Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
30.79 Mб
Скачать

направили на смолоразгонку. Начальник цеха Ф. Д. Троя­ нов не очень любезно встретил молодых: — Куда мне вас, мальчишек, приспособить?

Инам пришлось начинать с уборки территории цеха.

Впервые дни войны старшие ушли на фронт, а мы заняли их места.

Начальник смены Г. А. Латыпов учился в техникуме

тстарался привить нам, молодым, трудовые навыки. .Он

отдал все производству и умер прямо в цехе за пятна­ дцать минут до конца смены.

В конце 1942 и начале 1943 годов в цех пришли такие же юные, как и мы, помощники. Они окончили ремеслен­ ное училище. Порой голодные и полуразутые, мы труди­ лись по 12— 14 часов в сутки. Производственные бригады состояли из стариков и подростков. Так, в бригаде, кото­ рую доверили мне, девятнадцатилетнему парню, пекоразливщику Каблову было за пятьдесят, дежурному слесарю Шпилько — семнадцать, а остальным по 15— 16 лет.

Наша бригада включилась в соревнование за звание фронтовой.

Работали хорошо. К концу войны ребята повзрослели, возмужали. Мы приложили немало усилий для выполне­ ния плана и улучшения качества продукции.

■Нашей бригаде неоднократно присуждались 'классные ■места в соревновании. В 1954 воду нам вручили Почетные грамоты Министерства черной металлургии, а особо отли­ чившиеся были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.».

После окончания войны бригада не снижала темпов. В 1947 году мне выпало счастье быть участником первого областного слета передовиков комсомольско-молодежных бригад.

Во время войны никто не просил ни отпуска, ни вы­ ходных дней. Только после войны я смог закончить коксо­ химический техникум».

В памяти главного инженера завода Л. Е. Златина сохранился такой случай. Это было в 1943 году, работал он механиком химпраизводства, а начальником был Вла­ димир Эммануилович Смоляков.

Ореди большой группы ребят выделялся маленький ростом и годами Агапов. Все детское было ему свойствен­ но, особенно страстно он любил сладости. Но кто из де­ тей не любит конфет! Агапов всегда приходил на работу вовремя, но стоило ему получить зарплату, как он немед-

9 Кемеровский коксохнм

12?

ля уходил на базар и покупал конфеты по любой цене, проедал всю получку, а затем забота уже возникала у ру­ ководителей, как его накормить, как спасти от голодной смерти. Нужно было подумать и о том, чтобы его еще и одеть. Однажды Л. Е. Златин и В. Э. 'Смоляков через ОРС завода добились, чтобы Агапову сшили костюм, бо­ тинки. В общем, одели inа1ре.ныка. Радовались, думали: ну

теперь Агапов будет хоть внешне похож на рабочего. По­ говорили с ним, чтобы берег все, рассказали, как трудно было его одеть. Агапов во всем соглашался, но хмурился.

Как будто понял парень, пришел, казалось, конец му­ чениям. Но каково же было разочаровайне коллектива цеха, когда назавтра Агапов пришел на работу грязный, в лохмотьях — все продано, все спущено на конфеты.

Подобных чудаков было много. И такие мастера, капе Иван Петрович Плотников, Сергей Захарович Шакуров заменили им отцов.

Война требовала огромного напряжения духовных ш физических сил народа, требовала расширения цехов, но­ вой продукции.

В сжатые сроки были смонтированы установки по про­ изводству кумаронавой смолы л пиридинов, значительно возрос выпуск бензола, толуола, нафталина и другой хи­ мической продукции. И все же основной продукцией был кокс. С каждым днем на него увеличивался спрос тех за­ водов, которые выпускали танки и артиллерийские снаря­ ды, орудия, минометы и винтовки.

Перед войной правительство отпустило средства на дальнейшее расширение завода, уже заканчивались про­ ектировочные работы седьмой батареи. Но грянула Вели­ кая Отечественная и осуществление строительной про­ граммы отложили. Однако первые месяцы войны показа­ ли, что строительство батарей необходимо продолжить. Близость коксующихся углей делала расширение произ­ водства наиболее благоприятным.

