Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Митькин А.А. Электроокулография в инженерно-психологических исследованиях

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
8.7 Mб
Скачать

ГЛЛПЛ III

ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ ПАНЕЛИ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ЗРИТЕЛЬНОГО ПОИСКА СИГНАЛА

Поиск слабозаметного сигнала в пределах ограничен­ ного информационного поля — одна из типичнейших за­ дач для оператора-иаблюдателя, обслуживающего совре­ менные автоматизированные системы управления. Широ­ кое применение на операторских пунктах видеоконтроль­ ных устройств различного типа ставит перед инженерной психологией ряд специфических проблем, от решения которых зависит возможность оптимизации условий зри­ тельной деятельности оператора. В обширном круге этих проблем определенное место отводится выявлению корре­ ляции между параметрами информационного поля и эф­ фективностью процесса поиска сигнала. Как влияют размер и форма информационного поля на организацию маршрута обзора? Равноценны ли (по скорости обнаруже­ ния сигнала) все участки поля пли некоторым из них следует отдать предпочтение? Можно ли, изменяя форму информационного поля (например, форму экрана впдеокоптрольного устройства), акцептировать внимание на­ блюдателя на определенных зонах?

Вопросы такого рода неизбежно возникают в практике проектирования средств отобраягения информации. Для получения ответа на один из таких вопросов и было прове­ дено описанное ниже исследование.

При планировании исследования предполагалось, что форма панели информации уже сама по себе определенным образом детерминирует последовательность и характер ее обзора.

В качестве экспериментальных тест-объектов были выбраны пять равновеликих по площади простых геомет­ рических форм: квадрат, прямоугольник с отношением

§1

сторон 3:2, равносторонний треугольник, круг и эллипс с отношением осей 3 :2 (рис. 17). Угловые размеры квадра­ та составляли 40°. Тест-объекты с прямым контрастом (темная фигура на светлом фоне) высвечивались на белый полупрозрачный экран (находящийся на расстоянии 55 см от глаз испытуемого) с помощью электронно-оптического тахистоскопа ТЭО-1 (см. блок-схему установки на рис. 8).

Особое внимание было обращено на создание однород­ ной поверхности тест-объекта (наличие «шумовых» помех

Рпс. 17. Различные формы панелей, па которых проводился поиск сигнала

фона не входило в данном случае в задачу псследованпя). В пробных экспериментах в качестве экрана использова­ лась чертежная прозрачная бумага («карандашная» каль­ ка) ; прн этом панель давалась в обратном контрасте (светлая на темном фоне). В таком варианте неоднород­ ность фактуры кальки не давала возможности избавиться от помех, которые (при слабой различимости сигнала) моглп серьезно повлиять на характер поиска. Поэтому основные эксперименты были проведены на экране из молочного плексигласа. Прямой контраст тест-объекта давал в этом случае практически совершенно однородную поверхность. Пленка, с которой через проектор тахисто­ скопа подавалось изображение на экран, изготавливалась путем наклейки фигур соответствующей формы из плот­ ной черной бумаги на тщательно проявленную (после «за­ свечивания») и промытую фотопленку.

Наличие в тахистоскопе ТЭО-1 двух проекторов дает возможность чередовать представляемые тест-объекты с нейтральным фоном. В опытах применялся однородный серый нейтральный фон (полученный с помощью специ­ ально изготовленной фотопленки), освещенность которого подбиралась с таким расчетом, чтобы меньше контрасти­ ровать с суммарной (темная фигура + светлый фон) осве­ щенностью тест-объекта.

Время разовой экспозиции фигур составляло в первом

Ьариайте 5 сек й во втором варианте 7 сек. Всего Каждая фигура предъявлялась каждому испытуемому 60 раз (два сеанса в разные дни по 30 предъявлений).

В основных опытах участвовали 5 испытуемых (муж­ чин в возрасте от 20 до 30 лет с нормальным зрением). Опыты проводились в затемненной комнате. Перед испы­ туемыми ставилась задача: как можно быстрее обнару­ жить слабозаметный сигнал — светлую точку с угловыми размерами 9 мин, которая может появиться в любое время в любом месте темной поверхности.

Сигнал подавался с помощью специально смонтирован­ ного проектора 2—4 раза в сеанс со случайной локализа­ цией на поверхности фигуры и случайным порядковым номером экспозиции.

