Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BILET_po_Gretsii.docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
183.69 Кб
Скачать

11.Механизм социального торможения в древней Спарте.

Реформы Ликурга

Политика:

- Cозыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Это собрание состояло из всех спартиатов, достигших тридцатилетнего возраста. Голосование на нем происходило криком одобрения или неодобрения, без подсчета голосов. Решения народного собрания распространялись на вопросы о войне и мире, о договорах и о выборе новых должностных лиц.

- Cоздание Совета Старейшин (герусии) - органа, ограничивающего царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

Социум:

- Самым важным и смелым из преобразований Ликурга был передел земли. Он разделил всю Лаконскую область на равные земельные участки; при этом земельная собственность самих спартанцев, состояла из девяти тысяч, а периэков — покоренных спартанцами людей — из тридцати тысяч частей.

-Заботясь о том чтобы невозможным стало возвращение к старому делению, Ликург запретил землевладельцам продавать свои участки и определил, что наследство отца должно всегда переходить к старшему сыну, а, если сына не будет, участок переходит к дочери, но эта дочь могла выходить замуж только за человека, не имеющего никакой собственности.

- Запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги (обул, с испорченным железом) 

Торговля:

Запретил в Спарте все ремесла.

Быт:

-Учреждение сисситий — совместных обедов свободных спартанцев. Но сиссития была не просто общим обедом, это было товарищество из 15-20 человек, называвшихся сисситами, служивших обычно в одном военном отряде.

-Уравнение женских занятий с мужскими (борьба, метания диска и копье) Подобно юношам, они должны были присутствовать на праздниках, участвовать в плясках и петь в хоре.

-Оставаться холостым считалось в Спарте позорным.

- Решение судьбы ребенка старейшинами.

- Отряды из мальчиков, где шло обучение воинской жизни

- Более строгое и суровое воспитание по мере взросления

- С 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Негативные последствия реформ.

  • Введения единственной тяжелой монеты - оболы, и запрета на золотые и серебряные монеты привело к потере смысла накопления, затормозило торговые сделки, выведя Спарту из внешнего рынка.

  • В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши, так как рынка сбыта попросту не было.

  • Начиная с конца 6 века исчезает расписная керамика. Практически то же самое происходит и со всеми остальными видами прикладного и изобразительного искусства.

  • То, что в результате аграрных реформ спартиатам было уготовано безбедное существование за счет подневольных илотов, привело к примитивизации бытового уклада, рассчитанного на потребности воинов-гоплитов (грубых жилищ, простой еды, невысокой грамотности спартиатов).

  • Строительство грубых жилищ при помощи пилы и топора.

  • Упадок в отношениях с другими странами, из-за противопоставления спартанца всем остальным эллинами и законом запрещающих находится за границей больше положенного срока.

Таким образом, застойность спартанского общества была явлением вторичного порядка, вызванного целенаправленным вмешательством государства в естественный процесс социально-экономической эволюции. Заграждением и стали те самые законы Ликурга.

Экономика. Конец 7 - начало 6 вв. – передел земли. 9000 равных по доходности наделов. Клер становится неотчуждаемым. Его нельзя дробить, дарить, продавать, завещать и т.д. Поделены и илоты. Платят натуральный оброк сельхозпродукцией. Нельзя илота ни бить, ни убить, т.к. он собственность государства. У илотов известная хоз. самостоятельность. Обособление Спарты. Постепенно Спарта обособляется от остального греческого мира. Показатель – упадок вазовой живописи и бронзовой пластики и их исчезновение в 6 в. до н.э. С сер. 6 в. Спарта не участвует в Олимпийских играх.

Ретра Ликурга. Значение. Кодификация права., Система воспитания юношества: лагеря-агелы с 7 лет, муштра, Сисситии – совместные трапезы взрослых спартиатов, Регламентация браков и деторождения, Всеобщее равенство, изъятие сереб. и зол. монет; ввод жел.обола, торговля и ремесла – грязные занятия для спартиата, неотчуждаемость и равность клера, запрет на роскошь, запрет на ввоз иноземных товаров. К середине 6 в. до н.э. подчинены Коринф, Сикион и Мегары. Сложился Пелопонесский союз. С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек, который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского государства и представителям государственной власти. Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутри спартанской общины. «... Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла...».

Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на «обы». «Разделить народ на филы и обы» - гласил дельфийский оракул.

Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов и гиллеев, было заменено делением на «обы», в основе которого лежал территориальный принцип.

Вся территория Лаконии разделилась на большое количество «обов», представлявших собой небольшие административно - территориальные округа.

Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков («комай»). Которые так и не образовали единого целого.

Замкнутость родовых группировок, в связи с медленным развитием производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению Спарты как рабовладельческого полиса.

Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная государственная организация.1

  1. Социально-политический кризис в Спарте 4-2 вв. Реформы Агиса 4 и Клеомена 3. Тирания Набиса.

Причины упадка

Мало-помалу распространив силою оружия свои владения и утвердив свое владычество в Пелопоннесе, Спарта в половине VI в. стала во главе союза дорийских государств, основанного в целях внешней защиты. Значение ее гегемонии было весьма велико во время Греко-персидских войн, когда на Спарту смотрели как на естественную защитницу и представительницу интересов всей Эллады, и она имела честь предводительства не только сухопутными, но и морскими силами ее. Но вскоре высокомерие и притеснения Спарты возбудили неудовольствие союзников, и гегемония на море перешла к Афинам. Спарта, по-видимому легко допустив этот переход, тем не менее стала относиться с постоянною завистью к возрастанию афинского могущества. Через 50 лет после похода Ксеркса между Афинами и Спартою произошел явный разрыв, и началась Пелопоннесская война, 431 — 404. Она окончилась полным разгромом Афин и торжеством Спарты; однако это торжество было непродолжительно, и с этих именно пор Спарта начинает заметно клониться к падению. Жизнь спартиатов, лишенная древними установлениями всякого внутреннего движения, односторонне направленная на развитие лишь военных доблестей, естественным образом нашла себе цель в завоевательных стремлениях, которые слишком напрягали силы государства и в то же время вредно действовали на граждан, знакомя их с роскошной и привольной жизнью других греков. Вследствие побед Лисандра в Спарту проникло большое количество золота и серебра, которое возбудило к себе тем большую жадность, что до тех пор благородные металлы не были там в обращении. Жажда богатства овладела всеми; даже смертная казнь, которою государство грозило лицам, владеющим благородными металлами, не была страшна для корыстолюбцев; даже лучшие люди Спарты не в силах были устоять против соблазна и не стеснялись в средствах для своего обогащения, сами цари и геронты сделались подкупными. Теперь перестало казаться невероятным древнее предсказание оракула, гласившее, что корыстолюбие Спарты доведет ее до гибели. Весьма вредное влияние имели на спартиатов походы в чужие страны, которые знакомили их со свободой и прелестями заграничной жизни и открывали новый источник к удовлетворению эгоистических интересов. Государство по необходимости должно было назначать, кроме царей, особых полководцев и навархов для отдаленных походов и отправлять граждан в качестве гармостов в подчиненные заграничные города, где даже бескорыстным людям нужна была бы особенная сила воли, чтобы удержаться от искушений, а тогдашние спартиаты прямо смотрели на эти должности как на средство к обогащению. В самом образе жизни спартиатов вследствие увеличения материального благосостояния должна была произойти перемена: являлись новые потребности, стремление к комфорту, и строгие предписания древней дисциплины становились тяжелы для людей, познакомившихся со свободой жизни в других странах.

Во внутренней жизни самой Спарты вследствие неравноправности населения было много таких элементов, которые вредно влияли на крепость государственного строя. На илотов спартиаты всегда смотрели как на покоренных врагов, чуждых государственному организму, и не стеснялись в средствах для того, чтобы держать их постоянно в угнетенном положении. Но целый ряд тяжких войн и несчастий, которые имели вредное влияние на дух граждан и способствовали уменьшению их количества, ставил государство в тяжелую необходимость и бояться илотов, как врагов, и привлекать их к участию в походах. Страх, возбуждаемый илотами, доводил до открытого преследования их посредством криптии, которая с течением времени становилась все более жестокой. С другой стороны, нужда в людях. Как велик был этот страх и какие средства иногда были употребляемы против несчастных илотов, видно из следующего рассказа Фукидида (IV, 80). В 424 г. спартиаты выбрали до 2000 илотов, наиболее отличившихся на войне, и объявили их свободными; освобожденные с венками на головах принесли в храм благодарение богам, а потом бесследно пропали. Трудно поверить, чтобы такое количество людей могло быть убито сразу.

