Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
30.79 Mб
Скачать

Администрация обещала предоставить квартиры, отопление, освещение бесплатно. Местные рабочие, не по­ лучавшие этих льгот, начали роптать: «Посмотрите, гос­ пода какие приехали!». Каменщики разъясняли им: «Тре­ буйте и вы от начальства улучшения условий».

Акционеры поняли, что строители собираются басто­ вать. И управляющий Садов решил ликвидировать дого­ вор .с донецкими рабочими. Человек 40 вызвал в контору главный бухгалтер Марков и объявил решение админи­ страции. Тогда каменщики поручили Филиппу .Степачеву, Сергею Субботину от имени всех вербованных заявить Садову:

— Рабочие объявляют забастовку!

Управляющий Садов ответил делегатам: «Никаких договоров с вами не признаю. Хотите работать, как все, по одиннадцать часов в сутки, работайте, не хотите — де­ ло ваше. Верните заводу деньги, потраченные на ваш пе­ реезд, и катитесь обратно».

— Нельзя отступать! — единодушно решили камен­ щики. Восемнадцать дней они не выходили на работу. Сбережений не было, пришлось распродавать одежонку, чтобы 'купить хлеба, картошки. Сопротивление рабочих не удалось сломить, и управляющий отдал распоряжение оставить договор в аиле, уплатить дамешцнкам за дни за­ бастовки.

Это была первая забастовка строителей. В упорной борьбе с администрацией каменщикам помогали метал­ листы, приехавшие на строительство с Сормовских заво­ дов, и некоторая часть местного населения.

Вот что рассказывает ветеран завода Максим Гаври­ лович Смирнов:

«Рабочие стройки испытывали большие материальные и бытовые трудности. Жили в бараке, сараях, землянках. Неприглядный был вид барака: неоштукатуренные сте­ ны, вдоль которых расположились двухярусные нары;

.жильцам не давали покоя клопы, тараканы. Теюжуйа в бараке была неимоверная. Люди спали на полу и столах. Не хватало воды, а мусор и нечистоты от барака не уби­ рались. Нагрянули болезни — ревматизм, тиф. (Многие из нас снимали утлы, сени и чердаки у щегловских крестьян. Хозяева завода за керосин, дрова и уголь высчитывали из нашей зарплаты.

Строили мы завод вручную. Механизмов не было. Котлованы рыли кирками и лопатами. Кирпич к (месту

10

«сладки подавали на носилках. Зарплату получали мень­ ше, чем в Донбассе. Труд женщин, стариков и подростков оплачивался гораздо ниже нашего». ,

В ответ на тяжелые бытовые условия, обсчеты, штра­ фы и произвол начальства каменщики забастовали. Строительство остановилось. А руководители «Копикуза» обещали царскому правительству быстро получить в Сибири не только ко.ис, но и бензол, толуол, идущие на военные нужды.

Управляющий Садов принимал все меры к тому, что­ бы сорвать и эту забастовку. Ои угрожал отправить за­ чинщиков на каторгу. Но это еикого не испугало. Спло­ ченность и стойкость бастующих помогли одержать по­ беду.

Незабываема в Щегловске маевка 1916 года. На нее пришли десятки рабочих химического завода. Меньшевик А. Калинин, эсер Скугарь и другие призывали участни­ ков митинга не бастовать, прекратить конфликт с адми­ нистрацией, смириться с тяготами военного времени, не жалеть своих сил для скорейшей постройки завода, а зна­ чит внести свою долю в победу на фронте. Слесарь заво­ да Сергей Григорьевич Стукин заявил на митинге:

— Царь, помещики и капиталисты развязали войну ради своих выгод. Нам, рабочим, не по пути с эксплуата­ торами. В России есть партия большевиков, которая при­ ведет пролетариат к победе над угнетателями. Мы .призы­ ваем всех к борьбе с произволом администрации.

Речь большевика Стукина вызвала одобрение почти всех участников митинга и наделала переполох среди меньшевиков и эсеров.

Начальство завода забыло о своих обещаниях строи­ телям. Напомнить о них решили рабочие новой забастов­ кой.

В 'октябре уполномоченные каменщиков потребовали от администрации улучшить жизненные условия. Но Са­ дов 'отказался их выслушать.

О забастовке каменщиков узнали все рабочие строй­ ки. На другой день не вышли на смену бригады подрядчи­ ков Винокурова и Колесникова, прекратили работу плот­ ники. Бастующие потребовали увеличить заработок с 60 копеек до рубля в смену и снизить рабочий день до деся­ ти часов. Администрация не хотела слышать о требова­ ниях рабочих. Забастовка перерастала во всеобщую.

