Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
30.79 Mб
Скачать

ОТ УДАРНИКОВ — К УДАРНЫМ БРИГАДАМ

Двдруг, а по мере того, как набирал силу, креп его коллектив, воспитывался 'новый хозяин 'производства.вижение ударников зародилось на заводе не сразу, не

Он душой болел за государственное добро, стремился сделать как можно лучше и больше, ненавидел рвачей и бракоделов, давал бой прогульщикам и лодырям.

Слово «ударник» звучало в -цехах с особой силой во время подготовки к пуску третьей батареи. Ударники на­ чали перекличку с коллективами уральских предприятий, куда, главным образом, поставлялась продукция Кеме­ ровского коксохима.

В конце 1928 вода газета «Правда» открыла на своих страницах Всесоюзный смотр производственных совеща­ ний, в который включились и коксохимики. Именно тогда началась перекличка коллектива завода с уральцами. Ее ход широко освещался газетами «Уральский рабочий», «Советская Сибирь» и «Кузбасс». Потребители сибирско­ го кокса предъявляли заводу «счета», их обсуждали си­ биряки на совещаниях и собраниях, рассматривали про­ изводственные комиссии. В свою очередь, выдвигались претензии к уральцам. Обсуждение «счетов» привлекало массу рабочих, равнодушных не было.

12 мая 1929 года коллектив завода подписал хозяйст­ венно-политический договор на социалистическое сорев­ нование с горняками бассейна, Гурьевским металлурги­ ческим заводом, транспортниками. К концу года в социа­ листическом соревновании участвовало много трудящих­ ся коксохнма, оно становилось массовым. Рождалось новое отношение рабочих к труду, крепла взаимопомощь и взаимовыручка, изменялся характер труда — он стано­ вился коллективным. Ударные 'бригады растили -своих рационализаторов (в конце 1929 года завод насчитывал двенадцать групп рационализаторов).

В начале тридцатых годов ударничеством были охва­ чены все смены и цехи.

Застрельщиками ударничества выступили молодые коммунисты и комсомольцы. Газета «Кузбасс» 17 мая

69

1929 года в заметке «Равняйтесь по примерным» отмеча­ ла: «Коммунист Берзин — слесарь, любит производство, к работе относится добросовестно, не испортит ни одной вещи, не бросит. Беспартийные его уважают, любят. Бер­ зин и Иванов (тоже слесарь) тянут за собой других.

Рабочий котельщик Рубан предложил новый метод нагревания заклепок. В горнушке, сделанной мм, сразу укладывалось 200—300 заклепок. Но усовершенствование рабочего кое-кто встретил в штыки. Мастер Ковакин зло упрекнул:

— Не за свое дело взялся. Напрасно только железо тратишь.

Метод, предложенный Рубаном, наперекор квалифи­ цированным нагревальщикам, которые я не хотели ду­ мать о 'повышении производительности труда, был внед­ рен».

С весны 1929 года начали работать ударные группы молодежи. Они достигали отличных результатов в труде. Раньше глиномесы работали в три смены по два челове­ ка. Ребята оставили одну смену я успевали заготовить

.такое количество глины, 1которюго .хватало на полные

сутки работы двух батарей. Экономия составила боль­ шую сумму. В июне ударные группы молодежи решили выжечь 13816 тонн кокса, а дали 15616 тонн. Суточная выработка аммиачной воды была поднята с пяти до семи тонн, а выработка антрацена увеличилась на пять тонн. Ребята добились успеха в бензольном отделении, где ста­ ли выпускать продукции на несколько тонн больше. Центрифуговщики-комсомольцы Крюков и Красин за двадцать дней июня давали ежедневно по 60—70 центри­ фуг, а старые рабочие этой нормы не достигали, прессов­ щик-ударник Соколов за это же время спрессовал тыся­ чи тонн нафталина, значительно перекрыв нормы.

Благодаря ударничеству только в июне завод снизил себестоимость тонны кокса на 90 копеек.

Одного из лучших котельщиков рабочего Рубана по­ ставили бригадиром. Он убедил своих товарищей, и его бригада добровольно снизила себе ращении на десять процентов и вызвала на соревнование бригаду Зыкова.

Летом 1929 года на заводе действовало шесть удар­ ных бригад, объединявших 160 рабочих. Они уплотнили рабочий день, изжили прогулы, улучшили уход за маши­ нами и механизмами. Рабочих низкой квалификации прикрепляли к опытным токарям, слесарям, аппаратчи­

70

кам, газовщикам. Активно работала ударная рационали­ заторская группа комсомольцев, в которую входил и будущий директор завода Борке Филлипов. Молодые рационализаторы рапортовали окружной конференции ударных групп и бригад:

«Мы, молодые рационализаторы группы химической ячейки ВЛКСМ, рапортуем о проделанной работе.

