Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IstArkh_6-10.docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
5.53 Mб
Скачать

Амьенский собор

Билет №7

1. а) Акрополь Пергама

б) Крестово – купольный тип храма

2. Собор Нотр – Дам в Париже

3. Архитектура Греции периода архаики

1.

а). Акрополь Пергама

б). Крестово-купольный тип храма

Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объем, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

План церкви Сергия и Вакха в Константинополе

План церкви Сан-Витале в Равенне.

  1. Собор Нотр-Дам в Париже

Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр.Notre Dame de Paris) — католическийсоборв центреПарижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части островаСите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на местегалло-римскогохрамаЮпитера. Строился с1163по1345гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

В архитектуресобора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиляНормандиисо свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достиженияготического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

  1. Архитектура Греции периода архаики

О древнейшем периоде эллинского зодчества — эпохе архаики, охватывающей VII — VI вв. до н. э., мы можем судить почти исключительно по постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы.

Храм дорийского ордера, по-видимому, происходит от жилого дома микенского типа и отличается лишь большим размером. Характерной особенностью многих из эллинских храмов была обрамлявшая постройку колоннада. Эта колоннада была греческим нововведением, и возможно, что возникновение ее связано со стоявшей перед зодчими задачей: создать из обычного строительного материала для жилищ того времени — непрочного кирпича-сырца — монументальный храм, который должен был в течение долгого времени служить помещением для идола божества. Обнесение постройки колоннадой позволяло строителю далеко отодвинуть края крыши от стен здания, в силу чего сырцовые кладки становились более надежными и долговечными.

Древнейший эллинский архитектурный ордер — дорийский; характерные особенности его настолько детально описаны у Шуази, что нам совершенно нет необходимости на них останавливаться.

Обратимся к рассмотрению древнейшего из дошедших до нас памятников, исполненных в этом ордере: храма Геры в Олимпии, сооруженного в начале VII в. до н. э. и дающего нам представление о начальной фазе развития эллинского зодчества.

Храм представлял собой сильно вытянутый перипетр длиной в 49 и шириной в 17 м. С фасадных сторон храма было по шести, с длинных — по шестнадцати колонн. Симметрично расположенные пронаос и описфодом были обрамлены антами и заключали каждый по две колонны. Удлиненная, первоначально однонефная, целла имела вдоль каждой из длинных сторон по четыре небольших выступа.

Стены храма были сложены из кирпича-сырца и стояли на каменном цоколе. Колонны первоначально были деревянными. Со временем колонны ветшали и постепенно заменялись каменными, исполненными в стиле того времени, к которому относилась заново вытесанная колонна. Еще в эпоху Павсания (II в. н. э.) одна из колонн храма была деревянной. Перекрытие было из дерева, крыша была выстлана глиняной черепицей и украшена большими (2,25 м в диаметре) акротерия-ми из терракоты. Храм Геры представляет собой тот тип постройки со стенами из сырца и деревянными колоннами и перекрытием, дальнейшим развитием которого является каменный храм дорийского ордера. Преемственность форм, отражающих первоначальную деревянную конструкцию в каменных дорийских храмах, убедительно прослежена у Шуази.

Весьма близок храму Геры в отношении техники сооружения храм Аполлона в Ферме. Этот храм был построен в VII в., но подвергся некоторым переделкам в следующем столетии. Стены храма были сложены из сырца, колонны сделаны из дерева. Архитрав был тоже деревянный, но метопы представляли собой расписные терракотовые плиты. Наличие деревянного архитрава позволило сделать расстановку колонн в храме Аполлона (так же, как и в Герайоне) довольно свободной.

Реконструкция Гекатомпедона

Храм Деметры в Пестуме

Реконструкция храма Артемиды в Эфесе

Храм Цереры в Посейдонии (Пестуме)

Весьма своеобразен был план этого храма: еще более вытянутый, чем олимпийский храм Геры, он представлял собой периптер, имевший вдоль длинной стороны пятнадцать, а с фасадов — по пяти колонн.

Но этим необычным для фасада эллинского храма нечетным количеством колонн не исчерпывалась оригинальность рассматриваемого нами памятника. Он не имел пронаоса, и целла непосредственно сообщалась с колоннадой храма. Целла, очень узкая и сильно вытянутая, была разделена на два равных нефа продольным рядом десяти колонн. Примыкавший к целле и не сообщавшийся с нею описфодом отличался значительной глубиной; в нем были две колонны, расположенные по продольной оси храма и в силу этого как бы делившие его на два нефа.