Управляющий Садов на этот раз стал пугать рабочих

11

увольнением и отправкой на фронт. Но запугивания не возымели действия. Ни каменщики, гаи металлисты не вы­ ходили на работу.

Тогда администрация пошла на хитрость. Она задоб­ рила местное население, работающее на стройке, и рас­ колола бастующих. Каменщики вернулись иа площадку. Но борьба за улучшение условий труда и быта продол­ жалась...

К концу 1916 года взметнулись дымовые трубы, было построено и новое здание заводоуправления, переехала в новое помещение механическая мастерская, заработали парокотельные, водокачка, склады, баня.

Вскоре вошли в строй турмы, силоса, дробильное отделение, рекуперация, смолюразгонка и ректификация.

Строительство печей затянулось — администрация не обеспечивала рабочих необходимыми материалами. Цар­ ское правительство не получило в Сибири обещанного кокса и продуктов коксования.

СОВЕТ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ

Вральской буржуазно-демократической (революции. Весть о 'свержении царского самодержавия облете­марте 1917 года на заводе и (руднике узнали о Фев­

ла строительную .площад1ку: контора химзавода получила

телеграмму исполнительного комитета Государственной думы об отречении царя Николая II от престола и об организации новой 'государственной власти. Вот что рас­ сказывается в книге «Десять лет борьбы за Советы», изданной в Кемерове. На первом же митинге, созванном по случаю получения телеграммы, наметился будущий раскол между революционно настроенными рабочими и служащими, поддерживающими министерство Родзянко- Милюкова-Гучкова.

Служащие химзавода и Кемеровского рудника внесли предложение о посылке пр|Иветственной телеграммы представителю новой власти — «председателю Государ­ ственной думы М. В. Родзянко». Присутствующие на ми­ тинге политические ссыльные — Стукин Сергей, Павлов­ ский Лев, Савук и другие, поддержанные рабочими, про­ валили этот «верноподданический акт».

На митинге выступил меньшевик А. Калинин, который рассылался бисером и расхваливал Родзянко. Ему апло­ дировали купцы, кулаки и служащие химзавода.

Но вот на трибуне Сергей Стукин, рабочий, револю­ ционер. Он гневно говорит:

— Нет! Приветственную телеграмму Родзянке посы­ лать не будем. Родзянко крупный капиталист и защищать интересы рабочих не станет. ;Нам не нужна власть поме­ щиков, купцов и капиталистов, нам нужна своя рабочекрестьянская власть! Революция продолжается.

Эти 'слота нашли поддержку большинства, участников митинга и телеграмма Родзянке не была послана.

В марте Временное правительство подтвердило права «Копикуза», из-мшив его наименование — «Кузнецкое каменноугольное и металлургическое общество»; завод вошел в его подчинение. Управляющий Садов под на­ тиском недовольных рабочих был снят с должности.

13

Бурным и тревожным (было лето 1917 года. Часто на заводе проходили митинги и собрания. Перед рабочими выступали представители различных партий. Все они несли свои идеи в массы трудящихся, каждый хотел за­ вербовать в свою партию рабочих.

Но на заводе уже сложилась большая группа сочувст­ вующих большевикам. Сергей Стукин и другие разобла­ чали лживые речи меньшевиков и эсеров, говорили прав­ ду об освободительной борьбе, о целях, которые перед собой поставила большевистская партия.

Кемеровский рудник и село находились во влосгсг меньшевиков и эсеров, державшейся на мелких и средних домовладельцах, особенно на крестьянах, которых руд­ ничное начальство спасало от мобилизации в армию. Де­ мобилизованные солдаты-большевики Прищепов, Хомут­ ников, Шаповалов, Белов и другие мешали эсеровским вождям Чуфарюву, Корневу, Фастовщу завоевывать на свою сторону массы рабочих. Хотя на заводе не было еще партийной ячейки, но обличительные речи большевиков звучали на митингах в Щеглове и даже на собраниях земской управы. К апрелю 1917 года на заводе образо­ вался Совет рабочих депутатов. В него вошли большеви­ ки Сергей Стукин, Лев Павловский, Савук, меньшевик А. Калинин, бывший член второй Государственной думы, сосланный в Сибирь па 10 лет, подрядчик Любимов и другие. Во временном исполкоме сначала верховодили противники большевиков. Созданные при исполкоме ко­ миссии: расценочная, техническая, продовольственная, культурно-просветительная — числились только на бу­ маге.

