Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Sundukov_dissertatsia

.pdf
Скачиваний:
47
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.49 Mб
Скачать

которых на основе некой идеи продукт создается кодирование сообщения») и потребляется декодирование»).

Во втором параграфе второй главы, рассмотрев различные типологические школы, мы предложили в их развитие свой подход, актуальный для избранной темы исследования, – на основе трех главных звеньев информационной цепочки в индустриальной сфере:

«производитель», «продукт», «потребитель».

Втретьей главе представлен анализ дизайна современных российских журналов. В первом параграфе на примере общественно- политических журналов «Русский репортер» и «Огонёк» мы разобрали два основных момента работы дизайнера с формой: планирование, запуск нового издания и корректировка концепции, редизайн существовавшего ранее. Во втором параграфе мы проследили, как дизайнеры, пользуясь богатыми оформительскими возможностями, дарованными компьютерной версткой, учитывают влияние конвергенции на аудиторное восприятие и на сами журналы, форма которых в последнее время претерпела серьезные изменения, шагнув далее от дробного текста в сторону гипертекста (политекста).

Вприложении, идущем отдельным томом, представлены страницы журналов, составивших основной эмпирический материал, на которые мы ссылаемся в качестве примеров в тексте диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Дизайн в индустриальной коммуникации выступает своеобразным «языком» или совокупностью методов по кодированию «сообщения» источником и интерпретированию его получателем. Иными словами, в дизайне (в графическом в том числе) учитывается и уровень подготовленности производителей, процесс планирования и создания вещи, и уровень ожиданий, подготовки потребителей, процесс выбора и использования предметов.

11

2.Идея, концепция издания являются тем компонентом содержательной модели, на основе которого строится формальная модель композиционно-графическая. Дизайн журнала начинается уже на этапе моделирования содержания, логически продолжается на этапе создания КГМ и завершается на этапе планирования, макетирования и верстки конкретного номера.

3.История журнального дизайна демонстрирует нам этапы становления визуального языка: формирование его основных единиц одновременно с эволюцией аудитории, способности читателей к восприятию новых более сложных форм.

4.Иллюстрация с появлением первого в мире журнала Journal des savants стала неотъемлемым атрибутом данного вида периодики (за исключением литературных изданий). И сегодня она играет ключевую роль в дизайне, являясь одновременно и содержательным, и оформительским элементом. Печать по-прежнему остается наиболее удобным и презентабельным средством передачи статичного изображения.

5.Трансформация психологии восприятия в связи с увеличивающимися информационными потоками и реализацией цифровых технологий заставляет оформителей изменять дизайн журналов в сторону большей пунктуации (представления текста пронумерованным или маркированным списком), гипертекстовости.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях, проводимых факультетом журналистики Воронежского госуниверситета (20062010 годы). Основные идеи диссертации опубликованы также в журнале «Акценты. Новое в массовой коммуникации». Две из девяти публикаций вышли в журнале «Вестник Воронежского государственного университета» (Серия «Филология. Журналистика»), включенном в перечень ВАК.

12

ГЛАВА 1.

ИСТОРИЯ ОФОРМЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛОВ

Произнося слово «журнал», мы сразу представляем себе некие внешние неотъемлемые признаки сформированного вида: склеенный или скрепленный корешок, глянцевая бумага, большие фотографии, множество разнообразных материалов (и, конечно, рекламы), рубрик и т.д. Но изначально отличие журналов в основном заключалось в особом характере публикуемой информации. Чтобы проследить развитие журнальной конструкции, журнального дизайна нам необходимо углубиться в историю, проследить зарождение и развитие данного вида периодики, учитывая не только оформительский, но и типологический аспект.

Первые журналы мало отличались по форме от книг или газет той эпохи (тем более, что номера изданий собирались в подшивку с твердым переплетом) – специфика издания проявлялась в том, что освещалось, как и когда (с какой периодичностью). Одним из первых печатных изданий, которое можно отнести к журнальному виду,

является Le Mercure François 12 Меркурий Франсис»,

подзаголовок в первом номере L’histoire), печатавшийся во Франции с 1611 года. Проводя аналогию с биологией, его можно назвать своеобразным «переходным звеном» между книжными и газетными изданиями (см. рис. 1/1-4).

