошковска):

1. «Конструктивная» позиция. Люди с такой ориентацией всю жизнь были спокойными и довольными. Они позитивно от­носятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим. Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контак­тов с людьми.

2. «Зависимая» позиция присуща пожилым людям^, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пас­сивными. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания, не получая которое чувствуют себя несчастными.

3. «Защитная» позиция формируется у людей с повышенными механизмами к сопротивлению. Они не стремятся к сближе­нию с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скры­вая собственные чувства. Старость воспринимается ими с не­годованием и ненавистью.

4. Позиция «враждебности к миру». Это «гневные старики», склонные обвинять окружающих и общество во всех неуда­чах, которые они претерпели в жизни. Такие люди подозри­тельны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются дер­жаться за работу.

5. Позиция «враждебности к себе и своей жизни» выражается в пассивности, исчезновения интересов и инициативы. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чув­ствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они счи­тают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно, как к избавлению от существования.

В целом, круг интересов по мере старения значительно сужается и постепенно человек склонен концентрировать свое внимание лишь на себе и собственных нуждах (эгоцентризм). В силу этого, специ­фичным психическим отклонением пожилых людей выступает «бред ущерба (обкрадывания, порчи)» (наблюдение представлено в виде выдержек из письма пациентки).

«В ноябре я переехала в кооперативную квартиру, в которой живу по настоящее время. В конце года я стала замечать, что что-то непо­нятное творится с моими вещами. Тогда это были еще редкие случаи. Например, у хороших сапог срезались и ломались замки, разрезались новые чулки и носки, соскабливались ножки табуретов. Тогда я боя­лась рассказать людям об этом, думала, все равно не поверят. Опове­стила только родных. Постепенно стала замечать повреждения на многих вещах. Так, заметила, что была соскоблена блестящая повер­хность унитаза, надломана ванна, приходилось постоянно вызывать слесаря, т. к. часто портились краны. Через три года я заметила, то оказался надрезанным уплотнитель холодильника и искорежена дверь морозильной камеры. Через некоторое время был испорчен также пылесос.

Сама я никогда никому плохого не делала, поэтому думала, что и соседи отнесутся ко мне доброжелательно. К моему несчастью, очень ошиблась...

В августе через 5 лет после моего переезда, когда я на несколько дней уехала к сестре в другой город, в мою квартиру, как я заметила потом, кто-то входил Оказались испорченными многие вещи: порва­на и разрезана одежда, обувь, мебель. Так, например, от совсем но­вого японского платка, который я даже не успела надеть, была в некоторых местах оторвана бахрома. Были сломаны две петли дверей шифоньера. За время моего отсутствия по непонятным причинам ис­портился телевизор, а также: часы, транзистор, репродуктор, посуда. Был срезан укрепительный винт мясорубки. Все вещи предстали та­кими, будто бы их долгие годы использовали. Я поняла, что была на­ведена порча, чтобы никто в это не поверил, ведь «вещи же и сами могут износиться». Это было сделано с целью представить меня ду­шевнобольной, а может быть, для того, чтобы люди решили, что в моей квартире есть домовой, черти или нечистая сила.

Непонятным образом ежедневно развинчивались заушники новых очков, пачкались стекла. Я почти каждый день ходила в мастерскую, чтобы их исправлять. Работники мастерской удивлялись и, наконец, поставили новые заушники, практически сделали новые очки. Но и они через некоторое время были выведены из строя. Пришлось сме­нить десятки очков. Кстати, и футляры кто-то намеренно портил, поскольку внутренности периодически разрывались. Необъяснимым было и то, что ломали заушники очков не только у меня, но и у сестры, зятя, которые одну ночь ночевали у меня. Как-то сестра при­несла мне свои туфли, т. к. у меня годной обуви вследствие всех проис­шествий не осталось. Но и они были тотчас порваны. В квартире не осталось ничего, что было бы нетронуто.

Чего только не происходило в моей квартире Например, в комна­ту подбрасывались фигурки животных (свиньи, птиц), которые были сделаны из бумаги, цемента или ваты. Однажды в чайнике я обнару­жила маленькую фигурку человека. Думаю, что это были своеобраз­ные намеки, но на что, я долгое время не понимала. Даже из мяса, которое замораживалось в морозильнике, кто-то склеивал фигурки разных животных. При этом мясо портилось на вкус, размельчался сахар, а из кусочков сахара рафинада иногда брызгала вода.