После отъезда меньшевика А. Калинина из Щеглова его место занял Сергей Стукин. Член партии с 1905 года, участник Мшньярокого большевистского подполья, он горячо взялся за дело, повел решительную борьбу с меньшевиками и эсерами. Председатель Стукин. старался взять управление заводом в руки исполкома, решал важ­ ные вопросы, выдвинутые рабочими, лично следил за установлением восьмичасового рабочего дня, осуществ­ лял контроль за охраной порядка на строительстве. Но ему и исполкому всячески вредили администрация завода и некоторые члены Совета (меньшевики и эсеры). Они' подрывали агитационную роботу большевиков, клеветали на Сергея Стукнна и его товарищей, саботировали вы­ полнение директив исполкома. Стукнна решительно под­

14

держивали Филипп Степачев, С звук, Ивал и Семен Ко­ валевы, Сергей Субботин.

Вот как писала о заводе 27 августа 1917 года Томская губернская газета «Знамя революции»: «До сих пор на Кемеровском химзаводе царит произвол, управляющий я бухгалтер, обладая богатейшими сыскными способностя­ ми, пробовали очернить партийных лиц, но без успеха.

Существует мертвая -продовольственная комиссия,, буквально ничего не проверяющая: не позволяет контро­ лировать, говоря, не ваше дело.

Ощущается острая нужда населения в продуктах, а добрый бухгалтер, руководимый жестоким эгоизмом и ненавистью к рабочему люду, постарался сгноить вагон картофеля: лучше сгною, да не дам. Пробовал управляю­ щий расположить к себе участкового начальника мили­ ции бесплатной квартирой, но этого не допустил предсе­ датель комитета, говоря: .«Не 'хватает помещения своим рабочим и управляющий не может раздавать их посто­ ронним».

Недавно организовалось общество «Союз инженеров» для 'борьбы с рабочими».

Этот пример наглядно показывает, в каких трудных условиях приходилось вести борьбу большевикам.

В марте 1917 года на заводе создали профсоюзный комитет, его председателем был избранрабочий — ка­ менщик Дмитрий Баранов, сочувствующий большевикам, но в комитете в основном засели меньшевики и эсеры. И здесь пришлось большевикам вести постоянный бой.

В это время на заводе существовало три органа управ­ ления: Совет рабочих депутатов во главе со Стукиным, меньшевистский завком и копикузо-вская администрация. Эти органы вели непримиримую борьбу между собой.

С каждым днем крепло влияние большевиков. Шаг за шагом они завоевывали умы и сердца рабочих.

Вместе с Сергеем Стукиным, краснодеревщиком Саву- к-ом и слесарем-м-еханмом Павловским против меньше­ виков и эсеров, против старой администрации завода выступали многие революционно настроенные каменщики и металлисты. К их голосу, к их требованиям нельзя бы­ ло не прислушаться.

На повестку дня был поставлен вопрос о создании партийной организации.

РОЖДЕНИЕ ПАРТИЙНОЙ ЯЧЕЙКИ

Бурлящим весенним потоком хлынул первый 'свободный' праздник Маи в Щеглове. Красные флаги « лозунги над колоннами демонстрантов, красные банты на пиджаках и пальто рабочих, революционные песни «Сме­ ло, товарищи, в ногу!» и «Варшавянка», страстные речи, ораторов — такой манифестации Щеглово никогда не ви­ дело. Эта демонстрация пугала купцов и кулаков, не по нутру была она меньшевикам и эсерам. Ораторы призы­ вали к свободе и братству, к борьбе за восьмичасовой ра­ бочий день, к прекращению империалистической войны. Еще до первомайской демонстрации 1917 года в Щег­ лово приезжали томские большевики В. М. Клинов, И. Л. Наханович, Ф. Г. Чучин, большевик Судженских копей И. Н. Кудрявцев, известный кольчупинский революционер Франц Суховерхов. Их встречи с рабочими не прошли

бесследно— велась подготовка

к созданию

партийной

организации завода.

большевиков

коксохима

Вокруг маленькой горстки

удалось объединить многих строителей-донбассовцев, местных рабочих. Десятки из них можно было принимать в партию. Декоре из Томска приехал 'опытный коммунист Новиков. Он познакомился с активистами, с рабочими, сочувствующими большевикам.

3 мая 1917 года в барак, расположенный на Нижней Колонии (в районе нынешнего бензольно-нафталинового цеха), где жили каменщики, пришли на организационное собрание большевистски настроенные рабочие. 65 человек пожелали вступить в Российскую Социал-демократиче­ скую партию (большевиков).

'Председателем партийной ячейки избрали Сергея Стукина. Ему, как старому коммунисту, наиболее стойкому революционеру доверили эту почетную обязанность еди­ ногласно. 'Секретарем избрали Максима Смирнова, чле­ нами партбюро стали Филипп Степанов, Иван Ковалев, Василий Журавлев.