Журнал собирался из различного рода готовой информации, уже опубликованных текстов (королевские и другие официальные заявления), некоторых сплетен, рассказов, опубликованных как случаи. Все эти разного рода сообщения подходили под категорию «Воспоминания».

12 Mercure François Présentation. – URL: http://mercurefrancois.ehess.fr/presentation.php (дата обращения: 14.05.2010)

13

В четвертом томе (1615-1617 гг.) находим подзаголовок издания:

«Воспоминания как следствие истории нашего времени» (Les Mémoires de la suitte de l’Histoire de notre Temps), или в более вольном переводе «Мемуары по истории нашего времени». Автор печатник

Jean Richer заявляет, что здесь он дает воспоминания (мемуары) истории так, как они были опубликованы в течение последних двух гражданских войн. Он также говорит о том, что читатель увидит тщательное собрание всех манифестов, заявлений, писем и ответов, обвинений и оправданий, и сможет судить по праву, что произошло.

Однако было бы неверным считать «Меркурий Франсис» простой компиляцией разных указов, выданных в течение года. Хотя такая обобщающая работа сама по себе представляет большой интерес, за заявлением «дать читателям простой сборник текстов» скрывается наличие одного или двух редакторов, которые позволяют себе добавлять некие комментарии, или переходы между текстами, ориентирующими чтение (выносы на поля, заголовки-врезки).

Само понятие «журнал» пришло к нам из французского языка и обозначает газету или дневник (книга для ведения периодических записей). Во французском же языке для обозначения данного вида периодики используется слово revue13. Метод обозрения (панорамирования) и стал отличать журнал как новый тип коммуникации.

Первым уже сформированным изданием (с точки зрения содержания) принято считать Journal des savants Дневник14 ученых»), появившееся во Франции 5 января 1665 года (см. рис. 2/1-4). Долгое время он выходил еженедельно, содержал обзоры

13Слово revue можно перевести как «обозрение», «осмотр». В испанском revista, в итальянском rivista – слова близкие к французскому варианту. По немецки zeitschrift (zeitung – газета, известие, весть + schrift – шрифт, сочинение, труд). Также в немецком языке есть слова wochenschrift (еженедельный журнал), fachzeitschrift (специальный журнал), т.е. главным является вторая составляющая слова. См. англ. – magazine.

14Здесь мы намеренно переводим слово journal как дневник. Поскольку это были первые случаи включения его в название, оно не несло оттенок термина, обозначающего группу изданий.

14

художественной, философской, другой научной литературы. Особую ценность в журнале обрела иллюстрация, дававшая наглядное изображение описываемого предмета (см. рис. 2/3-4). В это же время появляются журналы и в соседних европейских государствах: в

Англии Philosophical Transactions of the Royal Society

Философские труды Королевского Общества»), 1665 г.; в Италии Giornale de'Letterati Дневник литературы»), 1668 г., в Германии

Acta Eruditorum (лат. «отчеты деяния ученых»), 1682 г. Примерно в то же время у журналов помимо научно-

просветительской появляется еще одна функция рекреативная. С выходом в 1672 году Mercure Galant очень популярными становятся отделы светской хроники и рисунки-вставки модных нарядов с указаниями, где что носить (см. рис. 2/5-7). Скоро это выделит из группы литературной периодики целый пласт журналов, которые впоследствии разовьются в массовые иллюстрированные издания.

К концу XVII века мы можем наблюдать три главных тенденции в содержании журнальной периодики, которые отличали ее от газетной,

ииз которых вырастут многие современные типы.

Обзоры и комментарии, примечания к «современной истории»,

своего рода хронограф различных событий (в первую очередь общественно-значимых, касающихся государственной политики событий, а также особых происшествий) с пояснениями, зависящими от того, кто издатель (как дальний предок журналов-обозрений, аналитической журналистики, общественно-политических еженедельников).

«Познавательные дневники» научные и литературные издания. У ученых появилось понятие статьи как отчета о наблюдениях, проделанной работе, у литераторов рассказа, главы романа.

