Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Численно-аналитические методы решения задач дифракции акустических волн на абсолютно твёрдых телах и оболочках

..pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.11.2023
Размер:
13.02 Mб
Скачать

 

Глава

5

 

 

П О С Т Р О Е Н И Е

Р А З Н О С Т Н Ы Х

С Х Е М

С В Я З А Н Н Ы

Х

 

З А Д А Ч

Г И Д Р О У П Р У

О

Б О

Л

О Ч Е К

 

 

В пятой главе описан подход к численному решению задач дифракции нестационарных акустических волн на упругих обо­ лочках посредством изложенного выше приближенного представ­ ления влияния акустической среды на движение оболочки с по­ мощью поверхностных переходных функций. Гидродинамическое давление на поверхности оболочки определяется приближенно на основе гипотезы тонкого слоя. Интегро-дифференциальные операторы уравнений движения оболочек приближенно заменя­ ются дискретными аналогами на основе разностной аппрокси­ мации производных и формулы трапеций для интегралов типа свертки. Показана сходимость дискретного аналога к исходному интегро-дифференциальному оператору.

5 . 1 .

И

н т е г р о - д и ф

ф

е р е н ц и а л ь н ы

е

у р а в н

 

 

о б о л о ч к и

в

а к у с т и ч е с к о й

 

с р е д е

Формулировка интегрального краевого условия на сма­ чиваемой поверхности оболочки. При известной переходной функции (2.3.41)-(2.3.42) соотношения для отраженного от по­ верхности и излученного движущейся поверхностью давления принимают вид:

 

t

 

 

 

 

Р\

GP

v*n

£ 7 , T

dr;

(5.1.1)

t

о

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.1.2)

P2

Gp £l,£,2, t - T

vn £ ‘, £ 2 , T

dr;

о

 

 

 

 

 

v*n = vlrii

(i = 1,2,3),

vn = vz

£‘,£2,0 .

 

122

Гл. 5. Построение схем численного решения задач

Здесь v\ — компоненты вектора скорости фронта акустической волны в прямоугольной декартовой системе координат Ож*ж2ж3, vn — нормальный к поверхности £* компонент вектора скорости движения поверхности упругого тела в системе криволинейных координат OC'C2C3. нормально связанной с £*.

На основании (5.1.1, 5.1.2) при постановке краевого условия (1.4.53) на криволинейной поверхности £* = для тела G фор­ мулируется интегральное смешанное условие следующего вида:

<У13 s ^ i + SI Gp

Vn

с 1, с2, v

dr =

 

о

Ч

p* + pi

с',с 2^

(5.1.3)

 

Далее индекс «О» для акустической среды опустим.

Уравнения движения теории оболочек первого порядка.

С использованием условия (5.1.3) на поверхности контакта обо­ лочки с акустической средой дифференциальные уравнения дви­ жения оболочки в рамках модели первого порядка (1.4.109)- (1.4.112) приводятся к следующей системе интегро-дифференци- альных уравнений:

 

ua = (ph)-1 Vf}Tafi -b%Q^

;

 

(5.1.4)

1

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

+ ' \ G P e . e . i - т x

” = м

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

x

w £ ‘, £ 2 , T

+

£х,£2, т

dr;

(5.1.5)

#“ =

(pj)->

V p M al3 ~ ^ Q a -b% R a

;

 

(5.1.6)

w = {PJ)~ x

+

 

 

 

 

+

 

+ ^Jh \ Gp

£ '’£2’* - т

£‘,£2, T

 

£‘,£2, T

dr.

0

 

 

 

 

 

 

(5.1.7)

 

 

 

 

 

 

 

Операторная запись уравнений движения оболочки.

