Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Sundukov_dissertatsia

.pdf
Скачиваний:
47
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.49 Mб
Скачать

подачи фотокорреспонденций, в которых использовались приемы наклона и наложения иллюстраций друг на друга (см. рис. 15/3) и др.

В то время как журналы карикатур осваивали принципы цветной печати (см. рис. 16/4), журналы мод осваивали новшества верстки. В приложении к «Ниве» «Парижские моды» за 1915 год мы можем увидеть, например, как верстальщики применяли фигурное обтекание изображений без фона (см. рис. 16/6-8), учитывая, что иллюстрации значительно превалируют над текстами по объему.

Таким образом, мы видим, как смешивание текста с иллюстрациями способствовало появлению различных типов верстки и форм подачи материалов (подпись к фотографии становилась своего рода подзаголовком или лидом для следующего за ней текста, как в

«Огоньке»).

Стало появляться больше профилирующих изданий, различающихся по профессии, сфере деятельности читателей. Если в конце XIX века уже появлялись журналы по землевладению

(«Землевладение», 1894-1917; «Землевладелец», 1896-1916), то в начале XX-го стали выходить такие издания как, например,

«Винокурение» (1903), «Вестник чиновника» (1910-1913), «Спутник чиновника» (1911-1914), и другие издания, связанные с появлением первых профсоюзов. В таких изданиях литература присутствовала далеко не всегда.

Новое десятилетие дало еще один тип журнала партийный.

«Просвещение» большевиков (1911—1914, 1917), «Наша заря» меньшевиков (1910—1914), «Заветы» (1912—1914) эсеров. Тем не менее, ко времени Октябрьской революции доля журналов в сравнении с газетами была крайне мала. Последние получили колоссальное распространение в связи с бурными общественными преобразованиями, и журнал не мог угнаться за ними, тем более газеты распространялись бесплатно.

41

После событий октября 1917 года большевики принимают ряд важнейших декретов: о введении государственной монополии на объявления, лишивший частные издания главного способа заработка, и декрет о революционном трибунале печати, который стал главным законом для периодики на весь советский период. Почти вся антиправительственная пресса была ликвидирована к середине 1918 года, и большевики начали создание своей системы периодики. В 1919 году создается орган распространения периодики Центропечать с сетью магазинов по всей стране. В действиях партии в области прессы проявлялся типологический подход, основанный на диверсификации изданий по назначению с сегментированием аудитории. Власть понимала высокую идеологическую значимость СМИ, поэтому стремилась охватить все группы читателей и применяла директивные меры по подписке, чтобы привить у всех классов желание читать. Аудитория дифференцировалась по полу, возрасту, профессии, месту жительства (город, деревня, республика в это время стали выходить журналы на других союзных языках). Сеть газет и журналов на национальных языках распространялась и в советских республиках (к середине 30-х в СССР выходило около 400 нерусскоязычных журналов). Система фактически сформировалась к 1921 году, когда был принят декрет, вернувший газетам платное распространение, а в Москве открылся Государственный институт журналистики для обеспечения СМИ профессиональными кадрами.

В 20-х годах в период НЭПа вновь появляются частные издания и оживают литературно-художественные журналы по типу старых «толстых», многие из которых выходят до сих пор. «Красная новь»

(1921–1942), «Молодая гвардия» (выходит с 1922 ), «Октябрь» (с 1924), «Звезда» (с 1924),«Новый мир» (с 1925).

Возрождается ряд изданий: «Огонёк» (с 1923), «Вокруг света» как приложение к «Красной газете» (с 1927). «Огонёк» выпускается

42

со старым логотипом (только без знака «Ъ»), но на обложке отсчитывает годы с нового рождения. На первой полосе появляются качественные фотографии, в какой-то степени продолжающие традиции журнала «Искры». Сначала это были в основном сцены бытового характера, из повседневности, отражающие течение жизни, в которой есть место и трагичному, и комичному (см. рис. 17/1, 4). На обложку выбирались яркие запоминающиеся кадры. В содержании мы можем заметить, что журнал постепенно отходит от чистой литературы, оставляя небольшие рассказы, или романы с продолжением. Остальные материалы представляли собой очерки, корреспонденции, письма, биографии и викторину в конце номера.

