Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИРОВОЙ РЫНОК ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ (Иркутск, 2006).doc
Скачиваний:
77
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
794.11 Кб
Скачать

Глава 3. Ресурсы и коммерческая характеристика месторождений алмазов

3.1. Путь алмаза от месторождения до ювелирного изделия

Алмазопровод «Де Бирс»

История продвижения алмазов от месторождений до рынков сбыта в современном мире многолика. В общем виде различают три устойчивых потока – единый канал Алмазного Синдиката «Де Бирс», продукцию независимых производителей алмазов, реализуемую через Центральную Сбытовую Организацию Алмазного Синдиката «Де Бирс», и продукцию независимых производителей алмазов.

Алмазный Синдикат «Де Бирс», являющийся горно-добывающей структурой, не ограничивает свою деятельность только производством алмазного сырья. В течение семидесяти лет он контролирует 80% реализации алмазной продукции на мировом рынке. Подобная ситуация сложилась исторически, т.к. возникновение алмазо-бриллиантового бизнеса связано непосредственно с открытием коренных месторождений алмазов в Южной Африке.

С момента находки здесь первого алмаза в 1866 году, в течение 5 последующих лет на территории Капской провинции, находившейся политически и административно под управлением Великобритании, было открыто пять коренных месторождений и ряд россыпей. Эти открытия были осуществлены стихийно тысячами старателей, копавшимися в галечниках рек Оранжевая и Вааль и в латеритах близлежащих площадей, как трудолюбивые муравьи. Однако, в отличие от последних, положительные результаты труда старатели реализовали не сообща, а индивидуально. В результате месторождения были разделены на сотни и тысячи мелких участков и напоминали по меткому выражению одного из геологов «дом без окон, без дверей, в котором комнаты находились на разных этажах». Выемка руды и извлечение алмазов производились вручную, а их скупка осуществлялась корыстными посредниками. К 1872 году общая масса добываемых таким способом алмазов достигла 1 млн карат. Благодаря промышленному росту, наблюдавшемуся в США, Франции и Германии, цены на алмазы оставались высокими. В Европе происходил бурный рост фабрик по огранке и шлифовке алмазов. Доходы в алмазной торговле увеличились в 13 раз. Этот период получил в истории алмазо-бриллиантового бизнеса наименование «Капская Эра». Главным центром обработки становится Амстердам, а торговли – Антверпен.

С 1880 года начинается период объединения старательской добычи под «крышей» частных компаний. Первым этот процесс начал осуществлять англичанин Сесил Родс на месторождении трубки Де Бирс. Совместно со своим компаньоном Раддом они основывают компанию «Де Бирс майнинг компани лимитед» с капиталом в 200 тыс. фунтов стерлингов. Почти одновременно подобная реорганизация добычных работ осуществляется на трубке Кимберли. Здесь на базе 1600 старательских участков возникает 12 частных компаний. К 1885 году рудники Кимберли, Де Бирс, Дорсфонтейн и Булфонтейн переходят во владение 42 компаний, а в 1888 году Сесил Родс скупил акции рудника Кимберли у Барни Барнато и у «Французской компании», став таким образом владельцем 90% доли мировой добычи алмазов.

Последующий период, длившийся с 1888 по 1929 год, отмечен в области алмазо-бриллиантового бизнеса поисками оптимальных рыночных структур, способных обеспечить контроль над спросом и предложением. В 1890 году Сесил Родс предоставил исключительные права на продажу сырых алмазов Синдикату, образованному из десяти ведущих торговых фирм, согласованно определивших для каждой свои квоты продаж. Фирма «Верхнер, Бейт энд Компани» получила квоту на 23% предназначенных к продаже алмазов, фирмы «Барнато бразерс» – 20%, «Мозентакс» – 15% и т.д. Спецификой структуры Синдиката по сравнению с современными ему маркетинговыми образованиями являлась самостоятельность входящих в него компаний, не контролировавшихся фирмами, добывающими алмазы. В этих условиях конкуренция отсутствовала, и алмазный бизнес переживал процветание. Такая структура позволила увеличить объемы добычи с 2,7 млн до 3,6 млн карат в промежуток времени с 1894 по 1898 год. Предел успеху положила Англо-бурская война.