Рассматривается одномерная по пространственной переменной начально-краевая задача нестационарной динамики оболочки, погруженной в акустическую среду. В частности, для криво­ линейной цилиндрической оболочки формулируется плоская задача, для оболочки вращения — осесимметричная задача. В этом случае уравнения движения оболочки (2.4.24) приводятся

5.2. Разностная аппроксимация дифференциальных операторов

123

к следующей сокращенной форме записи:

 

 

 

д2Ти = Си + р,

С = Сд\ +

+ А;

 

(5.1.8)

u |r=0 =

dTu |T=0 = 0;

 

 

(5.1.9)

L±B(u) $=$± = b ± (r),

 

(5.1.10)

где u — вектор обобщенных перемещений точки срединной поверх­ ности оболочки; С — линейный дифференциальный оператор на­ чально-краевой задачи динамики оболочки; р — вектор-функция правых частей; А, В, С — переменные матрицы-коэффициенты при неизвестной и и ее частных производных первого и второго порядка.

Построить аналитическое решение начально-краевой задачи (5.1.8)-(5.1.10) в элементарных или специальных функциях в об­ щем случае невозможно. В большинстве случаев для решения задач, подобных (5.1.8)—(5.1.10), применяются методы конечных элементов (МКЭ) и конечных разностей (МКР). Эффективность МКР при решении гиперболических начально-краевых задач ди­ намики тонких оболочек показана в [64, 65, 66].

Форма записи линейного оператора (5.1.8) зависит в общем случае от применяемой модели оболочки и системы криволиней­ ных координат, нормально связанной с базисной поверхностью оболочки. В рамках данной главы рассматриваются сдвиговые модели оболочки.

Переход к координатной форме записи от исходной ин­ вариантной формы уравнений теории оболочек А-го поряд­ ка (1.4.99)—(1.4.105) является формальной операцией и может быть автоматизирован на основе системы компьютерной алгеб­ ры, поддерживающей операции тензорного анализа, например, [93]. При этом программная процедура, формирующая систему уравнений начально-краевой задачи (5.1.8)—(5.1.10), использу­ ет в качестве входных данных параметризацию базисной по­ верхности оболочки и выдает в качестве выходных данных матрицы-коэффициенты А, В, С линейного оператора С. Таким образом, решение задачи от построения разрешающих уравнений в произвольной криволинейной системе координат до их числен­ ного интегрирования полностью автоматизировано.

5.2. Разностная аппроксимация дифференциальных операторов

Известно [106], что решение нестационарной задачи динами­ ки оболочки в рамках модели, учитывающей поперечный сдвиг и приводящей к системе уравнений движения гиперболического

124

Гл. 5. Построение схем численного решения задач

типа, при разрывной правой части непрерывно и быстро из­ меняется на некотором малом временном интервале в окрест­ ности начального состояния. С течением времени решение за­ метно сглаживается. Следовательно, для численного решения поставленной начально-краевой задачи на достаточно большом временном интервале применение специальных разностных схем и приемов подавления нефизических осцилляций в окрестности разрыва решения не является необходимым.

В то же время уравнения (5.1.8), соответствующие теории оболочек не ниже 1 порядка, содержат в ряде членов множи­

тель h , где h — толщина, отнесенная к наибольшему радиу-

— _2

су кривизны базисной поверхности. Для тонких оболочек h имеет достаточно большую величину. Такая структура урав­ нений порождает осциллирующие компоненты решения вида ехр(±гг//г),_медленно затухающие во времени. Численное ре­ шение при h ~ 0,001 на достаточно протяженном временном интервале становится неустойчивым [90]. В рамках данной ра­ боты тонкие оболочки с относительной толщиной /г ~ С), 001 не рассматриваются, тогда как в [88] показано, что при h ^ 0,01 устойчивость численного решения зависит от членов уравне­

ний с множителем h не столь существенно. В этом случае использование классической явной конечно-разностной схемы «крест» без выделения быстро осциллирующих компонентов ре­ шения [64, 65, 66] представляется возможным и с точки зрения простоты реализации и экономии машинного времени вполне целесообразным.

Исходная начально-краевая задача определена в области

fJ =

fiT x %

tlT = [то,т»] C t + U {0} ;

=

[£ _ ,£ + ] сМ.