В «Огоньке» 20-х мы можем наблюдать четкое структурирование номера по полосам. Если прежде какая-нибудь повесть могла располагаться на 5-6 страниц в окружении самостоятельных материалов с фотографией, то теперь иллюстрация с текстом представляли единый материал на одну или две полосы. Колонтитулы еще отсутствовали, и обозначение особенности материала выражалось в подписи под заголовком («Очерк Ф. Леонтьевского» и т.п.). Отдельной постоянной рубрикой была только «Окно в мир»: подборка небольших заметок с фотографиями (см. рис. 17/2). В середине журнала всегда помещался фотоматериал с текстом, сверстанным по принципу разворота новая эстетика для того времени (см. рис.17/3, 5). Позднее текста станет меньше и середина превратится в фоторазворот прием, используемый поныне в этом журнале.

Наряду с «Огоньком» выходили другие издания схожего типа: приложение к «Правде» «Прожектор» (1923-1935) и, своего рода «возрожденный конкурент», приложение к «Известиям» «Красная нива» (1923-1931) (см. рис. 18/1-7). Эти два журнала примечательны нам как одни из тех, в которых стали по-своему применяться такие

43

способы обработки фотографии, как коллаж, ретушь. Если в других журналах они использовались для создания яркой, необычной, привлекательной фотокомпозиции, то в «Прожекторе» и «Красной ниве» к этим приемам прибегали в идеологических целях, стараясь сделать незаметным вмешательство корректора. В 1924 г. в посвященном памяти Ленина номере «Красной нивы» было решено увеличить массовку на размещаемой фотографии, взяв ее из другого снимка, чтобы сделать момент еще более торжественным (см. рис. 22/1). На другом примере в «Прожекторе» корректоры из цензурных соображений стерли с оригинального снимка человека, указывающего путь вождю (см. рис. 22/2).

На материале журнала «Вокруг света» конца 20-х мы можем увидеть, как влияет смена издателя на дизайн. Сначала это было приложение к «Красной газете». Обложка оформлялась особой фотографией в фирменном каркасе определенного цвета (см. рис. 19/1, 3). Дизайнеры экспериментировали с набором заголовков, художественно изменяя шрифт и вплетая его в одну конструкцию с рисунком (см. рис. 19/4, 6). Затем в 1929 году редакция переезжает из Ленинграда в Москву и «ВС» становится приложением к журналу «Всемирный следопыт», меняя формат набора (3 колонки), логотип (см. рис. 20/1). Количество полос становится меньше, среди иллюстраций только рисунки (см. рис. 20/2, 3). В 1930 году возвращается в Ленинград к «Красной газете» (см. рис. 20/4, 5), а с 1933-го издается «Правдой» (см. рис. 20/6, 7). Из объединяющих черт стоит отметить популярный прием верстки текста «в обтравку» со специально сделанным рисунком, закрывающим угол полосы или образующим диагональ (см. рис. 19/6; 20/2,3). Это демонстрирует нам, как в верстке намечается определенная динамика композиции.

С целью охватить всю аудиторию страны для пропаганды нового образа жизни, государственные газеты организуют ряд приложений-

44

журналов, ориентированных на различные группы читателя. В связи с этим к середине 20-х количество и тираж журналов стали превышать газетные показатели. Например, «Крестьянская газета» выпускает ряд соответствующих приложений: «Деревенский коммунист» (1924 –1930), «Крестьянка» (с 1922 года), сатирический журнал «Лапоть» (1924-1933). При «Рабочей газете» выходят «Мурзилка», «Крокодил», «Хочу все знать», «Листок рабкора», возобновляется издание журнала «Работница».

По обложке детского журнала «Мурзилка» (с 1924 года) мы можем судить, как предполагалось воспитание юных читателей (см. рис. 21/5). В «Мурзилке» присутствуют обособленные цветные картинки. Черно-белые картинки заверстывались в текст (и как показывают сохранившиеся копии, были интересней цветных, потому что воспринимались ребенком как «раскраска»). Содержание преимущественно было литературным (рассказы, стихи, среди авторов которых есть знаменитые детские писатели), однако присутствовали и новостные материалы, забавные фотографии (см. рис. 21/6). Отдельная рубрика «Мурзилкин клуб», где печатались «письма в редакцию» от Береговой ласточки и Лягушки-древесницы, а также инструкции «Сделай сам». На примере этого журнала мы видим, как зарождаются удачная дизайнерская концепция детского издания, в основе которой лежат вымышленный персонаж и его друзья (см. рис). В 1937 году произойдет перемена вида персонажа (имя останется прежним) на того, который существует поныне.