И снова появился тепляк. И хотя ветераны-строители сражались на фронте, старики, женщины и подростки взялись за непосильный труд. Днем и ночью не умолкала жизнь в тепляке, подрастала батарея, приближался ее пуск. Усталый, с покрасневшими глазами мастер А. Е. Ломаченко подбадривал молодых рабочих, по-отечески просил их еще немного приналечь, еще часок задержать­ ся. Никто не отказывался, не роптал. Все понимали: там, на фронте, умирают их отцы, сыновья.

130

На городском собрании партактива в конце января 1942 года директор завода тов. Максимов говорил, что (коллектив работает самоотверженно, а-га сейчас его одер­ живают 1стрю'ител.и. 'Седьмая батарея накануне пуска, а

недоделок масса. Нужно создать запасы угля, а оклад еще не построен. Кроме того, шахты снизили качество угля и поставляют его неравномерно. Создавалась угроза с.рыва плана. (Коммунисты города н 'завода бросили клич. «Задача дня — пуск седьмой батареи!».

Наступили долгожданные минуты пуска 55 печей но­ вой батареи. Сорок второй год запомнился ветеранам завода не только тем, что они проводили в 22-ю дивизию спбиряков-добровольцев своих сыновей, но и тем, что в такое тяжелое время женщинами и подростками была построена мощная батарея.

Обсуждая на собраниях в цехах завода наказ добро­ вольцев, уходящих на фронт в составе Кемеровского пол­ ка, коксохимики говорили:

«Мы посылаем вас на фронт на передовые позиции п даем наказ — НЕ ОТСТУПАТЬ, но и сами мы не отсту­ пим. Мы будем беззаветно драться за каждый лишний снаряд, за боеприпасы и вооружение, за каждый лишний пуд хлеба, за каждую лишнюю тонну мяса для нашей доблестной Красной Армии. Мы превратим производ­ ственный график в «устав военной службы», невыполне­ ние которого — есть .преступление перед Родиной».

Так клялись сибиряки и клятву свою сдержали.

С увеличением выжига кокса возросла выработка химической продукции. Азотнотуковый завод стал полу­ чать больше коксового газа.

А перед строителями была поставлена новая задача — построить еще одну коксовую батарею. И снова начали с тепляка, снова закипела жизнь на площадке.

Уже в 1943 году вошли в эксплуатацию 29 печей вось­ мой коксовой батареи.

С этого времени новококсовый цех превратился в са­ мый крупный комплекс завода. Администрация, партий­ ная и профсоюзная организации цеха мобилизовали кол­ лектив на борьбу за повышение производительноститруда, за увеличение выжига кокса на имеющихся мощ­ ностях. Развернулось соревнование за более полную загрузку печей. Недогруз считался позором для коллек­ тива. Только в результате более полной загрузки печей, ■на тысячи тонн возросла выработка кокса.

9*

131

Азотчики попросили увеличить подачу коксового газа. II вновь за дело взялись энтузиасты. Им помогали работ­ ники центральной заводской лаборатории и сотрудники химических институтов города. В шихту стали добавлять отходы химического производства, и количество газа, отпускаемого азотнотуковому заводу, значительно воз­ росло.

Инженеры, техники завода и ученые научно-исследо­ вательских институтов, эвакуированных с запада, разра­ ботали проект новых коксовых печей. В 1944 году вошла в строй батарея подовых печей. В это время начало да­ вать продукцию отделение пекоподготовки. Пуск этого отделения облегчил труд на пековых печах, упростил их загрузку.

Если пекоподготовка облегчила работу на камерных печах, то труд на подовой батарее был еще тяжелым. С первых дней их эксплуатации стало ясно, что конструк­ ция несовершенна. Обогревался пек в печи только с одной стороны, и коксование длилось около ста часов. Были час­ ты случаи, когда двери печей приваривались. Их взламы­ вали перед выдачей кокса. На печах — загазованность. Обслуживающий персонал работал в противогазах. А в газовых тоннелях установили специальный пост пожар­ ной охраны для тушения пожаров.

Подовые печи просуществовали недолго. Но в годы войны они сыграли важную роль в увеличении выжига электродного кокса.

