Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.03.2024
Размер:
158.71 Кб
Скачать

Заключение

Теоретически установленное и разнообразным фактическим мате­риалом подтверждаемое явление спонтанной дегидратации внутрипланетного вещества и сопутствующей ему океанизации земной поверхно­сти внесло коренные изменения в существующие представления о при­роде и характере эволюции гидросферы, возрасте Мирового океана, вскрыло неизвестную ранее особенность развития Земли на рубеже двух последних геологических эр - мезозойской и кайнозойской.

Отныне этот рубеж характеризует начало океанизации Земли. Это пла­нетарный процесс, установленный нами в его современном понимании бо­лее четверти века назад [11 - 18]. Он начался в поздней юре с мощного вул­канизма, который достиг наивысшей интенсивности в конце мела - палео­гене и сопровождался проседанием обширных сегментов перисферы и мас­совой дегидратацией ее низов. Результатом этого процесса стало образова­ние Мирового океана современных размеров и глубины.

Исследователи, чьи убеждения не позволяют пока признать иной путь эволюции Земли, кроме неомобилистского (плейттектонического), не могут отрицать этого научного факта.

Приведенные же здесь данные о доокеанической истории Земли свидетельствуют об отсутствии каких-либо планетарных ресурсов и процессов, которые могли бы инициировать производство огромных масс гидросферы, а с нею и образование обширного глубоководного океана в докембрии и большей части фанерозоя, подобного кайнозой­скому.

Но если Мировой океан - молодое геологическое и планетарное об­разование, а земная кора, будучи продуктом эволюции протовещества на доокеанической стадии развития планеты, имеет примерно одинако­вое строение и мощность на всей поверхности Земли - и под континен­тами и под океанами, то возникает закономерный вопрос: вследствие каких неведомых обстоятельств внешняя каменная оболочка Земли, формировавшаяся в течение более чем 4 млрд лет, вдруг в последние 150 - 160 млн лет стала дробиться на. отдельные глыбы (так называе­мые литосферные плиты), которые стали автономно блуждать по по­верхности Земли и вращаться в разных направлениях, как будто между ними нет такой же жесткой каменной оболочки? Эти безудержные фан­тазии не имеют под собой ни прочного научного фундамента, ни каких-либо природных предпосылок. Более того, они противоречат или со­вершенно не совпадают с данными структурной и исторической геоло­гии, геофизики и физики Земли и планет, многие из которых вот уже более 100 лет составляют фундамент естественнонаучных знаний.

Постулируемое же плейттектоникой «существование докембрийского океана», и даже «срединно-океанических хребтов» в протерозое, свидетельствует о серьезных пробелах в геологическом и естественно­научном образовании адептов неомобилизма и тех, кто бездумно сле­дует за ними.

Сегодня стало очевидно, что мощный платобазальтовый вулканизм, начавшись в конце юры в центре Тихого океана и по периферии Атлан­тики и Индийского океанов, достиг максимума в позднем мелу - палео­гене и завершился на рубеже четвертичного периода.

Последовавшие за ним проседания земной коры платформ и докембрийских щитов инициировали механизм дегидратации ее низов, кото­рый продолжается до сих пор с наивысшей скоростью - 3,6 * 1017г/год -по массе, или около 1 мм/год - по уровню. Именно этот механизм, а не собственно вулканизм стал главным поставщиком свободной воды на земную поверхность, которая заполнила впадины формирующегося Мирового океана.

Фронт океанизации сместился сегодня в узкие зоны срединно-океа­нических рифтовых хребтов и островных дуг и на континентальную периферию Тихого океана. Он охватил также области Средиземномо­рья, бассейнов Черного и Каспийского морей.

Вследствие интенсивного поступления эндогенной воды уровень океана продолжает подниматься со скоростью до 1,0 мм/год. Идет ве­ковое наступление океана на низменную сушу, которое совместно с дегляциацией полярных ледников Гренландии и Антарктиды и текто­ническим опусканием многих континентальных окраин (2 мм/год) в сумме составляет в среднем 3,5 м/1000 лет. За этой средней величиной могут быть на некоторых участках морского побережья как более вы­сокие значения подъема уровня, так и отсутствие его вследствие воздымания отдельных участков прибрежной суши.

В любом случае необходимо понимать явление океанизации, вос­принимать его как постоянный планетарный процесс, начавшийся мно­го миллионов лет назад, игнорировать, отрицать или замалчивать кото­рый сегодня уже нельзя.

Вековое изменение соотношения площади суши и моря является главной причиной наблюдаемого изменения климата Земли - в целом в сторону большего увлажнения и потепления.

При наличии обширного океана любое повышение атмосферного СО2 будет связываться карбонатной системой Мирового океана с формированием соединений карбоната кальция Са2СОз. В связи с этим важно под­черкнуть чрезвычайно высокое содержание С02 в атмосфере позднего ме­ла, нашедшее отражение в накоплении мощных толщ карбонатных осад­ков мелового возраста, которое является дополнительным доказатель­ством интенсивной вулканической деятельности в этот период. Появление своеобразной фауны в мелу - гигантских ящеров, очевидно, явление не случайное. В условиях насыщенной углекислым газом атмосферы гро­мадные тела этих животных, несомненно, имели функциональное значе­ние: их кожный покров обладал функциями не только метаболизма, но и ассимиляции СО2 воздуха, используемого в качестве дополнительного и важного источника питания и энергетики динозавров.