Организованная на собрании ячейки рационализатор­ ская группа из четырех человек первым пунктом в своем плане постановила детально изучить ход. работы химиче­ ского завода, конструкцию аппаратов и приемы управле­ ния. Это для нас представляло большую трудность. Не имея руководителя-специалиста, мы все изучали практи­ чески, ходили но отделениям, складам, туннелям, лазали в водосточные колодцы, в канализацию, советовались со спецами, спорили, выясняли отдельные ненормальности.

Внутренность аппаратов мы изучали по чертежам и специалисты в этом деле нам помогали мало, мотивируя тем, что они загружены.

Как ни было нам трудно, но мы доказали, что комсо­ мол может работать.

Мы в течение трех месяцев, отдавая в каждую неделю по пять часов, изучали работу завода. Знаем устройство каждого аппарата, каждой машины и в трудный момент встанем к любому аппарату, сможем работать в любом отделении химического завода. Также знаем работу кок­ совых печей, дробилки и других подсобных отделений.

Мы много выявили ненормальностей в работе завода, много внесли улучшений. Указали на то, что у нас боль­ шой расход воды на охлаждение, тогда как ее можно использовать в меньшем количестве, что горячая вода спускается в Томь, тогда как ее можно было бы исполь­ зовать, что сублимация работает плохо лишь потому, что она выкрашена черной краской, а не белой.

Посмотрев проекты, выявили, что бюро проектирова­ ния совершенно не предусматривает механизацию и ра­ ционализацию производства, выполняет проект без вся­ ких улучшений. Подработали этот вопрос и дали свой проект нового нафталинового завода, который был утвержден, пройдя четыре совещания».

Комсомольская организация выдвинула лозунг: «Каждый комсомолец должен стать ударником!».

Комсомольцы явились инициаторами заключения до­ говора о соревновании между коксохимиками и шахтера­

71

ми Прокопьевска и Кемерова. Они послали на Прокопьевский рудник своего делегата комсомольца Прокопьева.

Торжественно заключался договор коксохимиков и шахтеров Кемеровского рудника. Это была грандиозная демонстрация. К клубу шахты «Центральная» '.рабочие пришли со знаменами и лозунгами. Тут же находилась и делегация .каксохимзавода. Отсюда колоннами под звуки оркестра двинулись к клубу поверхностных цехов, где па площади состоялся митинг. По поручению своих товари­ щей комсомолец химзавода Есарев заверил собравшихся, что договор будет выполнен н себестоимость тонны кокса не превысит 17 рублей 75 копеек, а тонна химических про­ дуктов будет снижена до ста рублей. Когда был оглашен текст договора, над площадью прогремело «ура!». В клу­ бе под звуки '«Интернационала» и «Марша Буденного» договор подписали сорок восемь уполномоченных от 3200 рабочих коксохимзавода и рудника.

К чести соревнующихся договор был выполнен по всем пунктам.

Суровой выдалась зима 1929—1930 года. Морозы соз­ давали затруднения в работе: по обледенелым рельсам не могли двигаться коксовыталкиватели, тушильные и железнодорожные вагоны, обмерзали провода. Комсомо­ лец Аристов обратился ко всем рабочим завода создать особый отряд по борьбе с зимними трудностями. На его клич отозвались многие коммунисты, комсомольцы и бес­ партийные рабочие. Только за один день бойцами особо­ го отряда стало двадцать коксохимиков. Потом он попол­ нился до тридцати пяти человек. В свободное от работы время добровольцы выходили на борьбу со стихией. Каж­ дый стремился трудиться лучше своего товарища. Руко­ водство коксового цеха подчеркивало, что этой бригаде не нужны десятники, люди сами работают честно и добро­ совестно, выполняя самую тяжелую работу.

Почин комсомольца Аристова подхватили на многих предприятиях и шахтах Кузбасса.

Традиции первых субботников прочно жили на заводе. 22 января 1931 года устранвался’воскресник на погрузке кокса в эшелон для подарка девятому съезду ВЛКСМ. На воскресник вышло 207 человек, из них 63 рабфаковца. В итоге нагрузили двенадцать вагонов (192 тонны), очи­ стили все пути железнодорожной ветки на дворе химза­ вода. Особенно .хорошо работали рабфаковцы на погруз­ ке кокса: восемь человек грузили за два часа вагон.