Основной причиной для военных действий послужили колонизаторские действия английской администрации. Значительная часть месторождений алмазов была обнаружена на землях Западного Грикваленда, населенного потомками буров и готтентотов. Англичане, вопреки решениям Международного арбитража, силовыми методами установили контроль над рудниками этих территорий и в ноябре 1871 года водрузили над алмазными копями «Юнион Джек» (английский флаг). Оранжевому свободному государству они выплатили издевательски ничтожную компенсацию в размере 90 тыс. фунтов стерлингов, а Трансвааль лишили возмещения вообще.

Война, начавшаяся в конце 80-х годов XIX столетия, привела главный рудник алмазодобывающей промышленности компании «Де Бирс» к изоляции. Результат не замедлил сказаться на его производительности – в 1900 году объемы добычи снизились до 2 млн карат. По окончании военных действий рудник Кимберли восстановил объемы добычи, но в 1902 году у него, как и у всей алмазодобывающей компании Де Бирс появился грозный конкурент – новый рудник в Трансваале («Премьер»).

Последующая история развития алмазо-бриллиантового рынка является поучительным примером того, как хорошо продуманные действия могут промахи и грубые ошибки в бизнесе использовать не только для восстановления прочных исходных позиций, но и способствовать кардинальному улучшению тактики и стратегии его успешных действий.

В марте месяце 1902 года была обнаружена близ г. Претории кимберлитовая трубка «Премьер». Администрация компании Де Бирс, недооценившая факт данного открытия, не предприняла шагов для установления контроля над новым месторождением. В результате, по истечении пяти лет, рудник «Премьер», начавший производить алмазы в объемах, превышающих продукцию всех рудников «Де Бирс», создает свои независимые каналы сбыта. Благодаря экономическому буму, наблюдавшемуся в этот период в США, оба производителя действуют успешно каждый сам по себе. Однако благоприятная ситуация на мировом рынке исчезает в 1907 году в связи с биржевым крахом в США, и Алмазный Синдикат находит общий язык с рудником «Премьер» на базе установления квот на продажи. Синдикат получает право на реализацию 450 тыс. фунтов стерлингов, а «Премьер» – на 193 тыс. фунтов стерлингов. Равновесие просуществовало до 1908 года, и вновь возникли осложнения на почве недоверия. Рудник «Премьер» вынужден был снизить цены на алмазы, а Де Бирс – объемы их добычи. Финансовые потери Де Бирс сопровождались выходом из ассоциации ряда фирм.

Ситуация осложнилась и в связи с появлением еще одного конкурента. В 1908 году в прибрежных песках Юго-Западной Африки, являвшейся немецкой колонией, были открыты богатые россыпи ювелирных алмазов. Администрация Синдиката и здесь не сумела своевременно установить контроль над добычей и сбытом алмазов. К 1912 году новые рудники стали добывать более 1 млн карат алмазов, организовав их сбыт через берлинскую компанию «Даймонд реджи оф Саут-Уэст Африка». Возникла реальная угроза существованию мирового лидерства Алмазного Синдиката «Де Бирс».

В этой связи была созвана Международная конференция производителей алмазов, учредившая новый международный картель, который должен был продавать вновь образованному Центральному Торговому Агентству драгоценные камни на сумму 11 млн фунтов стерлингов. Каждый участник получил свою квоту продаж: «Де Бирс» – 48,5, «Джерман даймонд администрейшен» – 21, «Премьер» – 19,5, «Ягерсфонтейн» –11%. Эффективность новой рыночной структуры опробовать не удалось, т.к. началась Первая мировая война, и участники пула оказались по разную сторону баррикад.

