Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История.docx
Скачиваний:
37
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
444.05 Кб
Скачать

Ивана III (1462 — 1505 гг.) и Василия III (1505 — 1533 гг.).

На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений, но и объемом власти. Не случайно появляется и новый титул “государь”. Двуглавый орел становится символом государства, когда в 1472 г. Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул “Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель”.

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем. Начал складываться централизованный аппарат управления. Боярская Дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о “делах земли”.С увеличением функции государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, судебными, финансовыми делами. Поэтому были созданы «столы», управляемые дьяками, которые позже преобразовались в приказы. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразрывности судебной и административной власти. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, при Иване III в 1497 г. был составлен Судебник. В 1480 г. было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре.

Образование Российского централизованного государства

В конце XV — начале XVI вв. в состав Российского государства вошли Чернигово-Северские земли. В 1510 г. в состав государства была включена и Псковская земля. В 1514 г. в состав Московского великого княжества вошел русский старинный город Смоленск. И, наконец, в 1521 г. прекратило существование и Рязанское княжество. Именно в этот период объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава — одно из самых крупных государств в Европе. В рамках этого государства была объединена русская народность. Это закономерный процесс исторического развития. С конца XV в. стал употребляться термин “Россия”.

Социально-экономическое развитие в XIV — XVI вв.

Общая тенденция в социально-экономическом развитии страны в этот период — интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Дворяне, оставлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника (от слова “поместье” дворян называли также помещиками). Срок службы устанавливался договором.

В XVI в. происходит укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества становится феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная.Появляется новый термин “крестьяне”, ставший названием угнетенного класса русского общества. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие крестьяне принадлежали различным светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства московских великих князей (царей); черносошные (позже государственные) крестьяне жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

Разгром старых, крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII — XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное дело, металлообработка, монетное дело.

7.

Ф. 1. Московия в начале XVI в.

Во время правления московского царя Василия III его страну дважды посещал посол императора Священной Римской империи барон Сигизмунд дер Герберштейн (1486-1566). На протяжении длительного времени он жил в Москве, знакомился с бытом и обычаями ее населения, историей и устройством государства, которую европейцы считали страной Востока. В 1549 г. он издал в Вене свои "Записи о московитские дела ", которые позволяют посмотреть на Московию глазами европейца XVII в.

Посол императора описал Московию как огромные необъятные равнины, покрытые густыми лесами. Он видел поля, на которых еще не выкорчевали пни деревьев. Однако области между Окой и Волгой были уже густо заселены - здесь случалось немало сел, а иногда и окружены деревянными стенами города-крепости. Население Московии на то время составляло около 9 млн душ, а его плотность - от 0,3 до 8 человек на 1 кв. км (в Западной Европе средняя плотность населения составляла 35 человек на 1 кв. км). Москва была крупным городом - около 50 тыс. жителей. Вокруг каменного Кремля, где жил царь, были расположены торговые ряды и дворцы бояр, окруженные второй каменный стеной. За ними на берегах Москвы-реки и Яузы раскинулись поселения купцов и ремесленников.

Жилищами ремесленников и купцов были деревянные дома, покрытые крышей из дранки. Отапливались они, как говорили московиты, "по-черному": дымоходов не существовало, и дым выходил через маленькое окошко под крышей.

Боярские трех-и двухэтажные дома были окружены деревянным забором. В окна вставляли слюду. Из многочисленных "горниц" боярского дома особое место занимал женский "Терем", где по восточному обычаю бояре держали взаперти своих жен и дочерей. Одевались бояре также на восточный манер: носили парчовые халаты с длинными, почти к земле, рукавами, высокие меховые шапки, кафтаны, шубы. Герберштейн со удивлением записал, что любимым занятием бояр было пьянство, иногда продолжалось несколько суток без перерыва. Представить, сколько было съедено и выпивалось при тех пиров, было просто невозможно. Тучность была признаком знатности и богатства, поэтому бояре специально ходили выпятив живот. Другим признаком знатности была длинная борода.

Бояре имели наследственные владение - вотчины, в состав которых входили десятки сел с их жителями. Крестьяне были лично зависимыми от своих хозяев. Оставить своего хозяина они могли лишь один раз в год - в Юрьев день, оплатив ему выкуп за потерю работника.

Бояре считали себя хозяевами московской земли, могли судить и наказывать своих крестьян, а царю только платили налог.

Но каковы бы ни крупными были вотчины, большинство населения Московии составляли не зависящие от бояр, а свободные крестьяне, жившие на землях, подвластных царю. Жили крестьяне общиной - "миром". Значительная часть сельскохозяйственных работ выполнялась совместно всей общиной. В этом заключалась значительное отличие Московии от Европы.

Образование не получила особое распространение среди населения. Даже большинство бояр не умела читать и писать. Центрами культуры и образования были монастыри. Герберштейн писал, что когда он предложил московитам европейские карты и попросил у них карту их страны, то ничего получить не смог: в Московии еще не существовало географических карт.

Власть московского царя поражала имперского посла своей необъятностью и неограниченностью. Посол удивленно вглядывался в обычае Московии. Для него она, как и для большинства европейцев, была загадочной и малопонятной страной Востока.