Введем сетку ш С fi

 

 

 

 

(5.2.1)

 

 

 

 

 

 

 

К

N

:

 

 

 

 

 

оо = ооТ

 

 

 

 

Шт = Tfc = khT | hT = (т* -

т0) /К ,

к = 0, К

,

(5.2.2)

 

и ” =

6 = ih6 | h6 = (£+ -

£-) /N,

г = 0JV .

 

Здесь

, ш^

есть множества узлов временной и пространствен­

ной сеток с постоянными шагами hT и h^. Следовательно, непре­ рывная вектор-функция двух аргументов и(£,т) приближенно

5.2. Разностная аппроксимация дифференциальных операторов

125

представляется сеточной функцией

U? = u (Ci.Tfc), 4, G - f • TfcGccf.

Решение уравнений относительно неизвестной сеточной функции на основании явной конечно-разностной схемы типа «крест» определяется соотношением

U f +1 = hi Ly + h - % • U f + / f - U f - 1. (5.2.3)

Здесь Lij — конечно-разностный оператор, аппроксимирую­ щий дифференциальный оператор С задачи (5.1.8), вид которого определяется структурой операторов А, В, С (5.1.8) и разност­ ными аналогами производных по пространственной переменной, в общем случае имеющих вид

£ М 0 1 * Ь & « > К Д Ц - Ц ( 6 ). ( 6

(5.2.4)

где £[•] — исходный дифференциальный оператор, и(£) — неиз­ вестная функция (аргумент т здесь и далее условно не приво­ дится), Lfj — разностный оператор на шаблоне Ш/1(^) в точке е е w f с Щ пространственной разностной сетки. Погрешность аппроксимации дифференциального оператора Си разностным оператором Lу [143] определяется соотношением

 

 

l|Lyii(£) —(Cu)j || =

О h f

;

 

(5.2.5)

т — порядок погрешности аппроксимации

на шаблоне

Ш/Д^)

с

шагом h£

конечно-разностной

сетки:

h£

=

Ci- ь

j

е [О, N] П Z.

шаблон явных схем

определяется

количеством

 

Разностный

пространственных узлов сетки, на котором аппроксимируются дифференциальные операторы по пространственным перемен­ ным. Обычно используются шаблоны на нечетном числе узлов (3, 5, ...). При расширении шаблона (увеличении числа узлов) порядок аппроксимации повышается, однако требуются большие ресурсы и меньший шаг по временной переменной в соответствии с условием устойчивости Куранта-Фридрихса-Леви. Более то­ го, ниже будет показано, что увеличение порядка аппроксима­ ции за счет увеличения количества узлов в шаблоне понижает запас устойчивости конечно-разностной схемы. Соответственно использование шаблонов с большим числом узлов нецелесообраз­ но. Ниже рассматриваются трехточечный и пятиточечный явные шаблоны по пространственным переменным.

5.2. Разностная аппроксимация дифференциальных операторов

127

Для прилежащих к краям отрезка [£_,£+] узлов сетки со^ используется разностное представление производных «правыми» разностными соотношениями для записи производных в узлах

-[N/2], —[N/2] + 1:

в |и (С ,г)=

/1 2 %

35u*-104u?+1 + 114u*+2-

 

 

 

-5 6 I/ +3 + llu %4

+0{h\),

%u(£, r) = (12%%'

-2 5 u f + 48uf+1 - 36uf+2 +

 

 

 

+ 16i/+3- 3 u % 4 + 0{h\),

(5.2.9)

d\n{t,T) =

 

 

 

= / Г 2 %

H u / ! - 20u8fc + 6u%1+ 4 u f+2 - u f +3

+ 0 (h \),

%u(£, r) =

 

 

 

= (12% )-‘ —3uf_j —lOuf + 18uf+1 —6i/ +2 + u ^+3

+ 0 {h \)

и представление «левыми» конечно-разностными соотношениями

для записи производных в [N/2],

[N/2] —1-х узлах сетки со^:

т) =

/1 2 %

11u%4 -

56u%3 + 114u%2 -

 

 

 

 

- 1 0 4 и / ,+ 35uf

+ 0{h\),

%u(C, т) =

 