Пожалуй, самыми передовыми в плане оформления были издания, рассчитанные на молодежь. Как и сегодня, можно наблюдать активное использование молодежными изданиями яркой, «заметной» верстки. В то время новые приемы оформления продвигала «Смена» (с 1924 года) – двухнедельный самый массовый журнал рабочей молодежи. Имел сильный литературный отдел, где напечатался ряд

45

произведений, ставших классикой. В то же время журнал был и общественно-политическим: печатал новости, фотокорреспонденции. Логотип очень часто меняется, как и сама обложка. Первые номера оформлял известный советский художник, один из основоположников конструктивизма А. Родченко (см. рис. 23/1). Они были выполнены в плакатном стиле, ставшим главной тенденцией после 20-х годов. Оформители прибегали к набиравшему популярность приему фотоколлажа25 (см. рис.23/2, 3 ). В начале 30-х на 3-й странице «Смены» появляется указатель содержания номера (см. рис. 23/7), и журнал начинает верстать тексты на четыре колонки, увеличивая тем самым вариативность верстки.

Итак, в 20-30-х годах происходят изменения в оформлении обложки. Наиболее распространенный черно-белый вариант (шапка- логотип, черное-белое фото), по сути, исчерпал себя (см. рис. 20/1; 23/4). Цветная заливка, когда помимо черного мог использоваться еще какой-либо дополнительный цвет, стала главной тенденцией в оформлении первополосной фотографии (см. рис. 23/6). Еще раз заметим, что полноцветные рисунки и картины на обложке в то время уже были реальностью, в отличие от цветных фотографий.

Другой тенденцией стало повсеместное использование рисунков для литературных частей журнала. Печатать сплошной текст в издании для широкой аудитории уже было дурным тоном. Простые же рисунки без фона, при использовании обтекания текстом, позволяли обыгрывать страницы однородного текста (см. рис. 19/6; 20/2,3). Зарождается деление материала на части с подзаголовками. Иногда оформители специально выделяли предисловие или эпиграф

прообраз верстки современных лидов. Подобным образом

25 Освоение редактирования готового снимка в определенной степени повлияло на изменение представления о фотографии как о чем то закрепленном раз и навсегда. Из снимков можно было делать новые изображения не только в целях искусства, но и идеологии, как «Красная нива» или «Прожектор»

46

формировался прием вынесения текста во врезки, только в то время это были, как правило, лозунги (см. рис. 20/7, 8).

Еще одним модным приемом становится создание для постоянной рубрики своего «логотипа» – особенного колонтитула (см.

рис. 24/1-5).

С20-х годов мы можем наблюдать, как новые технологи, приобретая массовый характер, порождали информационное поле, находящее отражение в специализированных журналах. Подобно тому, как сегодня появляется масса журналов по компьютерным технологиям, в эпоху появления радио и движения его в массы выходит ряд журналов, посвященных исключительно этой тематике (с набором различных схем-рисунков): «Радиолюбитель», «Радио всем», «Радиофронт», «Телеграфия и телефония без проводов и по проводам» (см. рис. 24/6-8). Появляются журналы о кино и фото:

«Советский экран» (1925-1941; 1956-1998; имел также названия

«Кино и жизнь», «Экран»), «Советское фото» (1926-1991). Издания были малоформатными, что позволяло им эффективно использовать простую двухколонную верстку (см. рис. 25/1-8).

С1928 года стал выходить журнал «За рулем». Обложка выполнена с помощью распространенного, но очень эффектного приема, о котором мы уже говорили изменение цвета в каждом новом номере (так читатель может вспоминать журналы по цветам, если ему что-то понадобится найти в своей подшивке). «За рулем» выглядил эффектнее, чем, например, «Радиолюбитель», поскольку использовал больший размер фотографии, уравновешивая цветовой эффект (см. рис. 26/1-7).

Углубляющаяся дифференциация аудитории отражается в появлении специализированных журналов для молодежи: «Юный

натуралист» (с 1928 года), «Техника молодежи» (с 1933

года) ежемесячный научно-популярный, литературно-

47

художественный. Мы не зря уделяем им внимание, поскольку, как уже отмечалось, подобные периодические издания часто предлагали новое видение формы. «Техника молодежи» не сразу стал оформляться подобным образом. Изначально это был пусть аккуратный, но довольно скучный, внешне простой журнал (см. рис. 27/1, 2): обложка представляла собой красный лист с названием и номером выпуска. Но со сменой концепции оживился и дизайн (см. рис. 27/3-8). Мы можем увидеть самые разные приемы верстки, в том числе и помещение текста в колонках прямо на иллюстрации (см. рис. 27/6, 7), и ранние примеры инфографики (см. рис. 27/5, 6).