Славной страницей вошел в историю завода коллек­ тивный подвиг коксохимиков, отдавших свои силы и здо­ ровье ради победы над врагом.

Назовем еще имена некоторых героев труда тех неза­ бываемых лет.

Каменщик Татьяна Давыдова. Строила коксовые пе­ чи. Оставалась в коллективе до ухода на пенсию. Всту­ пила в партию. Выросла до бригадира отделочников. На­ граждена медалями. Дважды избиралась депутатом гор­ совета.

Начальник смены Василий Плющиков. Выпускник школы ФЗУ. Начал рабочий путь в 1938 году тоннельщи­ ком. Мало осталось специальностей, которые бы он не освоил. Без отрыва от производства окончил коксохими­ ческий техникум. Награжден орденами и медалями. Его смена одна из первых вступила в соревнование за звание коллектива коммунистического труда.

■ т

Машинист паровоза М. Е. Задоенко проводил на фронт пятерых сыновей, сам неутомимо работал, перевы­ полнял нормы. Учил женщин и молодежь управлять ло­

комотивом.

Токарь литейно-механического цеха Валентина Про­ копьевна Ленская. Выпускница ремесленного училища № 8 почти с первых дней, на заводе. Токарь тов. Андро­ пов и мастер тов. Алферов помогли ей в совершенстве овладеть профессией. Ома обучила токарному делу не­ сколько ребят. Награждена Почетными грамотами, удар­ ник коммунистического труда. За два с половиной года закончила пятилетку 1966—1970 годов.

Начальник литейно-механического цеха Константин Афанасьевич Нехорошее. За год до войны окончил ФЗУ по специальности токаря. Под руководством начальника цеха А. X. Сухушина и мастера С. М. Шаламова быстро освоил профессию, изготовлял для фронта важную про­ дукцию. Вечерами учился в техникуме, закончил его, стал коммунистом и одним из лучших руководителей, имеет правительственные награды, а главное, — благодарности десятков станочников, которым помог определить свое место в жизни.

Владимир Артемьевич Капитонов после 'окончания в декабре 1941 года техникума пришел в пекококсовый цех газовщиком. Работал смологоном и 'барильетчиком, ма­ стером, начальником смены и обермастаром. В конце вой­ ны стал комсоргом ЦК ВЛКСМ на заводе. Сейчас он председатель Заводского райисполкома города Кемерова.

Аппаратчик коммунист Николай Ефанов пришел в коллектив машинно-сульфатного цеха из ремесленного училища. Быстро постиг основы мастерства. Стал одним из лучших производственников, награжден орденом Тру­ дового Красного Знамени и медалями. В 1953 году Нико­ лай Федорович стал членом КПСС, его неоднократно избирали в руководящие партийные органы завода и района. В 1964 году ударник коммунистического труда Ефанов был послан на пуск одного из металлургических предприятий в братскую Болгарию.

Старейший рабочий этого же цеха Николай Петрович Исаченко освоил несколько профессий. С первых пятиле­ ток бессменно трудится на участке, выпускающем мине­ ральные удобрения. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Участвовал в пуске Орско-Халиловского и в Болгарии Кремиковского металлургических заводов.

133

Евгений Леонидович Орлов — заместитель главного механика завода. Мальчишкой копал противотанковый ров на правом берегу Днепра. Отсюда эвакуировался в Кемерово. Сначала работал в артели «Ударник», а с ию­

ня 1942 года — в углеподготовительном цехе.

Слесарь,

потом мастер, закончил вечерами семилетку,

техникум.

На всю жизнь сохранит добрые чувства к своим учите­ лям— слесарям Василию Терехову и Степану Путилову. В Кемерове нашел второй дом и навсегда связал свою судьбу с заводом, с партией коммунистов.