72

«Накануне ленинских дней на химическом заводе в партячейки начали поступать от ударников заявления о желании вступить в ряды ВКП(б), — сообщала газета «Кузбасс» в 1930 году. — Ударники идут ев партию — это лучшие почести и память о своем вожде. Лозунг, под ко­ торым должны пройти предстоящие ленинские дни, та­ ков: «Ударник — в ряды ВКП (б)!».

В ячейках ВКП(б) химзавода идет усиленная подго­ товка к ленинским дням. Решено для вступающих удар­ ников в партию организовать кружок по изучению парт­ строительства и очередных задач партии.

Прием в партию ударников в ленинские дни будет проходить при широком участии рабочего класса. Списки вступающих в партию вывешиваются в цехах. Ударники рекомендуют лучших из своей среды для пополнения ря­ дов партии. Бюро постановило практиковать устные заяв­ ления вступающих на рабочих собраниях. Разбор заявле­ ний о вступлении в партию бюро ячеек проводят непо­ средственно в цехе, па производстве».

Соревнование принимало широкий размах. В него вступали родственные предприятия Донбасса и Урала. В ту пору родилась дружба между кемеровскими и рутченковскими коксохимиками, которая продолжается и в на­ ши дни. Тогда же состоялся первый обмен делегациями.

В дни пребывания делегации представителей рабочего Урала в Кузбассе кемеровские коксохимики отчитыва­ лись перед ними о результатах урало-кузбасской пере­ клички. Рабочие завода обязались улучшить качество продукции .и подписали социалистический договор, в ко­ тором шла речь и об ударных бригадах и сменах.

Завод шефствовал над Кемеровским районом. Кол­ лектив вызвал на соревнование крестьян и поставил за­ дачу помочь им повысить урожайность и расширить по­ севные площади. Профсоюзный комитет принял решение направить па работу в села сорок слесарей, кузнецов, мотористов. Ряд специалистов были рекомендованы в колхозы председателями и бригадирами. Завком помогал оборудовать радиоузлы, налаживать культурно-массовую работу среди крестьян, посылал литературу, агитбрига­

ды, а

комсомол устраивал рейды «Легкой кавалерии».

16

апреля 1930 года газета «Кузбасс» опубликовала

выступление рабочего завода Ястребова на заочной кон­ ференции ударников. «Химзавод сейчас зачисляется в кандидаты на получение приза за хорошее выполнение'

73:

промфинплана, — писала газета. — Тем, что завод вышел

впервые ряды на фронте труда, он обязан ударному дви­ жению.

По-настоящему соревнование внутри завода зажглось

вавгусте прошлого года на коксовых печах. Смена масте­ ра Шандры объявила себя ударной. Выработали боевую

программу. Задача была — дать больше кокса, чем в остальных сменах. В течение трех-четырех месяцев смена Шандры шла впереди, подтягивая за собой остальных.

Смена мастера-общественника Шандры сыграла заме­ чательную роль в истории социалистического соревнова­ ния на химзаводе. Она дала толчок к переходу на удар­ ность и других смен, а также впоследствии — и всех рабо­ чих коксовых печей.

В начале 1930 года на заводе насчитывалось 26 удар­ ных бригад, в них 356 ударников. Основной недостаток и тормоз в социалистическом соревновании заключается в том, что не было учета показателей. Промфинплан не был доведен до каждого участка и рабочего.

Руководство также осуществлялось слабо. Партийцев в ударных бригадах было всего 107 человек.

Влияние ударных бригад на производительность день ото дня усиливалось. Во втором квартале 1929 года ме­ сячный выжиг кокса на одного рабочего был 55 тонн, в 1930 году в первом квартале — 63,91 тонны и во втором

квартале — 63,29.

Программное задание по

производи­

тельности труда

было увеличено с 59,7 до

64,8 тонны.

Ударные бригады и с этим заданием справились.

Железная поступь ударных бригад ставит наш завод на первое место соревнующихся предприятий Сибири.

В недалеком прошлом завод выдерживал жесточай­ ший бой за кокс. На печах одновременно образовалось несколько фронтов: фронт борьбы е морозом, -со льдом, ic недостачей углярок, бой за кокс. Но ни разу не было на коксовых печах паники, пасовки перед трудностями. Бы­ ли только напряжение воли, самопожертвование, мобили­ зация масс.

Воскресники, внеочередные выходы — это обычное явление на коксовых печах. Массы возглавляют лучшие командиры труда тт. Елфимов, Масор, Шандра и инже­ нер Даниленко. Своим личным примером они увлекли рабочих. Был брошен лозунг о переходе округа на удар­ ное положение. Рабочие химзавода первые подхватили

-74

Сейчас на заводе многие склонны бахвалиться, что «у нас хорошо, мы впереди».

