Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М. Павлович. Вашингтонская конференция.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
37.99 Кб
Скачать

§ 2. Вопрос о подводном флоте и обострение англо-французского конфликта.

После того, как вопрос о больших судах был разрешен согласно требованиям С. Штатов, и Англия, таким образом, отказалась от основного принципа своей военно-морской программы, т.-е. от "пресловутого" "Two powers Standart", по которому военный флот Англии должен быть равен соединенным силам двух сильнейших в мире флотов, вопрос о сокращении вооружений сосредоточился вокруг подводных лодок и неожиданно принял крайне острый характер. Комиссия по ограничению вооружений предложила ограничить тоннаж подводных лодок 60.000 тонн для С. Штатов и Англии, 22.000 для Италии и 31.000 тонн для Франции и Японии. Англия согласилась с этой пропорцией, тогда как Франция потребовала для себя 90.000 тонн, Япония 54.000 тонн, а Италия не ниже тоннажа Франции.

Французское предложение вызвало взрыв негодования во всей английской прессе. Последняя утверждала, что так как Германия, как морская держава, низведена к нулю, очевидно, что морские вооружения Франции целиком направлены против Англии. К этим заявлениям присоединились и официальные представители Англии. Так на заседании морской комиссии Вашингтонской конференции британская делегация заявила, что она рассматривает желание Франции иметь сильный подводный флот как угрозу, направленную исключительно против Великобритании. В подтверждение этой точки зрения председатель британской делегации лорд Ли процитировал следующую фразу из статьи французского капитана Кастекса, напечатанной в официальном органе французского морского министерства: "Благодаря подводным лодкам мы имеем оружие, которое окончательно разрушит морское могущество Британской империи". Подчеркивая тот факт, что Франция обладает сильнейшей сухопутной армией (880.000 человек), значительно превышающую по численности армию, которая необходима Франции для защиты своих новых границ против Германии, английская печать настаивала на необходимости сокращения морских сил Франции, доказывая, что иначе французский империализм станет угрозой сохранению мира между державами Антанты. Недопустимо, чтобы Франция, имеющая сильную сухопутную армию, имела еще первоклассный подводный флот. Французская аргументация относительно оборонительного характера ее морских вооружений никого в Англии не убедила. Опыт мировой войны разрушил престиж супер-дредноутов, стоющих каждый около 200.000.000 фр., и других крупных судов и подчеркнул значение подводных лодок, как крайне могучего оружия, особенно опасного для стран, зависящих в своем продовольствии и снабжении от привоза из-за моря. Англия, которая может снабжаться своим собственным хлебом только семь недель в году и более чем какая-нибудь другая страна зависит в своем продовольствии и снабжении от своей заморской торговли и заморского импорта, жизненно заинтересована в безопасности ее морских сношений как во время мира, так и во время войны.

Неудивительно, что Англия предложила на Вашингтонской конференции совершенно уничтожить подводные лодки. Этот радикальный проект, выдвинутый Великобританией и отвергнутый комиссией по ограничению вооружений, как нельзя ярче подчеркнул все значение подводных лодок, которое только недавно отрицалось самим английским адмиралтейством, и в то же время вскрыл всю остроту англо-французского антагонизма.

Поддерживая правительственную точку зрения в вопросе о подводном флоте, английская пресса доказывала, что французские притязания иметь сильный подводный флот представляют для Великобритании громадную опасность и свидетельствуют о подготовке Франции к войне с Англией; далее, что Франция, имеющая многочисленные морские базы на своих трех побережьях, явится врагом более опасным, чем была Германия. То, что не удалось последней, стремится теперь осуществить Франция своим проектом о сильном подводном флоте, который в состоянии будет совершенно блокировать Англию и уморить последнюю голодом.

В ответ на эти обвинения французская пресса заявляла, что Англия своим требованием сокращения французского подводного флота явно стремится к превращению Франции в один из английских доминионов, и подчеркивала враждебные чувства Англии к Франции. Нужно вернуться к эпохе 1860 1861 1862 г.г. после французских побед над Италией, чтобы найти аналогию тому взрыву недоверия и ненависти к Франции, который теперь вспыхнул в Англии из-за вопроса о подводных лодках, - писал французский адмирал Дегуи в "Эклер".

В эту эпоху, - как пишет Дегуи, - южные берега Англии покрылись батареями, гавани Плимута и Портсмута покрылись блиндированными "морскими фортами", были созваны милиции, призваны волонтеры и даже организованы женские стрелковые батальоны, вооруженные карабинами Винчестера - все это для отражения ожидаемой высадки французских войск в Англии. В течение двух лет Англия оставалась убежденной, будто Франция готовится возобновить попытку высадки в Англии, задуманную Наполеоном I и прерванную благодаря кампании против Австрии в 1805 г. ("Эклер", 4 января 1922 г.).

Как доказывают английские военные эксперты Франция, располагая 800 тысячной армией, воздушным флотом в 2 000 аппаратов, при условии усиления ее подводного флота, может в течение нескольких часов вторгнуться в Англию и осуществить план, который не удался Наполеону.

Итак, мы видим, что вопрос о подводных лодках не на шутку обострил англо-французский антагонизм и вызвал воспоминания о той эпохе, когда обе державы не на жизнь, а на смерть боролись друг против друга.

В этой полемике между английскими и французскими органами печати итальянская пресса, отражая настроение правящих кругов своей страны, стала целиком на стороне английской и доказывала, что Франция стремится к утверждению своей диктатуры во всей Европе. Единственным средством борьбы с французскими планами захвата гегемонии над всей Европой - утверждали некоторые итальянские органы прессы - является заключение англо-итальянского союза.

Вашингтонская конференция до сих пор не пришла ни к каким окончательным решениям по вопросу о сокращении морских вооружений. Борьба, разгоревшаяся вокруг этого вопроса, бросила яркий свет на непрочность уз, связывающих вчерашних союзников. Америка, одержавшая победу в вопросе о крупных военных судах, усилила свои позиции и постановкой вопроса о подводных лодках, обострив отношения между Францией и Англией и заставив, таким образом, каждую из этих держав еще более дорожить хорошими отношениями с С. Штатами.