15

Издания для досуга и быта возникли как издания о стиле жизни и моде, в которых большую ценность имели иллюстрации.

Вдальнейшем названные тенденции, интерферируясь, явят новые типы, которые мы проиллюстрируем на примере отечественных изданий.

§1.1. Возникновение и развитие журналов в России

ВРоссии развитие журналов поначалу носило характер аналогичный европейскому. У нас также журнал не сразу выступил в качестве особого вида периодического издания. Первым опытом выпуска нового типа являются «Месячные исторические,

генеалогические и географические примечания в Ведомостях» («Примечания», 1728-1742см. рис. 3/1) . В то время многие периодические издания, кроме одного лаконичного названия, имели второе более развернутое, указывающее на типологические характеристики: периодичность, тематику содержания, характер информации. В нашем случае это ежемесячное издание, в котором ведется разбор государственных событий, важной информации по регионам и персоналиям. Сначала полное название журнала то и дело менялось («к», «при», «в»). Журнал выходил на русском и немецком языках с 1728 года приложением к правительственной газете «Санкт-

Петербургские Ведомости» (см. рис. 3/2). Издание этой первой отечественной газеты было передано в том же году Академии наук, которая на первом этапе формирования российской журнальной среды стала центром издательской жизни. В целом на Академию наук возлагались просветительские функции. Она стала первым заведением подобного рода в стране, которая нуждалась в грамотных людях, специалистах и ученых. Поэтому, получив монопольную возможность заниматься печатным делом, Академия поставила перед

16

собой задачи формировать мировоззрение граждан, прививать им культуру чтения. Дело в том, что «Санкт-Петербургские Ведомости»

не пользовались популярностью, и большая часть информации была просто не понятна массовой аудитории. Требовались пояснения, которые не могли бы поместиться в газете, портили бы вид, делая издание неудобочитаемым. Поэтому редактор «Ведомостей» Г.Ф. Миллер стал лично составлять «Примечания», которые выходили восьмистраничным буклетом как бесплатное приложение к подписке на газету.

«Примечания», как и Mercure francais, можно назвать изданием переходной от газеты к журналу формы, которое отличала главным образом лишь иная специфика подбора и подачи информации (важна не столько новость, сколько рассуждение, мнение, анализ). Что же касается оформления, то оно, как и во всей европейской периодике того времени, соответствовало книжным канонам: изобразительные гербовые элементы только на первой полосе, далее страницы текста с единственным выделительным средством курсивным начертанием. Для удобства ориентации внимания на полях делались пометки на манер Mercure francais, только служащие не как заголовок или лид, а как ссылка на комментируемую статью из газеты (см. рис. 3/1). Титульный лист первого выпуска «Примечаний» за 1728 г. начинается заметкой «Папа римский пожаловал вновь кардиналов». На полях справа отсылка к газете: «Зри нумер первый, страница .

В «Примечаниях» комментировались самые разнообразные темы: от особенностей каменных пород до вечного двигателя. Зачастую между текстами не было никакой преемственности, но это объясняется тем, что издание было единственным в стране. Перед ним стояли глобальные задачи и бездна незатронутых тем, так что просветительская функция в журнале начала превалировать.

17

Обязательная связь с текстами из «Санкт-Петербургских Ведомостей» постепенно терялась, содержание журнала отдалялось от газетного общественно-политического, в нем крепла литературная и научная составляющие. В журнале стали появляться переводные и оригинальные художественные произведения, стихи, статьи по математике, физике, химии и другим естественнонаучным дисциплинам, рецензии на книги. Так журнал трансформировался в иной тип, став по сути первым научно-популярным энциклопедическим изданием. Но в 1742 году уже несколько лет выходившие без Г.Ф. Миллера «Примечания» прекратили свое существование.