 

 

 

= (12%)-*

3«?_4 -

16u*_3 + 36u?_2 - 48u?_, + 25«*

+ 0 {h\),

д\мЦ,т) =

 

 

 

(5.2.10)

 

 

 

 

= /1 2 %

_2 1 lu %3 + 4I/ _ 2 + 6uf_j —2 0 i/ —x/ +1

+ 0{h\),

%u(C, r) =

 

 

 

 

= (1 2 % Г ‘ —u*L3 + 6u%2 —18u%j + 10u* + 3u*+1

+ 0{h\).

Для обоих шаблонов аппроксимация дифференциального опе­ ратора второго порядка по времени имеет вид:

д Ы =

- 2% + %-

+ 0 ( % ) .

(5.2.11)

 

__ vii\~ _i 11"

2 ^

 

 

(М 2

 

 

 

128

Гл. 5. Построение схем численного решения задач

5.3. Сходимость разностных схем

Как доказано в [74], конечно-разностный дискретный аналог начально-краевой задачи (5.2.3) для дифференциальных уравне­ ний (5.1.8) на сетке ш сходится, т. е. при /г^ —^ 0 и ^ > и, при одновременном выполнении условий аппроксимации исходного оператора разностным и устойчивости схемы.

Исследование порядка аппроксимации разностной схемы.

Порядок аппроксимации начально-краевой задачи (5.1.8), (5.1.10) разностной схемой на явном пятиточечном шаблоне (рис. 5.1,6) определим, предполагая функцию и(£,т) достаточно гладкой:

ti<(£,T)€C'2 (Rf U{0}),

М

£ , т ) € С ' 6 [ £ _ , £ + ] с

М .

(5.3.1)

Учитывая

(5.3.1),

разложим

точное решение

u(£

±

hr),

u(£ ± 2hr),

u(£, т ±

hr) в

ряды Тейлора в окрестности

узла

(£,т). Тогда получаем:

 

 

 

 

 

и (£ ± Л{,г) = u (f, т) ± h(d£u(£, т) + b-djuit, т) ±

 

 

 

± ^ д 1 и (£ ,т) + ^ д 1 и {£ ,т)± -^д 1 и (£ ,т) + 0

 

Л| ,

и (£ ± 2fi£, т) = и(£, т) ± 2/i£<9£u(£, т) + 2/г|<9|и(£, т) ±

± ^ h p l u(£, г) + |/4<9| U (£, т ) ± ^ Л ^ |и ( £ , т) +

+ 0 h\ ■, (5.3.2)

и (£, т ± /гт) = и(£, г) ± /гт<9ти(£, т) + ^<9^и(£, т) ±

± ^ ^ и ( С ,т ) + 0(/г“). (5.3.3)

Подставляя эти разложения в конечно-разностные операторы (5.2.8) и (5.2.11), получим второй порядок аппроксимации по времени и четвертый по пространственной переменной.

В этих условиях определенной на множестве [0,оо) х [£_,£+] начально-краевой задаче

д^и = Си + р;

 

и(£, 0) = u0; <9ти(£, 0) = г;0;

(5.3.4)

Ви = рь

 

ставится в соответствие определенный на сетке ш =

х

разностный аналог:

 

5.3. Сходимость разностных схем

129

u* = и0*; (12hT) 1 -3 u j + 4 u |- « f = v0i;

(5.3.5)

[u] = P(bh)

со вторым порядком аппроксимации по времени и четвертым по пространственной переменной как для дифференциальных операторов второго порядка в дифференциальном уравнении, так и для дифференциальных операторов первого порядка в крае­ вых условиях.