В условиях данного эксперимента важно было макси­ мально активизировать процесс зрительного поиска сигна­ ла (за счет поисковых движений глаз). Это возможно при такой интенсивности сигнала, когда он воспринимает­ ся (обнаруживается) только центральным зрением. При организации эксперимента учитывался тот факт, что при темновой адаптации периферия сетчатки становится более чувствительной к слабому свету, чем fovea (Кравков, 1950). При световой адаптации, наоборот, центральная область более чувствительна к слабым световым раздра­ жителям.

В наших опытах при наличии фоновой освещенности экрана порядка 5 лк не имела места темновая адаптация глаз. Поэтому восприятие слабого сигнала осуществлялось центральным зрением. Проведенные для проверки этой закономерности предварительные опыты, сопровождав­ шиеся визуальным наблюдением (по экрану осциллоско­ па) за движениями глаз, показали, что сигнал обнаружи­ вался, как правило, центральным и околоцентральным (порядка 5°) зрением.

Основные эксперименты этой серии протекали следую­ щим образом. Испытуемый с наложенными электродами помещался перед экраном. В течение 10 мин (в которые входило время настройки аппаратуры) он адаптировался к местным условиям освещенности (при этом был вклю­ чен второй проектор тахистоскопа, дающий фон на экран). Экспериментатор проверял правильность коммутации и настраивал величину горизонтального и вертикального усиления (при повторных экспериментах величина усиле-

83

Him устанавливалась заранее). Затем испытуемому дава­ лась инструкция: как можно быстрее обнаружить сигнал (маленькую светлую точку), который может появиться в любое время в любом месте темной поверхности. Все испытуемые, как правило, проходили предварительную двухили трехкратную тренировку. Испытуемому сообща­ лось также, с какой формой поверхности (квадратом, кру­ гом и т. д.) он будет иметь дело в данном опыте.

Попок начинался с момента появления на экране тестобъекта, подаваемого с первого проектора тахистоскопа. Подача тест-объекта (сменяющего фон) осуществлялась экспериментатором с пульта дистанционного управления тахистоскопом, расположенного между ВЭКСами. Обратная смена тест-объекта фоном осуществлялась с помощью реле времени, имеющегося в тахпстоскопе и устанавливаемого на определенную выдержку (5 или 7 сек).

Перед каждым предъявлением тест-объекта испытуе­ мому давались две словесные команды: предварительная («приготовились» — за 5 сек) и основная («внимание» — за 2 сек). В промежутках между предъявлениями допу­ скались движения испытуемого. После первой команды он должен был прекратить движения (особенно головой); после второй — фиксировать взглядом центр экрана и не моргать. Так называемый предварительный период реак­ ции (время между словом «внимание» и предъявлением объекта) был взят с учетом данных Врайтвнезера, Вудроу п Телфорда (цпт. но Ушаковой, 1958), у которых опти­ мальные значения этого периода колеблются от 1 до 4 сек. Промежутки времени между разовыми экспозициями со­ ставляли в основном около 20 сек. Весь сеанс длился 20— 30 мин.

Наш опыт работы показал, что эксперименты, связан­ ные с выполнением глазодвигательных задач, не следует планировать более чем на 30 мин: после этого периода обычно начинает сказываться утомление.

Экспериментатор в течение всего опыта следил за экра­ ном ВЭКС’а. Для регистрации окулограмм проводилась покадровая фотосъемка движении луча. Затвор фотоаппа­ рата открывался одновременно с предъявлением тест-объ­ екта и оставался открытым в течение всего времени разовой экспозиции. Таким образом окулограмма, регистрируемая на каждом кадре, соответствует промежутку времени 5 или 7 сек.

84

Ёсли испытуемый обнаруживал сигнал, он (согласно инструкции) прекращал поиск (фиксировал взглядом сиг­ нал) и говорил: «есть»; экспериментатор при этом закры­ вал затвор фотоаппарата. В таких случаях получались кадры с укороченной записью. Ограниченное время разо­ вой экспозиции было выбрано для того, чтобы свести к минимуму искажения, вызываемые дрейфом нуля и други­ ми артефактами. Перед началом каждой новой экспозиции

испытуемому предлагалось фиксировать взглядом

точку

в центре экрана, а экспериментатор устанавливал

(в по­

рядке корректировки дрейфа нуля) луч осциллоскопа по

центральной

отметке.