До 1755 года в России не было журналов (за исключением Соmmentarii на латинском языке), хотя потребность в них, видимо, ощущалась. Поэтому Академия наук приняла новый проект М.В. Ломоносова по изданию журнала «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755-1764). Это название несколько раз менялось: «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие», «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах», что указывает на развитие типа от познавательно- рекреативного к просветительскому (все меньше беллетристики, все больше научных и практически полезных публикаций). Журнал закрепил концепцию, к которой пришли в итоге «Примечания»,

научно-литературное издание энциклопедического характера. При этом он значительно вырос в объеме (96 страниц), расширив тематику и аудиторию. Редактором «Сочинений» вновь стал вернувшийся в Россию Г.Ф. Миллер, который понимал, что, как и при работе с «Примечаниями», здесь необходимо ориентироваться на самый широкий круг читателей. Своеобразный лозунг «Для всех», помещенный на титульном листе журнала (см. рис. 3/3-5), определил способ подачи информации: «писать таким образом, чтоб всякий,

18

какого бы кто звания или понятия ни был, мог разуметь предлагаемые материи»15.

Тем не менее в силу малочисленности грамотного населения и невыработанной еще привычки чтения «Сочинения» в то время не пользовались особой популярностью – 2000 экземпляров расходились с трудом. Впрочем, вскоре интерес к изданию поднимется, и в конце XVIII века все выпуски будут переизданы несколькими томами подшивок в переплете.

Важно заметить, что второй опыт издания журнала устанавливает дополнительные отличительные признаки его как вида СМИ. Во-

первых, вдобавок к аналитической функции, функции обозрения

добавляются новые, неспроста нашедшие отражение в названии журнала – «польза» и «увеселение»: познавательная (полезная) и

рекреативная (развлекательная) функции. Второй важной чертой стала необходимость в большем объеме для развернутой аналитической информации. Журнал не только в плане оформления, но и по конструкции напоминал книгу, у которой отсутствует переплет (см. рис. 3/5). Из-за большого объема появилась необходимость в ведении указателя содержания и предметного указателя в каждом полугодовом номере. Помимо этого, в каждом выпуске присутствовал блок опечаток с указанием номера, страницы, и правильного написания. Все это в полной мере соответствовало тем высоким просветительским задачам, которые ставились перед «Сочинениями».

«Примечания» и «Сочинения» первопроходцы среди изданий журнального вида. И хотя найти визуальные отличия между страницами газеты, журнала и книги того времени практически невозможно, поскольку «книжная форма» была характерна для всех изданий XVIII века, разница между ними уже была заложена в содержании и характере публикуемой информации.

15 Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие. – 1755. – Январь. – С.6.

19

В 1759 году вступило в силу разрешение печатать журналы частным лицам и организациям, что дало возможность различать их по издателю. До этого монополией на печать владела только Академия наук, выпускавшая прототипы журналов. Теперь другие издатели получили возможность создавать свои «опытные образцы», руководствуясь личными целями и задачами. А в типологии, таким образом, появился первый важный признак, который можно было усмотреть и еще ранее при подготовке «Сочинений». Де-юре их издателем являлась Академия наук, но де-факто за ним скрывалось реальное лицо, в данном случае Г.Ф. Миллер, который по-своему представлял себе, каким должен быть журнал. Когда М.В. Ломоносов предлагал издавать «Сочинения», он настаивал на таком названии, подразумевая, что у них будет большая литературная составляющая (помимо собственно научной). Однако редактором стал Г.Ф. Миллер, и в журнале все равно наметился серьезный крен в научную сторону16. С этого момента наступает долгий период «персональных» («авторских») изданий, когда номер готовился преимущественно одним человеком (журналистом, редактором, владельцем). Со временем, когда структура редакции расширилась, разделились обязанности учредителя, владельца, издателя, данный типоформирующий признак не утратил своей значимости. Став более системным, он только усилил влияние на тип журнала.

Первое частное ежемесячное издание «Трудолюбивая пчела» (1759 г.) начал выпускать А.П. Сумароков (см. рис. 4/1). Новый свободный издатель придал особые функции своему проекту. Будучи формально литературным журналом, издание было призвано направлять общественно-политическое мышление читателя, который должен трудиться, как пчела, чтобы докопаться до истины. Здесь печатается сатира, в редакторских монологах Сумароков позволяет

16 История русской журналистики XVIII–XIX веков / под ред. А.В. Западова. – М. : Высшая школа, 1973. – С. 25.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]