Колонны целлы и описфодома лежали на одной линии со средними колоннами обоих фасадов храма. Это обстоятельство еще более подчеркивало продольное членение внутреннего пространства храма Аполлона, резко отличая его в этом отношении от Герайона в Олимпии. В храме Геры внутреннее пространство гораздо более изолировано, и вместе с тем оно представляется нам нерасчлененным, ибо небольшие выступы стен в первоначальном плане храма почти не разбивали единства однонефной целлы.

Строительная техника, отмеченная нами для рассмотренных храмов VII в., весьма широко применялась в эллинском зодчестве эпохи архаики. Один из примеров ее применения был обнаружен на юге России. В Ольвии (древнегреческая колония на Бугском лимане) во время раскопок 1903 г. была найдена, а в 1926 г. дополнительно расчищена относящаяся к концу VII в. полигональная кладка, состоявшая из двух рядов камня, на которых лежало несколько слоев сырцовых кирпичей. Здание, к которому принадлежала эта стена, до сего времени, к сожалению, осталось недоисследованным.

Сырцовые кладки описанного нами типа сохраняются обычно лишь в нижних частях. Судя по изображению дома Пелея на аттической черно-фигурной вазе (расписанном около 560 г. кротэре Клития и Эрготима) для укрепления таких сырцовых стен употреблялись деревянные прокладки в виде горизонтально клавшихся досок.   Если для храмового зодчества VII в., судя по доступным нам материалам, характерным является сильно вытянутый в плане периптер, сооруженный из сырца и дерева, то аналогичное место в VI в. занимает дорийский периптер, выстроенный из мягких пород камня. Эти постройки обычно покрывались штукатуркой, что, нужно думать, находилось в связи с дефектами, нередко встречающимися в мягком камне (например в раковистом известняке); вместе с тем широко применялась полихромия, снаружи сосредоточивавшаяся, главным образом, на верхних частях здания (метопы, триглифы, карниз, сима), а также покрывавшая скульптурные украшения.

В непосредственной связи с заменой легкого и прочного архитрава из деревянных балок значительно более тяжелыми, гораздо более подверженными опасности разрыва каменными блоками, находится более тесная расстановка колонн в древнейших каменных храмах. Особенно резко заметно это, если сопоставить уже упоминавшийся нами храм в Ферме, с относящимся, может быть, даже еще к концу VII в., храмом Аполлона на острове Ортигии, около Сиракуз, где расстояние между колоннами меньше нижних диаметров последних.

К началу VI в. относится храм Аполлона в Коринфе. Он представлял собой вытянутый периптер, имевший в длину 51 м, а в ширину 19 м. Вдоль узких сторон храма было по шести, а вдоль длинных — по пятнадцати колонн. В восточной части храма находилась большая трехнефная целла, в западной — небольшой описфодом, внутреннее пространство которого ничем не было расчленено; оба помещения были снабжены открытыми портиками. Семь колонн Коринфского храма стоят до сего времени, а на пяти из них сохранилось перекрытие архитрава.

Блоки архитрава очень высоки. Подушкообразные эхины капителей колонн отличаются большой припухлостью, что еще более подчеркивает колоссальную тяжесть, которую несут колонны.

Эта припухлость, придающая капители колонны крепкий, монументальный, несколько тяжеловесный характер, свойственна не только оформлению архитектурных деталей в эпоху архаики: такие же сочные, раздутые формы мы находим и в других разделах прикладного искусства, например в керамике того же времени. Отметим, что в дальнейшем процессе развития искусства формы дорийской колонны и капители в частности, а также и формы ваз станут более сухими, стройными и легкими. Значительно больше дорийских периптеров VI в. сохранилось не на греческом востоке, а на западе — в Южной Италии и Сицилии.

Для всех храмов греческого запада свойственно отсутствие описфодома, на месте которого находится отделенный сплошной стеной от заднего фасада и сообщающийся с целлой адитон. Другим характерным признаком рассматриваемой группы памятников являются сравнительно небольшие размеры обнесенной стеной части храма, распланировка которой не связана какими-либо определенными нормами с распланировкой колоннады.   В остальном планы западных периптеров весьма разнообразны и имеют целый ряд индивидуальных различий.