В рамках задачи (5.3.4) ставятся однородные краевые условия первого рода:

и (£ ± ,т )= е ,

(5.3.6)

где 0 — нулевой вектор, или условия второго рода:

 

«(С.‘Г)|£=£± = 0 ‘

(5.3.7)

Дискретный аналог краевого условия первого рода (5.3.6) имеет вид

и±[лг/2] = 0-

(5-3.8)

Используя «правые» и «левые» разностные представления производных по пространственной переменной £, приведем кра­ евое условие второго рода (5.3.7) к следующему дискретному аналогу:

(12h$)

1

-2511^/2] + 48иА1[ЛГ/2]+1 -

З б и ^ / ^

+

 

 

+ 16и -[ЛГ/2]+3 -

3U ^ ^ 2]+4

= 0;

(12h$)

1

3U ^ 2]-4 ~~16u^/2]-3 + 36U ^ 2]-2 ~~

(5.3.9)

 

- 4 8 U ^ 2] _ I + 25U ^ 2] = 0-

Дифференциальное уравнение задачи (5.3.4) на трехточеч­ ном временном шаблоне Шт и пятиточечном пространствен­ ном шаблоне во внутренних узлах сетки с номерами г € [—[iV/2] + 2, [N/2] - 2] имеет вид:

(hr)-2 VL^1- 2u* + и * - 1

-

 

 

- V T 2 h ^ 2C - u ?_2 +

1 6 u t 1- 30u? +

16u?+1 -

u?+2 -

- (12Л £Г ‘ В и?_2 -8и ? _ ,+ 8и ?+1-и ? +2 -

 

—Au- + О h2T + h\ = 0 ,

i = ii.

(5.3.10)

5 С. И. Жаворонок, M. Ю. Куприков, А. Л. Медведский, Л. H. Рабинский

1 3 0 Гл. 5. Построение схем численного решения задач

Для приграничных узлов сетки г = —[N/2] + 1, i = [N/ 2] — 1 при произвольных краевых условиях разностный оператор задачи имеет вид

(hr)

U—|iV/2]+l - 2 u -[JV/2]+l + и^[лг/2]+! _

 

 

 

 

 

 

-

VT2ht

 

llu * [jV/2] -

 

20u *[JV/2]+1 +

 

 

 

+

6u*[JV/2]+2 + 4ut[N/2]+3 ~ U-[N/2]+4

 

 

 

-

(12h { ) 1В

- З и ^ / 2 ]

-

10и -[я/2]+1 +

 

 

 

+

1 8 и ^ [^ 2]+2 - 6u^[N/2]+3 +

u -[7V/2]+4

~~

 

 

-

А и^[дг/2]+1 + О

h2T + h|

,

 

£ =

£—[лу2]+ь

(5.3.11)

(hr)

u [iV/2]-l ~~ 2 u [iV/2]-l

+ и [дг/2]-1

 

 

 

 

 

 

 

-

vT2 %

С

1 1 и ^ 2]_4 + 4 U^2]_3+

 

 

 

 

+

6upV/2]-2 ~~ 20ufw/2]-l ~~ u pV/2]

~~

 

 

 

 

— ( 12/i^) 1

-Upjv/2]_4 +

6 и ^ 2 ]_ 3 -

 

 

 

 

 

-

18и^2]_2 +

10u f/V/2]—1+

3u [N/2]

 

-

 

 

 

~ А и[)у/2]_1 + 0

h% + h\

,

£ = £[дг/2]-1-

(5.3.12)

Введем

5 ^

— погрешность

представления

правой

части р.

Тогда

 

 

 

£ f c

[ u

] fc

=

p (fc ) +

8 < fc> ,

 

 

 

 

 

 

где [u]/j — значения точного решения в узлах конечно-разностной сетки. Оценим погрешность аппроксимации решения конечно­ разностного аналога дифференциальной задачи на основе следу­

ющей нормы в пространстве сеточных функций F^h\

заданных

на сетке ш =

х

[74]:

 

 

 

 

 

=

max p f

+ max ||uoj|| .

(5.3.13)

 

 

 

Fh

i,k

i

 

Здесь

,

||uoj|| — нормы векторов правых частей

(соответ­

ственно,

pf

= р\

) и неизвестной вектор-функции. Учитывая

представление (5.3.10)—(5.3.12) оператора ChvSh^ и разложение

Соседние файлы в папке книги