Для военных целей нередко заставляла спартиатов прибегать к освобождению илотов и создала новый класс людей (неодамодов), на которых вместе с периеками и возлагала, главным образом, Спарта все тяжести войн, приберегая своих граждан для небольших походов или для должностей в штабе царей и полководцев. Этими причинами объясняется убийственная ненависть подчиненных классов народа к господствующему племени, которая ярко показалась в заговоре Кинадона в начале IV века.

Сама аристократия спартанская вследствие замкнутости своей жизни и отсутствия всякого освежающего элемента мало-помалу выродилась в немногочисленную и стеснительную олигархию. Со времени персидских войн она была подвержена постоянному и правильному процессу вымирания, который можно проследить по нескольким довольно определенным цифрам. В древности в Спарте было 10 000 граждан; Ликург, по преданию, разделил спартанскую территорию на 9000 участков для граждан. Во время Ксерксова похода на Элладу в Спарте было более 8000 взрослых граждан (Герод. VII, 234); в сражении при Платеях участвовали 5000 спартиатов, но это были не все способные носить оружие. В сражении при Мантинее в 418 г. стояли в строю 3584 спартиата, составлявшие 5/6 поголовного ополчения (Фук. V, 64), так что всех способных тогда носить оружие было до 4300 человек. Во времена Аристотеля, во 2-й половине IV в., уже едва можно было насчитать 1000 граждан, а через сто лет, при Агисе IV, их было не более 700 (Плут. Агис, 5). Причинами такого быстрого уменьшения числа граждан были, с одной стороны, беспрерывные войны, во время которых иногда было истребляемо зараз значительное количество граждан (при Фермопилах в 480 г. легли костьми 300 спартиатов, при Левктрах был истреблен отряд в 400 человек), различные несчастья (в 464 г. землетрясение стоило жизни многим гражданам), с другой — сами условия жизни и особенно землевладения в Спарте. Вследствие установленной древним законоположением нераздельности и неотчуждаемости поземельных участков в каждом роде, вся земля переходила обыкновенно к старшим сыновьям семейств, которые таким образом одни оказывались материально обеспеченными, тогда как младшие оставались безземельными и потому не могли исполнять законных обязанностей граждан. Вместе с сокращением числа полноправных граждан, само собою разумеется, уменьшалось и число поземельных собственников, земли сосредоточивались в руках немногих владельцев, и, таким образом, постепенно произошла замкнутая олигархия. Потеря Мессении, освобожденной Эпаминондом из-под власти Спарты в 370 г., нанесла непоправимый удар тем спартиатам, которые владели участками в этой стране. Весьма вредное влияние в экономическом отношении имел также закон эфора Эпитадея (в 1-й половине IV в.), предоставлявший всякому спартиату право дарить свой дом и участок кому угодно при жизни и свободно распоряжаться ими по завещанию (Плут. Агис, 5). В силу этих причин неравенство в распределении поземельных владений между гражданами с течением времени сделалось так велико, что в половине III в. все земли скопились в руках лишь 100 родов, тогда как все остальные граждане (числом около 600) составляли бедную безземельную массу, находившуюся в полной зависимости от богатой олигархии, сосредоточившей в своих руках всю власть.

Эти обстоятельства объясняют нам, почему Спарта не могла уже оправиться от удара, нанесенного ее могуществу Эпаминондом Фиванским. Древняя крепость государственного строя была подточена, ликурговские учреждения сделались лишь пустыми формами, которыми господствующий класс прикрывал свои эгоистические стремления. Вся власть сосредоточилась в руках эфоров и богатейших фамилий, тогда как цари, не имея никакой силы в государстве, предпочитали во главе наемников служить за деньги иностранным интересам или утопать в роскоши при иностранных дворах (Архидам III, Леонид II). Под именем фидитий спартанские богачи устраивали теперь роскошные пиры, на которых соперничали в изнеженности с восточными сатрапами и удивляли иностранцев блеском и пышностью обстановки и изысканностью блюд. А рядом с ними в городе гнездилась чернь, лишенная средств к существованию и доступа к должностям, лениво и неохотно защищавшая его от внешних врагов и подстерегавшая удобную минуту для переворота и восстания (Плут. Агис, 5).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]