Вскоре после этого собрания Филипп Степачев выехал в командировку: сначала в Томск, но здесь, по словам

16

Степанова, нашел губком «мещанским» я не пожелал зарегистрировать партячейку. Оттуда направился в Крас­ ноярск, где был тепло принят членами Средне-Сибирско­ го районного 'бюро ЦК РСДРП и заручился их поддерж­ кой. Красноярцы обещали направить на завод ученого Якова Бограда, подобрали для ячейки политические бро­ шюры и выдали Степачеву карточки для коммунистов.

Талантливый оратор, доктор философии и математи­ ческих 'Наук Янов Б оград прибыл в Щеглове и выступил перед рабочими с лекциями: «Кто такой Ленин и почему его травят буржуазные партии», «Чего хотят большеви­ ки?». Его лекции собирали огромные аудитории. Послу­ шать Бограда на заводе пришло 500 человек. Он владел несколькими иностранными языками, свободно разгова­ ривал с военнопленными, работавшими на строительстве.

Зная, что ученый болен и ходит в рваных ботинках, рабочие сшили и подарили ему новую обувь.

Большевики разъясняли рабочим преступную внут­ реннюю и внешнюю политику Временного правительства, разоблачали соглашателей, показывали на конкретных примерах, как администрация расправляется с неугод­ ными.

Агитация партячейки вызывала злобу не только за­ водского, но и щегловского начальства. Начальник шес­ того участка милиции ;К- Чульжанов экстренно доносил 29 июля 1917 пода Кузнецкому исполнительному комитету: «Ознакомившись с местной жизнью вообще и в частности с бытом и настроением рабочих химического завода при станции Кемеровской, нахожу нужным донести, что поли­ тические убеждения рабочих вышеупомянутого завода примыкают к большевизму, вследствие чего исполнитель­ ный комитет химического завода часто вмешивается в чуждую ему компетенцию администрации завода, тормо­ зя, таким образом, в силу отсутствия у него (комитета) специальных знании, дело нормального строительства завода, работающего, как известно, на оборону государ­ ства.

'Все распоряжения управляющего заводом подверга­ ются резкой критике оо стороны рабочих, граничащей часто с неисполнением этих распоряжений.

Находя такое взаимоотношение администрации и ра­ бочих названного завода весьма ненормальным и чрева­ тым нежелательными последствиями в будущем, прошу

исполнительный комитет обратить-серьезное внимание на

I V J . Г ,

2 Кемеровский коксохпм

~

'

I7

подобное положение и сделать мне соответствующее ука­ зание на этот предмет, дабы иметь возможность полу­ чить документальные данные.

Считаю также нужным добавить, что исполнительный комитет рабочих химического завода не желает считаться с законными требованиями милиции и распорядком обще­ ственной жизни завода, находя, что права и обязанности милиции всецело зависят от усмотрения исполнительного комитета».

Как хотелось 'блюстителю порядка влезть в дела за­ вода и партячейки, завести «черные списки»!

Что же ответил уездный исполнительный комитет?

«...во внутреннюю жизнь рабочих завода вторгаться не следует, рабочие наравне со всеми гражданами обяза­ ны подчиняться общим установлениям о милиции. .Коми­ теты же рабочих должны только оказывать поддержку милиции, но вносить разногласия в распоряжения уезд­ ной милиции недопустимо вообще для граждан России.

Председатель комитета П. Семенов » .

Зато районный съезд представителей профсоюзов и Советов вынес резолюцию: .«Заслушав на заседании 28 августа донесение начальника милиции шестого участка за № 846 от 29 июля 1917 года в уездный исполнительный комитет г. Кузнецка, районный съезд профессиональных союзов и Советов рабочих депутатов Кузнецкого камен­ ноугольного бассейна находит, что донесение начальника милиции является клеветническим выпадом против рабо­ чих химического завода, якобы дезорганизующих произ­ водство.

Вместе с тем, съезд находит, что ни одно нз социали­ стических течений не может быть заподозрено в .какой бы то ни было дезорганизация, как это указывается в доносе начальника милиции по отношению к большевизму, явля­ ющемуся политическим убеждением огромных масс про­ летариата.

Съезд, по выяснении этого вопроса представителями Кемеровского рудника и химического завода, пришел к заключению, что дальнейшее пребывание начальника .ми­ лиции шестого участка не может быть терпимо и в инте­ ресах охраны революционного порядка требует немедлен­ ного устранения его от занимаемой им должности началь­ ника милиции, о чем доводится до сведения Кузнецкого исполнительного комитета».

18

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