Величайшим достижение XX века в области молекулярной биоло­гии стало открытие фиксации клетками автотрофных и гетеротрофных организмов растворимого в крови атмосферного СО2 по принципу фо­тосинтеза.

Как известно, СО2 являлся основной пищей прокариот первого эта­па глобального магматизма и единственным источником образования кислорода на 1-м этапе эволюции Земли. Впоследствии с выходом Солнца на стадию оранжевого спектрального класса эта функция пе­решла к зеленым растениям и стала основой фотосинтеза. Однако первые гетеротрофы, вероятно, сочетали в себе обе функции - и фотосинтеза и питания автотрофами (растениями). Позднее, по мере уменьшения содержания СО2 в земной атмосфере, животные утратили способность его ассимиляции. При расширении площади зеркала Мирового океана огромные массы атмосферного СО2 быстро связываются его карбонатной системой. Со­держание СО2 в атмосфере уже к началу палеогена резко падает, что незамедлительно нашло отражение в изменении позднемеловой фауны гигантских ящеров. Не имея достаточного питания, они быстро выми­рают. Следовательно, главной причиной гибели динозавров было су­щественное изменение химического состава атмосферы в ходе 2-й фазы глобального вулканизма.

С прогрессивным высыханием в карбоне гидросферы на Венере, выносимое с продуктами продолжающихся вулканических извержений СО2, теперь здесь не связывается карбонатной системой океана и пол­ностью поступает в атмосферу. Его концентрация составляет сейчас 97% от всех остальных газов, а на долю воды приходится только 0,1 %. Остальная вода давно диссипировала в космос в результате фотолиза под действием мощного излучения близкого Солнца.

Открытие явления океанизации вносит принципиальные изменения в теорию приливной эволюции системы Земля - Луна, ограничивая время эффективного приливного торможения скорости вращения планеты по­следними 60 млн лет, т.е. временем существования современных или близких к ним объемов гидросферы; материковых оледенений плейсто­цена, обусловленных изменением соотношения площади суши и моря, вследствие эндогенного подъема уровня океана, а также в представления об изначально заданной асимметрии лика Земли и разделение его на континентальные и океанические сегменты; делает ненужными все гипотезы, построенные на основе представлений о существовании двух типов коры -континентальной и океанической, и пытающиеся объяснить эти (как те­перь становится очевидным) несуществующие принципиальные различия. Доказанная геологическая молодость всех океанов исключает полное ре­дуцирование 12 - 15 км толщи опустившейся гранитно-метаморфической коры с 2/3 поверхности планеты без катастрофического нарушения термо­динамического, солевого и экологического равновесия в последние 30 -60 млн лет дегидратации и океанизации.

Доказано, что наличие воды в любой фазе является показателем внутренней активности планеты, а длительное по времени и значитель­ное по объему ее существование возможно лишь на телах с массой не менее земной (порядка 1027 г). Это позволяет обеспечить мощную грави­тационную организацию вещества и РТ-условия, которые совместно с теплом радиоактивного распада долгоживущих 238U, 232Th, 40K и др. были способны запустить термохимический реактор его дифференциации.

Одной из основных причин наступления процесса океанизации, как мы уже показывали в публикациях 1980 - 2000 гг., стало развитие асте­носферы под внешней каменной оболочкой сегментов будущих океа­нов, вследствие накопления здесь тепла и продуктов дегазации, диффундируемых из зоны внешнего ядра. В результате последующей раз­грузки астеносферы от избытков тепла и летучих путем дегазации по глубинным разломам и обширного платобазальтового вулканизма, перисфера совместно с земной корой пассивно опус­кались в разуплотненное пространство астено­сферы, формируя впадины будущих океанов. Одно­временно с этим происходила дегидратация низов гранит­но-метаморфической коры, что способствовало быстрому увеличению объемов эндогенной воды, выносимой на земную поверх­ность и заполнявшей впадины формирующихся океанов одновременно с их опусканием. Теперь становится более понятным энергетика механизма активизации геосинклинального процесса по краям опустившихся плат­форм. Он обусловлен неизбежным выжиманием пластичного материала верхней мантии из-под краев проседающей перисферы платформ и масси­вов щитов, разогретого глубинными флюидами в области астеносферы.

Обоснование явления океанизации позволяет с новых позиций ос­мыслить геологическую историю Земли, резко сузить и ограничить рамки дискуссии о природе океана и, что самое важное, - поставить на научную основу прогнозирование эволюции природной среды.

В первую очередь более понятными становятся причины изменения уровня океана, баланса суши и моря, климата, а вместе с ними опреде­ление прибрежных и островных территорий, подлежащих перспектив­ной защите от наступающего океана.

Научная общественность должна, наконец, выйти из плена академиче­ских утопий неомобилизма и плейттектоники и повернуться лицом к ре­ально существующему природному явлению - океанизации Земли, начать его изучение и осознанно принимать необходимые решения для защиты прибрежных центров цивилизации от наступающего океана.

Соседние файлы в папке Лекции