Трагически оборвалась жизнь замечательных произ­ водственников коммунистов заместителя начальника пекококшвого цеха Петра Алексеевича Смекалкин-а и гра­ фитчика Якова Моисеевича Чепурко при выполнении важного задания. В годы Великой Отечественной пришли ши на ikokcoxhim . Яков Моисеевич с 4941 года работал в

цехах, освоил многие профессии, отмечен правительст­ венными наградами. А Петр Алексеевич после окончания восьмого ремесленного училища готовил для завода кад­ ры в этом же училище, потом перешел на коксохим, был инструктором партийного комитета, работал на различ­ ных постах в пекококсовом цехе, без отрыва от производ­ ства окончил вечернее отделение коксохимического тех­ никума...

Враг рвался в Донбасс. Но Рубежанский химический завод жил. Под артиллерийским огнем и постоянными бомбежками он выдавал продукцию для оборонной про­ мышленности и в то же время готовился к эвакуации в Сибирь. Грузили на железнодорожные платформы аппа­ ратуру. Но отдельные цехи работали даже тогда, когда фашисты появились на правом берегу Донца. Отправлен последний эшелон. Вместе с ним эвакуировался и Алек­ сандр Федорович Колпаков, старейший рабочий.

■Начались трудовые дни в 'Кемерове. Временные помещения отвели для эвакуированного завода. В феврале 1942 года коммуниста 'Колпакова назначают мастером такелажных работ. Ему пришлось .пережить всю тяжесть военного времени. Людей не хватало, о 1механизации

нельзя было и мечтать.

На монтажных работах трудился и Григорий Ефимо­ вич Гусарев, потом на помощь ему пришел сын Николай.

«Через несколько месяцев после эвакуации цехи, рас­ положенные на территории коксохимического завода, вы­ дали первую продукцию.

134

стасия Васильевна Ермакова овладела пятью профессия­ ми и была назначена мастером коксовых печен, возглав­ ляла комсомольско-молодежную бригаду. .Место маши­ ниста коксовыталкивателя заняла Евдокия Пахорукова. Она работала и на других ответственных участках. Нина Ясюкевич заменила газовщика у коксовых печей, затем стала газовым мастером. Валентина Шарикова успешно справлялась с профессией барильетчика. Комсомолка Агафья Казанцева имела четыре профессии, причем одну из них очень сложную — машиниста эксгаустера.

На заводе, пожалуй, не было таких специальностей, которыми бы ие овладели женщины.

Ключом била рационализаторская и изобретательская мысль. В 1943 году, например, поступило 143 предложе­ ния, 'более половины которых внедрили в производство. Экономический эффект составил около двух миллионов рублей, то есть почти в два раза больше, чем в 1942 году. Авторы рацпредложений за два года получили около де­ вяноста тысяч рублей вознаграждений. Даже в такое трудное время проводились конкурсы рационализаторов, технические конференции, смотры.

В одном лишь 1944 году коллектив завода повысил производительность труда на 22,6 процента и сэкономил стране двенадцать миллионов рублей.

Коксохимики не только посылали сражаться на фронт своих лучших товарищей, не только самоотверженно ра­ ботали, но и оказывали шефскую помощь Арлюкской МТС, госпиталям, школам, отдавали свои последние сбе­ режения в Фонд обороны, собирали для Красной Армии теплые вещи, посылали бойцам продовольствие, табак, сибирские дары тайги. Немало ребят война оставила си­ ротами. Заводской комитет профсоюза открыл для них детский дом, направив туда лучших воспитателей, окру­ жив заботой и родительской лаской мальчишек и девчо­ нок. Все время работали детские сады и ясли, летом де­ тей вывозили в Елыкаевский сосновый бор. Семьи погиб­ ших и инвалидов войны в первую очередь обеспечивались жильем. Председатель завкома профсоюза Федор Порфирьевич Гашинов, в прошлом чоновец, один из старей­ ших комсомольцев, донецкий коммунист, кавалер орде­ нов Ленина и Трудового Красного Знамени, вспоминает:

«К октябрю 1943 года на фронт ушло более тысячи коксохимиков. Дома остались жены, дети, старики. Для

136

завкома и администрации завода забота о семьях защит­ ников Родины была не менее важной, чем производствен­ ная работа. Надо было одеть, обуть, накормить детей воинов, определить в школы, детские сады и ясли. К то­ му же их матери трудились на производстве.

