Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билет 14.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
2.15 Mб
Скачать

Пространство города.

В градостроительстве принят контекстуализм и предложенный Р. Вентури «включающий» метод. Прошлое и настоящее, история и современность, профессиональное искусство и «фольклор».

Предмет его особого интереса: самодеятельные пристройки, перестройки, переделки, осуществленные в своих домах жителями пригородов и городских окраин. Постмодернист более всего ценит характерность жизненного уклада, самобытность вкуса самых разных людей

Идет упор на отражение существующей ситуации. Ценным становится все то, что было в прошлом; здание, построенное 159 лет назад, возводится в ранг примерной архитектуры; новые здания не могут доминировать ни по какому параметру (модуль, масштаб, ритм). Будущее рассматривается в контексте прошлого, т.е. будущее уже было, используется все то, что сохранилось, дополняется тем, что как будто бы было раньше.

Генезис архитектуры - не больше большего, не меньше меньшего; отрицание активного вмешательства в существующую ситуацию, нарушения сложившихся пропорций, плотности застройки, этажности, стилистики. Архитектура становится средовой, незаметной, анонимной, выдержанной в модуле, масштабе и ритме существующей застройки.

К сожалению, в практике постмодернизма случаются аномалии, когда в 4-х этажной застройке с пассивным силуэтом вырастают эклектичные высотные здания офисов, банков, представительств; расползаются в плане «элитные дома», давя своей массой на окружающую застройку, диссонируя с ней, пугая гипертрофированными пропорциями.

Пример Москвы

В 80-х годах московские архитекторы приняли к сведению постмодернистский тип построения городской среды. В центр города стали возвращаться старые функции (в основном рекреационные и торговые) .

Первым крупным проектом стало создание пешеходной зоны «Старый Арбат». В последнее время были созданы пешеходные зоны Столешникова и Камергерского переулка, которые фактически являются образцами старых европейских торговых улочек. Манежная площадь.

Искусственная река с мостиками и фонтанами, театральная декорация, с немотивированными скульптурными композициями. Непонятное сочетание персонажей русских народных сказок, выполненных в манере соц-реализма в центре столицы.

Пространство дома.

Постмодернисты принесли в план понятие «мысленной сетки координат». Использование колонн (чаще всего классических ордеров) исключительно как средства выразительности. Колонны выкрашены в разные оттенки, чтобы подчеркнуть то их несущую функцию, то механическую, то декоративную.

Они могут присутствовать или отсутствовать, как элементы «мысленной сетки координат». Колонны традиционно стоят; могут висеть, не касаясь пола; «или - и это необычайнее всего - могут «продолжаться» в виде прямоугольного выреза пересекаемой поверхности» (то есть колонна всего лишь оставляет сквозной след в потолке, или кровле, что несомненно разрушает привычную «атмосферу» помещения).

Вход в магазин, выполненный Фрэнком Гери, как нельзя лучше иллюстрирует то, о чем пишет Дженкс в своей книге: «Опять колонна берет реванш, превращаясь в дверь», только он приводит в пример небезызвестный «Дом-VI» Питера Эйзенмана. Стилизованный силуэт ионического ордера служит одновременно входом, вывеской, и говорит об общей эстетике бутика. Подобные эксперименты с классической ордерной системой стали особенно популярны в проектировании интерьеров в России. Один из наиболее известных архитекторов, Михаил Анатольевич Филиппов, создал и показал на Биеналле 2000 композицию из подвешенных колонн, уникальную по своей архаичности и тривиальности. Ордер приспосабливают как подставку для телевизора, барный стульчик, или туалетные полочки, тем самым создавая редкостное по своей иронии и разнородности пространство. Также новостью для уже сложившейся методики свободной планировки явилось появление острых углов, сложных плоскостей в пространстве квартиры, причем зачастую выполненных в несущих стенах. Архитекторы стали стремиться к красивым планам. В постмодернистском интерьере используется символ, понятный обывателю.