Чтобы вынужденная «привязка»

к центру не

оказала

влияния на характер обзора, серин

опытов, в которых поиск начинался с центра, чередовались с сериями, в которых поиск начинался с одного из пооче­ редно меняемых углов (или крайних точек) фигуры. По каждой фигуре проводились две серии опытов, в первой поиск начинался с центра, во второй — с угла или края. Во втором случае испытуемому предлагалось сразу после предъявления объекта перевести взгляд в угол (или край­ нюю точку) фигуры. В первом случае время разовой экс­ позиции объекта составляло 5 сек, во втором — 7 сек. Две лишние секунды (во втором случае) не являются, конечно, простой «компенсацией» на одни-два дополнительных скачка глаз; мы хотели ташке уяснить некоторые методи­ ческие особенности записи в одном и другом случаях.

В ходе эксперимента испытуемым предлагалось перио­ дически повторять обводки контура панели (маркировоч­ ные обводки). Обводки выполнялись в начале, середине и конце сеанса, 3—5 раз через 10, 8 или 6 кадров — в зави­ симости от количества помех. Наличие кадров с маркиро­ вочными обводками дает возможность при обработке окулограмм совмещать маршруты движений взгляда с рас­ сматриваемым объектом.

Общее количество зарегистрированных окулограмм, полученных на пяти испытуемых, составляет 1500 кадров.

В настоящей экспериментальной серии ставились сле­ дующие основные задачи.

1. Выявить изменение характера маршрутов обзора при различных формах панели информации («стратегию

птактику» зрительного поиска).

2.Определить характер распределения точек фикса­ ции (а следовательно, и «плотности внимания») на пане-

85

Поэтому в большинстве случаев приходится работать не­ посредственно с пленками, используя обычный фотоуве­ личитель. Проецируя через фотоувеличитель кадры плен­ ки на лист белой бумаги, можно визуально анализировать окулограммы и проводить покадровую обработку.

Общий характер маршрутов обзора. Первичный общий анализ окулограмм (визуальное наблюдение за экраном осциллоскопа в ходе эксперимента с протокольной запи­ сью и покадровый анализ с помощью фотоувеличителя) показал, что у всех испытуемых имеет место «привязка» к контуру панели. Во многих случаях поиск начинается с обводки, повторяющей (с большей или меньшей точно­ стью) контур. Испытуемый как бы устанавливает грани­ цы, в пределах которых осуществляется поиск. В дальней­ шем характерны частые повторные возвраты к контуру. По «узору» окулограммы в большинстве случаев легко определить форму панели.

Часто наблюдаются повторяющиеся циклы (ср. цик­ личность по данным Ярбуса). Испытуемый выбирает оп­ ределенную тактику и придерживается ее некоторое вре­ мя. Например, многократно переводит взгляд вдоль контура на расстоянии 5—6° от края; затем делает анало­ гичные обводки в более узких границах; затем делает по­ вторные движения по диагоналям или радиусам и т. п.

При «круговых» маршрутах обзора у всех испытуемых преобладает движение по часовой стрелке.

Тактика зрительного поиска в некоторой степени свя­ зана с индивидуальными различиями испытуемых и зна­ чительно меняется на различных этапах опыта. Однако изменение тактики подчинено обычно общей и неизменной стратегии: стремлению минимальным количеством движе­ ний проконтролировать максимальную площадь панели. У большинства испытуемых поисковые движения всегда имеют характер быстрых скачков с различной амплитудой и малым временем фиксаций. Только у одного испытуемо­ го наблюдались попытки сканировать взглядом (в гори­ зонтальном и вертикальном направлениях) различные участки панели.

Направление и амплитуда скачков глаз в процессе нопска значительно зависят от формы панели. При пря­ моугольной форме панели преобладают горизонтальные и вертикальные скачки, прп круглой и эллиптической фор­ ме — наклонные и радиальные. Скачки в направлении

87

большой оси фигуры (прямоугольника и эллипса) имеют большую амплитуду.

