Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 6 Захарова Кузнецов.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
314.37 Кб
Скачать

Д. Благоев. Мои воспоминания

(Отрывки из книги)

...Нет сомнения, что деятельность нашей социал-демо­кратической группы является продолжением социалисти­ческой деятельности среди рабочих со времени 70-х го­дов. Однако она внесла нечто совершенно новое. Преж­де всего название социал-демократической, указывающее новое содержание революционной деятельности в России, было название, не встречавшееся до сих пор. Но самое главное, что внесла социал-демократическая группа,— это обоснование социализма в связи с развитием капита­лизма в России. В этом смысле наша группа была пер­вой социал-демократической группой в России и появи­лась совсем самостоятельно и независимо от существую­щих социалистических групп в России, как и существую­щих в это же время групп за границей, как группа «Освобождение труда» Плеханова, Аксельрода и др.

На втором заседании нашей социал-демократической группы поднялся вопрос о необходимости письменного разглашения социал-демократических идей среди студен­чества и рабочих, как и о выработке социал-демократи­ческой программы, которую необходимо популяризиро­вать среди этих кругов. Однако группа решила не спе­шить с последним, пока не наладится связь с рабочими, но возложила на меня выработку проекта программы, ко­торую я должен был представить в одно из ближайших заседаний группы. Относительно первого решили изда­вать коротенькие летучие листки для распространения среди студенчества на сходках, что должны были начать приводить в исполнение немедленно. Для издания таких листков, как и приглашений на собрания, мы располага­ли только одним средством, которое соответствовало ма­териальному состоянию группы. Это — очень распростра­ненное в то время средство — был гектограф.

Конец 1883 и начало 1884 г. группа употребила для организации собраний среди студенчества. Вначале со­брания были малочисленными, после становились все многочисленнее, некоторые достигли даже 30 человек. На этих собраниях я излагал социалистические взгляды группы, отвечая на все, как говорили тогда, жизненные вопросы революционного характера, волновавшие студен­чество.

Само собой понятно, что кроме этой публичной, так сказать, деятельности члены группы развивали и единич­ную пропаганду, распространяя летучие листки с коро­теньким изложением принципиальных основ социал-демо­кратических взглядов и воззвания, призывающие студен­чество присоединиться к практической социал-демократи­ческой деятельности среди рабочего класса. Эта деятель­ность социал-демократической группы имела неожидан­но большие успехи. Из этих собраний вышло много пре­данных социал-демократов и социал-демократок, некото­рые из них были принуждены эмигрировать в Болгарию, оставаясь до настоящего времени преданными социа­лизму.

Несмотря на то, что успехи группы среди студенчест­ва были очень важны для дальнейшего развития ее рабо­ты, все же она не забывала, что главный объект ее про­паганды — рабочий класс. Сюда были устремлены все ее усилия, и здесь в течение 1884 г. она успела развить еще при мне довольно широко свою пропаганду и агитацию.

Первые рабочие, с которыми я познакомился, были старые рабочие, давно работающие на чугунолитейном заводе. Мы долго беседовали о положении рабочих, о причинах этого положения и какой выход из него. Вна­чале они как будто стеснялись говорить, по понемногу решились, и мы так сблизились, как будто были ста­рыми приятелями. Оказалось известным им многое из рабочего вопроса, и они высказывали очень здоровые мысли. Мы решили встречаться почаще и на следую­щий раз пригласить и других хорошо им известных ра­бочих.

Из первой беседы с этими двумя рабочими я понял, что работа среди рабочих будет очень трудной. Оказа­лось, что между рабочими было очень распространено шпионство. Печальнее всего было то, что многие из ра­бочих были правительственными шпионами. Правда, правительственная власть вербовала своих шпионов среди самых некультурных рабочих элементов, обыкновенно из пропойц и скандалистов, подвизающихся по шинкам и трактирам; поэтому при умелом ведении работы среди рабочих, польза от них властям и вред для работы не мог быть большим.

С другой стороны, самый состав рабочего класса яв­лялся существенным препятствием для пропаганды со­циализма и для организации рабочих. За исключением металлургических фабрик, где уже отделился слой дей­ствительных пролетариев, давно порвавших все связи с прошлым своим положением, в других фабриках и ма­стерских большинство рабочего класса составляли не­оформленные пролетарии, сельские и мелкобуржуазные элементы, не вполне порвавшие с деревней и ремеслом, с крестьянской и мелкобуржуазной идеологией. Сначала они входили в капиталистическое производство не в оди­ночку, а артелями, то есть группами, поэтому рабочий труд эксплуатировался вдвойне: собственниками капи­талистических предприятий и вождями артелей. Само со­бой понятно, что культурный уровень этих рабочих был очень низким.

Несмотря на все сказанное, работа группы среди ра­бочих все более расширялась. Круг нашей пропаганды и агитации среди рабочих чугунолитейного завода все бо­лее разрастался. Во избежание шпионской слежки мы бы­ли вынуждены делать свои собрания летом за городом. Таким образом нам удалось положить начало рабочей организации, синдиката в среде этих рабочих. В то же время другие товарищи из группы успели связаться с ра­бочими металлургических фабрик по ту сторону Невы, на Васильевском острове и Выборгской стороне. Здесь груп­па решила воспользоваться сохранившимся остатком су­ществовавшего рабочего общества взаимовспомогатель­ной кассы, вдохнуть ему жизнь и дальше через него со­здать новые организации. С другой стороны, из молодых рабочих той же местности группа организовала и просве­тительный кружок, организовав и ряд маленьких библио­тек, избрав самые подходящие рассказы и статьи из ста­рых радикальнейших журналов.

Успех среди рабочих довольно сильно подбодрил груп­пу, и у нее уже совсем естественно возникла идея дать своему делу более общий характер, дать толчок социалистической пропаганде, агитации среди рабочих не толь­ко Петербурга, но и вообще в России. Это она думала достичь только через свою печать, через свою рабочую газету, а таковая была возможна, только организовав подпольную типографию. С другой стороны, решая высту­пить с своим органом, группа считала необходимым вы­ставить также свою социал-демократическую программу, объединяющую в первое время всех социалистов, согла­сившихся с взглядами и деятельностью петроградской со­циал-демократической группы. По этим соображениям группа решила издавать свой орган «Рабочий», как толь­ко будет организована типография, а программу разра­ботать уже в следующем заседании, на будущей неделе, отпечатать ее на гектографе. Действительно на следую­щем собрании я прочитал программу. Она гласила:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]