В 1917 году на авансцене алмазо-бриллиантового рынка появляется талантливый бизнесмен Эрнст Оппенгеймер. Пройдя путь от сортировщика алмазов до директора рудника «Ягерсфонтейн», он в 1917 году привлекает в алмазодобывающую промышленность Южной Африки американский капитал банкирского дома Дж. Моргана и компании «Ньюмонт майнинг корпорейшн» и основывает фирму «Англо-Америкэн корпорэйшн оф Саут Африка лимитед». В отличие от Сесила Родса, лелеявшего мечту установить с помощью Алмазного Синдиката «Де Бирс» английский флаг над всей Африкой, Эрнест Оппенгеймер свой талант и энергию посвятил делу объединения южно-африканских производителей алмазов в единое акционерное сообщество. Для воплощения в жизнь идеи потребовалось 12 лет. В 1919 году Эрнст Оппенгеймер осуществляет слияние бывших немецких алмазодобывающих компаний и при поддержке Дж.П.Моргана основывает фирму «Консолидейтед даймонд майнз оф Саут-Уэст Африка» (КДМ). Вследствие этой операции появилась возможность проникновения в систему Синдиката «Де Бирс» новой алмазодобывающей фирмы. При распределении квот «Консолидейтед даймонд майнз оф Саут-Уэст Африка» получила долю, равную 21% от числа валовых продаж. Одновременно через фирму «Барнато бразерз», являющуюся членом Алмазного Синдиката «Де Бирс», Э. Оппенгеймер скупает акции компании «Компания де диамантес де Ангола» (новый конкурент Синдиката) и становится ее директором.

Получив контроль над преуспевающими алмазодобывающими фирмами Западной и Юго-Западной Африки, Э. Оппенгеймер получил доступ и к торговле алмазами через «Англо-Америкэн», которая вошла в систему Синдиката. В 1925 году он был избран председателем Совета директоров, а в 1929 году председателем алмазодобывающей компании «Де Бирс».

Преобразование структуры Алмазного Синдиката происходило на фоне серьезных испытаний, охвативших систему взаимоотношений на алмазо-бриллиантовом рынке. В 30-е годы XX столетия было открыто несколько россыпных месторождений алмазов в Южной, Юго-Западной и Западной Африке и среди них в Намакваленде и Лихтенбурге (Трансвааль), поставлявших к 1926 году на рынки помимо Лондонского отделения больше алмазов, чем промышленные рудники «Де Бирс».

По времени эти события совпали с финансовым бумом на биржах США и большим спросом на алмазы. В 1926 году импорт ограненных и необработанных алмазов достиг в этой стране 64 млн долларов. Синдикат не обладал достаточными средствами, чтобы контролировать ценообразование путем скупки необходимых количеств алмазов на вновь открываемых месторождениях, и было принято решение преобразовать структуру таким образом, чтобы стало возможным превратить ее в мировой центр торговли.

В 1930 году на принципах акционирования было образовано Общество «Консолидейтед даймонд майнз». Его председателем был избран Э. Оппенгеймер, объединивший главные рычаги управления в руках «Де Бирс».

После биржевого краха на Уолл-Стрит спрос на алмазы резко упал. В 1929-1930 годы импорт в США упал с 52 до 29 млн долларов, а в 1932 году – до 9 млн долларов. Средняя цена на сырые алмазы снизилась в 1930 - 1932 годах с 3,17 до 1,74 фунта стерлингов за карат. Картель утратил контроль над ценообразованием. В его запасниках образовались товарные излишки стоимостью в 14,1 млн фунтов стерлингов, из которых в 1931 году удалось реализовать продукцию всего на сумму 2,2 млн фунтов, а в 1932 году из 15,1 млн фунтов было реализовано 1,5 млн фунтов.

В этой ситуации Э. Оппенгеймер принимает решение о закрытии рудников «Де Бирс консолидейтед майнз лимитед» с 31 марта 1932 года. В период 1929 - 1934 годов объем добычи алмазов на независимых аллювиальных месторождениях Южной и Юго-Западной Африки снизился с 4,2 млн до 0,4 млн карат, а мировой добычи – с 7,2 до 4 млн карат. В результате вновь появилась возможность регулировать приток драгоценных камней. Для осуществления этого в 1933 году создается организация «Даймонд продюсерз ассошиэйшн», которая объединила южно-африканских производителей фирмы «Консолидейтед даймонд майнз оф Саут-Уэст Африка», представителей правительств Южной и Юго-Западной Африки, картель «Даймонд корпорейшн», являющийся представителем независимых производителей алмазов. Спустя некоторое время Лондонский Алмазный Синдикат был преобразован в дочернюю для «Даймонд корпорейшн» фирму – «Даймонд трейдинг компани» (ДТК), которая впоследствии стала именоваться «Централ селлинг организейшн» (ЦСО).