То, что «мы впереди» — это многим заслоняет глаза при оценке правильного конкретного положения вещей. Переоценка своих успехов — вещь, конечно, вредная.

Сейчас «а заводе работает восемь рабкоров1,сшх бригад (по -проверке итогов icopHa^HCTmieciKoro соревнова­ ния за год. -Own расскажут о достишутых результатах, отметят недостатки в работе ударных бригад». .

ПО СОВЕТСКИМ ПРОЕКТАМ

Ссозидания наблюдался па площадках Урало-Кузнец­ кого комбината. В Щегловске воздвигались корпусатрана одевалась в леса новостроек, невиданный размах

крупной электростанции и ряда важных для народного хозяйства химических заводов, в Кузнецке — металлурги­ ческий гигант с подсобными предприятиями. Поднима­ лись копры новых шахт.

Потребности страны в коксе, химической продукции постоянно росли. На повестке дня остро стоял вопрос о сооружении в Щегловске мощного коксохимического за­ вода. Его строительство было предусмотрено первым пя­ тилетним планом.

Профессор Н. П. Чижевский еще в двадцатых годах доказывал, что после разрешения задачи снабжения коксохимзавода местными углями, его можно расширять насколько позволит площадка. После длительного испы­ тания углей Кемеровского, Владимировского и Волков­ ского пластов на заводе в 1929 году решено было продол­ жить изучение возможности коксования этих углей в ла­ боратории Московской Горной впадемии. Работы прово­ дились в обогатительной лаборатории под руководством профессора В. И. Трушлевича и доцента Г. И. Прейгерзона. Результаты были хорошими — все три сорта доволь­ но лепко коксовались. Опыты ученых Горной академии еще раз подтвердили возможность создания в Щеглов­ ске (мощного химического комплекса, базирующегося на использовании отходов коксового производства.

Социалистическое государство отпустило крупные суммы на изыскательские работы и проектирование кок­ сохимического комбината.

Советские инженеры в конце двадцатых годов начали проектирование большегрузных печей, более современ­ ных, отличных от зарубежных образцов. Вот как об этом рассказывал один из руководителей проекта инженер И. И. Лоханский:

«В 1927 году Уралуголь производил испытания по кок­ сованию углей Кизидавакого 1баосейна. Лабораторные

77

опыты надо было проверить па производстве. Для опро­ бования нужно было построить опытные печи. Загранич­ ные фирмы просили за проектирование и строительство’ этих печей колоссальные суммы. Так как это Советскому Союзу было невыгодно, то Уралуголь обратился в Коксо­ бензол (Харьков).

Я работал в то время заведующим производственнотехническим отделом Коксобензола. Мы взялись спроек­ тировать эти печи. Постройке печей предшествовал ряд опытов. Автором проекта губахинеких опытных печей являюсь я. При составлении проекта мне помогал тов. Герасимов. После того, как печи были выстроены, мы изучили все их недостатки и начали проектировать ивою советскую батарею..

Вначале проектирование было передано Хнмстрою (Москва). Я с тремя студентами тт. Зыковым, Герасимо­ вым (оба потом работали ;в Кемерове) и Шумно начал проектировать эту батарею. .К проектированию мы при­ влекли тов. Суровцева — техника-стекольщика, имевшего многолетний производственный стаж. Дело пошло успеш­ но. Но все же Химстрой, выделив трех студентов, более ничем нам не помогал. Немного погодя проектирование первой батареи было передано в Моакоксострой. Здесь проектированию уделили больше внимания, чем в Химстрое.

Было выделено двадцать инженеров, чертежников, техников.

Коксобензол не верил в наши способности и уже во Бремя проектирования батареи неоднократно обращался за границу. Узнав об этом, мы твердо заявили, что с проектированием справимся без помощи иностранцев.

Берлинское торгпредство пригласило специалиста Гартмана — американского гражданина, путешествовав­ шего в то время по Европе. Гартман, рассмотрев наш проект, одобрил его.

После этого было Мосгипрококсом вынесено решение о строительстве отечественной батареи в Кемерове.

Строительство батареи 'было начато. Но сомнения еще оставались. Для проверки нашего проекта решили по­ строить пять опытных печей в Харькове. Строительство этих печей задерживалось потому, что не было своих огнеупоров. Тогда состоялось новое решение: построить в Москве опытный обогревательный элемент. Его воздвигли за три месяца.

78

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