Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 6 Инфраструктура.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
223.23 Кб
Скачать

5. Научная и образовательная инфраструктура

Наука и образование относятся к четвертичному сектору экономики. Большинство видов деятельности, входящих в него, отличаются небольшим воздействием на окружающую среду. Некоторые даже связывают с развитием этого сектора возможное ослабление антропогенного пресса на природу. В связи с этим, казалось бы, к природопользованию данный вопрос имеет минимальное отношение.

Однако дело обстоит иначе. В условиях, когда наука становится двигателем, в т.ч. экономического, прогресса, её развитие в том или ином регионе стимулирует перемещение в него и отраслей материального производства и населения. Увеличение относительной доли четвертичного сектора при этом сопровождается возрастанием абсолютной величины антропогенной нагрузки.

Выше говорилось о том, что развитая инфраструктура сейчас стала более сильным фактором размещения производства, чем ПРП. Здесь нужно добавить, что в развитых странах не менее мощным фактором является наличие квалифицированной рабочей силы. Несмотря на её возрастающую территориальную мобильность, она всё-таки больше сосредотачивается там, где и получает образование. Так что и размещение инфраструктуры образования важно для прогноза перспектив развития региона.

Исследования успешности стран в развитии науки показали, что существует несколько факторов, от которого она зависит. Один из них, как ни странно, плотность населения. Прогресс идёт быстрее там, где она составляет более 300 человек на квадратный километр. Очевидно, что не везде такая плотность есть. Например, в России только в Подмосковье. Поэтому в тех странах, которые заботятся о своём развитии, создаются города и компактные районы, в которых сосредотачиваются научные, внедренческие, образовательные учреждения и фирмы.

Такая идея впервые была реализована в СССР в виде городов науки (Пущино, Протвино, Белоголовка, Зеленоград, Саров, Академгородок и др.). К сожалению, реализация не была доведена до конца: науку и образование сосредоточили, а производство, которое бы осваивала её достижения, нет. Поэтому сохранился разрыв между фундаментальной и прикладной наукой и производством. В знаменитой Кремниевой долине в Калифорнии такой ошибки не было и результат получился более успешный, и уже его копировали многие страны. Сейчас у нас объявлен проект создания аналога в Сколково. Но пока дела идут успешно только в части распила бюджетных денег. При этом никто не может понять (если не принимать во внимание именно цель распила) зачем нужно было всё делать на чистом месте, вместо того, чтобы дополнить уже существующие научные города.

Но и плотность населения и концентрация науки далеко не достаточные условия для её успешного развития. Самая большая плотность населения в Бангладеш, но о её науке никто не слышал. Пример с концентрацией в России я уже привёл.

Очень важен уровень финансирования научных исследований. Как показывает международный опыт, страна может претендовать на лидирующие позиции, если она вкладывает в науку не менее 2% ВВП. При расходах от 1 до 2% она ещё в состоянии понимать, что делают другие и копировать и осваивать их достижения. При меньшем финансировании она даже этого не может.

По данным 2010 г. лидерами в расходах на науку были Израиль 4,25% ВВП, Финляндия 3,84, Швеция 3,62, Южная Корея 3,36, Япония 3,33, Дания 3,02, Швейцария 3, США 2,79, Германия 2,78. Россия вкладывала в науку в 2010 г. 1,16% ВВП4. После распада СССР эти расходы колебались вокруг 1% ВВП несмотря на все разговоры о необходимости модернизации и инноваций. Выводы о будущем страны несложно сделать.

Распределение науки по территории России неравномерно, что и хорошо в свете вышесказанного. Выделяется несколько типов районов по развитию науки.

1. Районы с высоким уровнем развития науки. Прежде всего это Москва, в которой сосредоточено 43% российских кандидатов и докторов наук, правда здесь выполняется только 36% исследований5, т.е московские учёные работают менее результативно, чем в среднем. С большим отставанием за ней следуют Санкт-Петербург - 10% (13% исследований), Московская область — 7,6% (13%), Новосибирская область - 4,7 (2,4)%, Свердловская область 2,4 (2,6)%, Нижегородская область около 2 (5,3) %. В этих регионах представлена как фундаментальная, так и прикладная наука, которая пока по некоторым направлениям остаётся на уровне или выше мировой.

2. Районы с развитой прикладной отраслевой наукой. В эту группу входят регионы Урало-Поволжья такие как Самарская, Пензенская, Челябинская области, Башкортостан и Пермский край. На Юге России Ставропольский край, Воронежская область, в Сибири Красноярский край и Омская область.

3. Периферийные районы с многоотраслевой наукой. Отличаются, как и первая группа сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, но сильно уступают ей по объёмам работ. Сюда входят Приморский край, Иркутская, Томская, Калужская и Ростовская области республики Татарстан и Коми. Это регионы, в которых имеются отделения РАН или сильные традиции университетского образования.

4. Преобладающая часть регионов России относится к группе с неразвитой наукой, в которой она представлена единичными организациями. Типичный случай - Марий Эл, занимающая 80 место в стране по доле научных работников в населении6.

Развитость образовательной инфраструктуры сложно оценивать каким-то одним показателем. Количество учебных заведений мало о чём говорит, потому что они сильно различаются по размерам и времени работы (одна или больше смен). Финансирование у нас подушевое, поэтому проще считать количество обучающихся. Но это ничего не говорит о качестве. Раньше было проще - статистика отражала долю грамотных, но в условиях всеобщего обязательного образования это стало бессмысленным. Поэтому для развитых стран сейчас используют показатель среднего количества лет обучения. Что тоже не очень корректно, т. к. интенсивность занятий, а следовательно, и объём получаемых знаний за год разные. По математике и естественным наукам регулярно проводятся международные сопоставления уровня знаний школьников, из которых видно, что Россия постепенно утрачивает позиции. В 60-е гг. 20 в. СССР стабильно находился в первой тройке. Затем начался медленный откат, ускорившийся после распада страны. Сейчас мы в третьей десятке, а первые места занимают в основном дальневосточные страны (Корея, Сингапур, Тайвань). Результат не удивляет, если учесть, что по расходам на образование в ВВП Россия уступает почти всем странам ОЭСР, кроме Японии. При этом у нас очень много студентов вузов на 10000 населения (одно из первых мест в мире)7. Это как раз и вскрывает причины падения уровня образования. Невозможно хорошо учить так много людей за дёшево.

Внутри страны сравнения проводить проще, т. к. система образования одна и та же.

Ожидаемо высокий средний уровень образования в столицах и Московской области, занимающих первые три места. Затем первую десятку со средним сроком образования более 12 лет заполняют районы нового освоения, куда в основном едет молодёжь с высоким уровнем образования. Остальные регионы почти не отличаются друг от друга.

Различия по числу обучающихся в ВУЗах на 10000 жителей гораздо заметнее. Бесспорные лидеры здесь вновь столицы, а вот на третьем месте Томская область - старейший университетский центр Сибири. Дальше с большим отставанием идут Курская и Магаданская области, Хабаровский край, Воронежская область, Татарстан, Новосибирская и Орловская. Марий Эл на сорок первом месте в России. Замыкают список северные автономные округа, пристоличные области, Чечня, Ингушетия, Тыва, Алтай.

В России сложился явный перекос в сторону высшего образования. Начальное профессиональное (рабочие профессии) получает меньше людей, чем высшее. Это было бы, может быть и неплохо. Избыточное образование позволило, например Южной Корее стать передовым в техническом отношении государством. Плохо то, что, как уже отмечено, учат-то у нас преимущественно не инженерным специальностям.