Ад-хок. «Ад-хокизм», или «архитектура ад-хок» - концепция, призывающая при проектировании учитывать, прежде всего, реальные условия данного места, конкретные обстоятельства, вкусы будущих потребителей. Она по-своему отражает реальную ситуацию капиталистической действительности, провозглашает открытое приспособленчество, безоговорочное выполнение требований заказа (обычно частного). Зачастую заказчик участвует в процессе проектирования, выбирая месторасположение своего жилища, соседей, план квартиры. Ральф Эрскин - идеальный пример архитектора, следующего направлению ад-хок.

Контора Эрскина влилась в Байкерскую общину, открыв магазин в бывшем похоронном бюро, продавая растения и цветы (явно популярное в Англии занятие), действуя как местное бюро находок, т.е. занимаясь множеством не архитектурных дел; по мере всего этого он знакомился с жителями а они - с его группой. Затем в неторопливом процессе проектирования и строительства происходили бесконечные обсуждения с весьма скромными результатами (и принимались весьма скромные решения.

Соучастие в проектировании стало в Британии в 70-х годах респектабельным термином, который обычно обозначал одностороннюю консультацию с теми, для кого осуществляется проектирование. Они имели возможность видеть планы заранее, но не обладали достаточной компетентностью или властью, достаточной для того, чтобы предложить жизнестойкие альтернативы, однако привлечение будущих потребителей архитектуры к соучастию в процессе проектирования позволило лучше и полнее учесть их потребности, запросы и вкусы. Этот новый метод в архитектурной деятельности Запада 70-х годов отражает утопическую веру постмодернистов в то, что обновление метода проектирования без изменения социальных условий способно привести к гуманизации жизненной среды и гуманизации человеческого существования.

В Лувенском университете Люсьен Кролл и его группа продвинули процесс дальше и реально включили общину (или часть ее) в процесс принятия проектных решений. Студенты, разделенные на группы, участвовали в проектировании зданий вместе с Кроллом, который действовал скорее как руководитель оркестра. Они все время перемещали кусочки пенопласта, вырабатывая окончательную модель. Когда разгорались диспуты или когда одна из групп становилась слишком догматичной и неподвижной, Кролл реорганизовывал группы таким образом, чтобы каждый знакомился с проблемами всех остальных до тех пор, пока не появлялось возможное решение. Только тогда он действительно выдавал планы и разрезы, которые делали осуществимым проект.

В диалоге с архитектором участвуют не только будущий потребитель архитектуры, но и среда: архитектура ад-хок контекстуальна, этична по отношению к местным кодам значений; сохраняются старые постройки, несущие как определенную функциональную, так и эстетическую нагрузку. Например, при перестройке в Байкере, 80 % жителей оставалось во время строительства на территории общины, большинство сложившихся сообществ сохранилось; остались нетронутыми несколько важных зданий: школа, спортзал, местные общественные здания, церкви, так что получившееся смешение старого и нового обладает ощутимой глубиной исторических ассоциаций. Классические элементы, ставшие ненужными, детали зданий, орнаменты, взятые с прежних построек, - все это было включено в постройку либо как украшение, либо для практических целей - например, для сидений и столов были использованы ad hoc (к месту), капители колонн. Максимальное использование местных (читай - подручных) строительных материалов и технологий, возможностей строительной индустрии, деталей или частей старых построек - одна из составляющих направления архитектуры.

Как уже говорилось выше, нет точных рецептов для «адхокизма», в каждом случае это эксклюзив, единичный экземпляр. В формообразовании это может быть как постмодернистская стилизация, так и модернистский кубизм и т.д.; речь идет не о стилевых принадлежностях, а, как неоднократно повторялось ранее, о вкусах жильцов, конкретных обстоятельствах, реальных условиях, возможностях использования местных материалов: стеклянные вставки и башенки, кубические блоки и дачные домики, различные их сочетания. «Объединяемая общим термином «архитектура соучастия», новая идеология архитектурного творчества обозначается в США как социальная архитектура, в Швеции - как социально управляемое градостроительство, в Великобритании - как архитектура «community». «Самострой», как норма жизни. его стоимость снижается примерно на 40%. Во-вторых, для многих личное участие в создании среды для себя - единственная возможность воплощения собственных представлений о комфортной жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]