Распределение точек фиксации. Обработка окулограмм с целью определить распределение плотности точек фик­ сации на рассматриваемой поверхности — очень трудоем­ кий процесс, требующий тщательного выполнения каждой отдельной операции. Как уже говорилось, для этой цели можно попользовать обычный фотоувеличитель. Кадры пленки проецировались па лист белой бумаги, укреплен­ ной на подставке фотоувеличителя. Увеличение бралось с таким расчетом, чтобы вертикальные размеры проекции контура фигуры составляли 10—12 см.

Первый кадр пленки содержал, как правило, маркиро­ вочную обводку контура фигуры, проекция которой на бу­ маге обводилась авторучкой. Прежде чем приступить к нанесению точек фиксации, проверялась идентичность всех (3—5) маркировочных обводок. Если их размер ко­ лебался (в результате колебаний величины усиления), соответствующие участки пленки обрабатывались по раз­ ным обводкам. Затем, меняя поочередно кадры, отмечали иа бумаге (по проекциям окулограмм) положение точек фиксации. Точки фиксации, относящиеся к каждому кад­ ру, нумеровались цифрой, соответствующей порядковому номеру кадра с тем, чтобы иметь возможность проводить покадровый анализ расположения точек фиксации. Чтобы плотность расположения точек не затрудняла дальнейшую обработку, материал каждой пленки распределялся на 2— 3 листа бумаги.

После того как все точки фиксации были перенесены на бумагу, па все фпгуры (иа каждом листе бумаги) на­ носилась сетка 8 X 8 , делящая фигуру на 04 равные клетки (ячейки) — у треугольника, круга и эллипса число ячеек было меньше. При нанесении сетки учитывалась специфи­ ка маркировочной обводки, искажающая геометрическую правильность фпгуры. В зависимости от степени искаже­ ния контура искажались и линии сетки. В результате получались промежуточные матрицы, по которым произ­ водился подсчет количества точек фиксации, приходящих­ ся на отдельные участки панели (в соответствии с выбран­ ной частотой сетки).

По результатам, полученным иа промежуточных мат­ рицах, составлялись цифровые матрицы (в клетках матри­ цы проставлялось количество точек фиксации, соответ­

88

ствующее каждой клетке). Для облегчения обработки горизонтальные ряды матриц обозначались цифрами от 1 до 8 (снизу вверх), а вертикальные — начальными буква­ ми русского алфавита (от а до з слева направо). Таким образом, каждая клетка получила (подобно клеткам шах­ матной доски) свой индекс.

В итоге обработки всех данных (но пяти испытуемым) были изготовлены графические матрицы (рис. 19), на­ глядно показывающие распределение плотности точек фиксации на поверхности исследуемых панелей. Каждая матрица содержит распределение 3000 точек фиксации.

Сопоставление данных всех испытуемых показало, что, несмотря на некоторый индивидуальный разброс в распре­ делении плотности точек фиксации, общей характер их распределения по каждой фигуре идентичен для всех испытуемых. Анализ полученных результатов позволяет выявить ряд интересных закономерностей.

Прежде всего бросается в глаза тот факт, что каждая форма имеет свой специфический «рисунок» распределе­ ния точек фиксации (см. рис. 18). Сходство результатов, полученных на разных испытуемых, говорит о том, что мы имеем дело с определенными закономерностями построе­ ния маршрута обзора, которые диктуются спецификой самого объекта (различием в форме панели).

При сопоставлении «рисунков», присущих каждой форме, напрашивается деление всех исследуемых объек­ тов на две группы: формы, обладающие углами (квадрат, прямоугольник и треугольник) и круглые формы (круг и эллипс). Для форм первой группы характерна повышенная плотность точек фиксации в зонах, прилежащих к углам. Круглым фигурам свойственно более плотное расположе­ ние точек фиксации в зонах вокруг центра.

Чем нее объясняется такое различие? Можно было бы просто сказать, что углы обладают некоторой «притяга­ тельной силой», однако подобная фраза ничего не объясня­ ет. Видимо, в данном случае следует искать причину в двух основных факторах.

Во-первых, углы являются наиболее информативными участками контура (Грановская, Ганзен, 1964; Ганзен, Митькин, 1972) и всей формы. Подобно тому как анализ формы начинается в выделении контура, так анализ само­ го контура начинается в выделении переходных уча­ стков — мест изменения кривизны.

89

а

8

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