Так, сооруженный между 580 и 570 гг. Селинунтский храм, обозначаемый обычно литерой С, имеет пронаос, сильно отодвинутый к заднему фасаду храма. В силу этого, между колоннадой переднего фасада и пронаосом находится большое свободное пространство, пересеченное вторым рядом колонн.

За небольшим пронаосом располагается длинная однонефная целла, а за ней — адитон. Храм сильно вытянут: длина его около 62 м, ширина 22 м, с фасадов храм имеет по шести, с длинных сторон по семнадцати колонн. Часть метоп была украшена рельефами, материалом для которых служил известняк.

Наконец, в наружном облике храма С нельзя не отметить одной своеобразной особенности, не свойственной каноническому дорийскому ордеру: основание треугольного поля фронтона у него несколько меньше длины антаблемента, в силу чего контуры линии крыши с фасадов образуют у нижних углов небольшие изломы. От храма С довольно сильно отличается распланировкой и пропорциями другой Селинунтский храм — D, сооруженный около 560 г. Этот храм шире по пропорциям рассмотренных нами ранее: количество колонн равняется на фасадных сторонах по шести, на длинных— по тринадцати. Такое отношение колонн впоследствии стало для эллинского храма каноническим. Длина храма достигала 66 м.

Обнесенная стенами часть храма расположена почти посредине здания. Она состоит из трех помещений: пронаоса, снабженного двумя колоннами и антами, заканчивающимися неполными колоннами, однонефной целлы и адитона. Из портика в пронаос и из целлы в адитон ведут небольшие лестницы. По сравнению с храмом С площадь внутренних помещений в храме D возрастает, хотя и расстояние между стенами и наружной колоннадой остается еще весьма значительным.

Еще больших размеров достигает внутреннее помещение энеастильного храма второй четверти VI в. в Посейдонии (Пестуме), обычно именуемого Базиликой. Этот храм по пропорциям шире D в Селинунте, но, подобно последнему, в нем обнесенная стенами часть здания расположена в центре постройки. Длина храма 52 м, ширина 23 м. По фасадным сторонам он имеет до девяти, по длинным — по восемнадцати колонн. Нечетному количеству колонн переднего фасада соответствует распланировка пронаоса, снабженного тремя колоннами и обрамленного антами; из пронаоса две двери ведут в целлу, разделенную колоннадой (из шести полных и двух примыкающих к стенам неполных колонн) на два нефа; в глубине каждого из нефов — по двери, ведущей в адитон. Колоннада и значительная часть антаблемента «Базилики» сохранились довольно хорошо. Исполненные из твердого известняка колонны отличаются сильной припухлостью стволов (энтазис) и мягкими очертаниями подушкообразных эхинов.   Последний из подлежащих нашему рассмотрению архаических храмов Запада — сооруженный во второй половине VI в. (после 540 г.)гексастильный храм в Посейдонии, обычно называемый храмом Цереры. Размеры его невелики: длина 31,5 м, ширина 13 м. В этом храме — каноническое отношение между числом колонн на фасадных и длинных сторонах (6 и 13).

Внутреннее помещение храма сильно отодвинуто к заднему фасаду подобно тому, как это имело место в Селинунтском храме С; но пространство между пронаосом и колоннадой переднего фасада заполнено не посредством второго ряда колонн наружной колоннады, а путем вынесения вперед колоннады пронаоса. Снабженный антами пронаос обрамлен снаружи шестью колоннами. Целла в описываемом нами храме — однонефная, адитон отсутствует.

От храма Цереры сохранились не только колоннада и архитрав, но и значительные части фронтонов. Фриз и фронтоны храма имеют ряд своеобразных особенностей: фриз обрамлен снизу и сверху орнаментальным поясом; линия контура фронтона имеет такие же надломы в углах, как в Селинунтском храме С, и, кроме того, поле фронтона не имеет обычного пола, а потолок его украшен кассетами. В храме можно отметить некоторые черты, свойственные, как мы увидим из дальнейшего, ионийскому зодчеству (например постановка колонн на особых, выдвинутых вперед плитах).

Мы рассмотрели ряд архаических дорийских периптеров эллинского запада и метрополии. На всех этих памятниках резко заметно наличие индивидуальных особенностей, присущих различным постройкам. В эпоху архаики канонический тип дорийского ордера не был еще выработан, и мы можем наблюдать ряд локальных особенностей в храмах этого времени, чему, несомненно, способствовала сильнейшая кантональная раздробленность Греции, представлявшей собой множество обособленных одна от другой общин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]