Сразу после ремонта кухни и туалета я заметила, что потолок и стены были запачканы грязью, накрашенная стена обрызгана тушью. Под ковровой дорожкой крашеный пол был так соскоблен, что об­разовывались художественные образы, да и сама дорожка была разре­зана с разных сторон. У хлебницы с одной стороны был оторван край фанеры. Кроме того, на кухне был изрезан стол. Целую книгу надо писать, чтобы описать все подлости этого таинственного человека.

Долгое время я не могла понять, как все это происходит. Сначала думала, что заходят, открывая, дверь ключом. Но я трижды меняла внутренние замки. Это не помогало, поэтому я решила поставить ви­сячие замки на двери зала и кухни. С определенного времени я стара­лась делать так, чтобы в квартире всегда кто-нибудь был. У меня дол­гое время проживала сестра, и ни на секунду квартира не оставалась без присмотра. Но вещи непонятным образом все равно портились. А затем стала замечать, что вещи портятся даже тогда, когда дома мно­жество людей. Как будто бы никто и не заходит но таинства происхо­дят. С тех пор я поняла, что таинственный человек заходит невидим­кой, и никакие замки его не задерживают.

По некоторым проявлениям я поняла, что подобные безобразия могут делать даже очень близко живущие люди, например, соседи. Я определила, что у моей соседки Ш. есть опасные сверхъестественные свойства. Это было видно по ее глазам. Однажды я шла из магазина и у подъезда встретилась со знакомой женщиной, с которой разговори­лась. Недалеко от нас прошла Ш. и косо посмотрела на меня. Когда я зашла в квартиру, то заметила, что волосы у меня растрепаны, как при сильном ветре. Но ведь никакого ветра на улице не было. Кроме того, в сумке изменилось расположение коробочки лекарства. Когда я выходила из дома, коробочка лежала, а вернувшись домой замети­ла, что она встала на дыбы. Все, что было в сумке и в кармане, — все изменилось Даже деньги в кошельке стали иными, у всех были загну­ты углы.

Однажды после обеда я отдыхала, проснулась, открыла глаза и заметила, что около меня стоит невысокая коренастая женщина. Это оказалась Ш. Тогда я не могла понять, был ли это сон или явь. Но после этого, когда я начала писать письмо сестре, заметила, что у меня искажаются буквы Все это было невероятным. Соседка, как я убедилась, открывала мой почтовый ящик, брала оттуда газеты, и, почитав их, возвращала обратно. Это было заметно по искажению букв.

Многое прояснилось для меня после телевизионной передачи «Ре­лигия и политика». Там ученые говорили о том, что на Западе распро­странились таинственные люди — колдуны. Влияние Запада передает­ся на нашу страну. Оказывается, такие антиобщественные деятели есть в Москве и др. городах. Оказывается, они бывают со склонностью к художественной образности. Так я сделала вывод — ко мне в кварти­ру таинственно заходит соседка Ш. По специальности медсестра, прав­да, давно нигде не работающая. Значит, это она уже много лет зани­малась таинствами в моей квартире Только через много месяцев я решила обратиться в милицию. Я принесла и показала участковому многие из испорченных вещей. Я просила помочь мне избавиться от хулиганских действий соседки. Он обещал. Однако все осталось по- . прежнему. Затем я неоднократно письменно обращалась в милицию, но они практически ничего не сделали. Обещали провести экспертизу испорченных вещей, но тоже так и не сделали- А действие таинствен­ного человека, которого я наконец распознала^ все продолжалось. Соседка научилась управлять моим здоровьем. Она умела вызывать у меня сильные боли в пищеводе, в сердце, в легких. Это, наверное, она делает своими сверхъестественными свойствами, какими-нибудь лучами или аппаратами. Она хорошо знает медицину, ведь работала медсестрой. Моя квартира стала для нее лабораторией, а организм использовался для эксперимента. Я много раз просила ее оставить меня, не портить мое здоровье, но она говорила, что мои слова — бред.

Последнее время издевательства Ш. усилились. Так, как то в июле ночью она запустила ко мне в комнату множество комаров. Мне уда­лось поймать несколько комаров, и они оказались крайне необычны­ми. Они не похожи на наших комаров. Наверное, они с Запада. Помо­гите мне избавиться от мучений».

Сходные описанному психологические феномены у лиц пожи­лого и преклонного возраста отнюдь не являются редкостью. Они вытекают из психологических особенностей возраста.

Приведенные в главе данные о возрастных особенностях позво­ляют учитывать этот немаловажный параметр при проведении экс­периментально-психологического обследования, диагностики пси­хопатологических симптомов и синдромов, а также при интервью­ировании и оказании терапевтической помощи.