Увеличению разрыва между журналами литературными и общественными способствовали особые законодательные акты: «О политике партии в области художественной литературы» (1925), «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). В постановлении «Об издательской работе» (1931) четко говорилось о необходимости строгой типизации периодики.

В общественном процессе 30-х годов происходит ужесточение контроля за печатью. Пропаганда присутствует во всех журналах (см.

рис. 21/3, 22/3, 25/8).

С началом Великой Отечественной воины число журнальных изданий сократилось в пять раз. Но при этом широкое распространение получили массовые военные журналы, например,

«Красноармеец», «Краснофлотец», «Фронтовая иллюстрация». Из

«гражданских» журналов остались только самые значимые, которые стали выходить в особом режиме. «Огонёк» освещал новости с фронта (см. рис. 28/1-5); «Крокодил» в своих карикатурах (здесь печатались знаменитые Кукрыниксы) высмеивал образ врага; «Смена» формировала у молодого поколения убеждение, что именно ему придется восстанавливать страну. При этом «Смена» традиционно пользовалась самыми интересными приемами верстки. Например, в

48

7-8 за 1943 год, мы можем видеть применение осветленных иллюстраций в качестве подложки и шапки-панорамы на разворот (см. рис. 28/6, 7). Такая подача делала полосу динамичной и более эмоционально выраженной.

После войны главной темой большинства журналов стало возрождение мира. Новшества коснулись и дизайна журналов, чему способствовало распространение идей моделирования. У многих изданий в этот период формируется устойчивый фирменный логотип, ряд изданий перемещает его вниз полосы. «Огонёк» уже в 1945 году выходит с новым логотипом на красном фоне. Он, претерпев небольшие изменения, просуществует до сих пор. Вскоре сформируется и классическая обложка «Огонька» с цветной фотографией «под обрез» и названием журнала в красном прямоугольнике (см. рис. 29/3, 5). Внутри мы также можем наблюдать уместное применение верстки фотографий с выносом на поля (см. рис. 29/4). Подобно тому, как в журналах век назад появлялись иллюстрации на отдельных страницах, в изданиях 50-х годов появляются вставки с цветными фотографиями (см. рис. 29/6).

Схожие тенденции можно наблюдать и в других изданиях. «Вокруг света» также прибегает к членению больших материалов, использует подглавки для главных материалов на несколько разворотов (см. рис. 30/2, 3), небольшие подзаголовки для крупных текстов на две полосы (см. рис. 30/5). Крупные главный материал номера «разбавляет» специальная рубрика с логотипом «Солнце идет над родиной». Дизайнеры журнала делают попытки стилизации оформления конкретного материала под его тематику. Например, в материале о драконах Шанхая заголовок набирается шрифтом в восточном стиле (см. рис. 30/3). Для основного текста в «Вокруг света» было несколько гарнитур и форматов набора, которые применялись в зависимости от характера материала. Иногда

49

иллюстрации подавались «на вылет», использовался «воздух». В качестве изображения выступали и фотографии, и рисунки, и схемы, которые могли оказаться даже на одном развороте (см. рис. 30/2, 3).

На протяжении нескольких десятилетий в журналах прослеживается и закрепляется тенденция к структурированию материалов (части с подзаголовками), использованию «воздуха». В 60-е появляется больше цветных фотографий-вставок в журналах. Определение времени как «застойного» отразилось и на дизайне многих изданий, как бы застывшем в своем развитии (см рис 31/5; 32/3). Журналы выглядели достаточно блекло, даже несмотря на цветные фотографии. «Смену» спасало разве что разнообразие заголовочных шрифтов, более свободное расположение иллюстраций (которых стало меньше появились полосы с одним только текстом) и активное использование линеек, рамок.

В80-е гг. ситуация значительно меняется. Цветные иллюстрации становятся более качественными (см. рис. 32/4-5; 33/1). Та же «Смена» начинает печатать на обложке небольшой анонс нескольких материалов (см. рис. 33/2, 5). Появляются обозначения рубрик на полосах (см. рис. 33/6), в текстах выделяются вопросы в интервью, по- особому оформляются лиды, которые теперь уже можно назвать постоянными элементами модели, (см. рис. 33/4), становятся крупнее заголовки.

В1987 году появляется первый журнал иностранного происхождения Burda Moden (Германия) на русском языке, сразу же завоевавший огромную популярность у женщин. После развала СССР

многие советские журналы исчезли, хотя некоторые сумели организовать учредительство силами самой редакции (так поступили «Вокруг света», «Огонёк» и другие). А вот западные журнальные бренды начали активно вливаться в отечественную систему периодики. В 1992 году группа голландских инвесторов создает в

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]