Продовольственный паек военного времени, понятно, полностью не мог обеспечить потребности в питании. Кар­ тошка, выращиваемая на 165 гектарах коллективных к индивидуальных огородов, являлась хорошим подспорьем. Завод располагал своим подсобным хозяйством, сеяли 600 гектаров зерновых, держали более тысячи голов крупного рогатого скота.

Сейчас, всматриваясь в далекое прошлое, не верится, что могли справиться с такой большой площадью — во­ время посеять, убрать и перевезти урожай. Ведь тракто­ ров н автомашин своих не было, не хватало топлива, но начальник главного управления коксохимии Георгий Ге­ оргиевич Воднев разрешал отпускать бензол для посев­ ной и уборочной кампании».

Знать жизнь каждой семьи, оказывать ей своевремен­ ную и действенную помощь заводской комитет мог толь­ ко благодаря широкому активу. К. Чистякова, А. Кондрэкова, Т. Сухушина теплом своих сердец согревали семьи, потер1ЯВ'Ш'ие на войне кормильцев. Инженер лаборатории'

К. С. Золотарева, отработав десять-двенадцать часов, шла, чтобы узнать, не нуждается ли кто в неотложной помощи. Е. Мартыненко, А. Распопина, Е. Дидык, А. Ти­ мофеева, М. Айкина, Т. Кулагина своими руками обраба­ тывали и убирали картофель и овощи для многих семей воинов. Благодаря бескорыстному труду этих активисток,, завком ежегодно имел свой, так сказать, общественный огород в 15—20 гектаров картофеля и овощей и помогал нетрудоспособным семьям. Совет жен воинов распреде­ лял карточки на промышленные товары.

По инициативе партийной организации и заводского комитета профсоюза на укрепление боевой мощи армии коллектив собрал 1200 тысяч рублей для постройки авиазскадрильи «Кемеровский коксохимик». Люди вносили' по полтора-два месячных оклада.

«Будьте стойки! Стойкость множит наши силы. Стой­ кость— мать победы!.. Не отступать!» — писали в наказесибиряки воинам-землякам в 1942 году.

СИЛА БОГАТЫРСКАЯ

ЕРодину, руководителей завода буквально осаждали рабочие и специалисты:

Ухожу добровольцем!

Желаем пойти сражаться с фашистами всейдва разнеслась весть о нападении гитлеровцев на нашу

бригадой.

— Мы уже подали заявления в горвоенкомат. Директор завода В. А. Максимов выслушивал прось­

бы и отвечал:

— А кто будет в тылу? Кто же станет у коксовых пе­ чей? Кто будет выпускать оборонную продукцию? Если нужно будет — придет ваш черед.

И все лее коксохимики уезл<али на фронт. В первые три дня отдел кадров оформил около пятисот дел на при­ званных в армию. А за годы войны около двух тысяч коксохимиков ушли защищать Отчизну, многие из них отдали жизнь за свободу и независимость Родины.

Сберегов Днепра, из-под стен Москвы и Ленинграда,

сБалтики и Черного моря фронтовики-коксохимики писа­ ли о жестокости врага, сообщали о храбрости и мужест­ ве земляков, нередко заканчивали письма словами: «Фа­ шизм будет уничтолсен! Победа будет за нами!».

25 октября 1943 года начальник цеха С. Ф. Кныш

писал с фронта своим товарищам, оставшимся в тылу: «Привет с фронта Отечественной войны!

Я вчера услышал большую радость — это ваша побе­ да, фронтового тыла, так разрешите мне поздравить вас, получивших |цравительствен'ные .награды, ,и пожать руку тт. Максимову В. А., Терехову С., Диденко В. Е., Зайце­ ву А. М., Збарскому В. М., Габаю Л. И., Задоенко М., Зеленскому К. И., Исаченко Н. П., Кондракову Ф. И., Ро­ маненко В. П., Смолякову В. Э., Ахметзянову И., Баврукевичу А. А., Беляеву Ф. И., Каурову П. И., Кафта­ ну С. И., Очерету А. С., Помаценову Г. Н. и другим.

Дорогие коксохимики, как приятно слышать, что пар­ тия и правительство высоко оценили ваш труд и награди­ ли правительственными наградами.

.138

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