Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4-кожа.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
727.55 Кб
Скачать

Кожный покров

Наружный покров отдалённых предков позвоночных, повидимому, со­стоял из мерцательных клеток. Это можно заключить из наличия ресни­чек у личинок ланцетника и на самых ранних стадиях развития у костистых рыб. У низших амфибий и у головастиков на поверхности надкожицы нахо­дится каёмка, или кутикула, пронизанная канальцами, указывающая на бывший здесь в прошлом мерцательный эпителий. У головастиков попа­даются даже местечки с настоящим мерцательным эпителием.

Эпидермис вначале был однослойным, как у бесчерепных животных, а затем двуслойным, как это имеет место у личинок амфибий, причём по­верхностный ряд клеток начал ороговевать. Таким образом, многослой­ный эпидермис позвоночных с роговым -наружным слоем является после­дующим усложнением.

Кожный покров позвоночных очень сложен. В нём различают ряд пла­стов, неодинаковых по строению и по своему значению: 1) надкожицу, 2) ос­нову кожи и 3) подкожный слой. Из них поверхностный пласт построен исключительно из эпителиальной ткани; она в рассматриваемой системе играет главную активную роль, Два более глубоких пласта представляют соединительную ткань, которая имеет большое, главным образом механи­ческое значение, особенно основа кожи.

1) Поверхностный пласт, называемой надкожицей, или эпидермисом— epidermis (рйе. 22i—а),-^чисто клеточный и самый сложный по построению и видоизменениям составных частей, а следовательно, и по выполняемым функциям. Вследствие поверхностного расположения на теле эпидермис

12 Анатомия домашних животных

354 система органов кожного покрова

служит непосредственным защитником организма от внешних воздействий; от него берут своё происхождение многие разнохарактерные рогообразные и железистые органы, которые являются не че¥ иным, как производными эпидермиса.

Являясь по строению формой плоского многослойного эпителия, эпи­дермис приспособлен к выполнению защитной роли, во-первых, массивно­стью своего развития, а во-вторых, благодаря выработке особого рогового вещества—кератина> которым обогащаются самые наружные ряды клеток. От этого поверхностный слой эпидерашса становится роговым. Таким оро­говевшим слоем организм в первую очередь ж отгораживается от внешнего

мира и защищается от его воздействий.

а

Ороговение поверхностного слоя, связан­ное с омертвением заложенных здесь.клеток, сопровождается периодической сменой этого слоя. Последний отпадает и заменяется но­вым роговым слоем, поднимающимся из глу­боких слоев. Процесс отделения слоя имеет, понятно> огромное значение, так как очи­щает кожный покров от загрязнения, от вне­дряющихся паразитов и т. п.

е

*S*g£/«£5

Рис, 224. Полусхема разреза без­волосой кожи.

а—эпидермис; Ъ—основа кожи; с—под­кожный слой; d, e—сетчатый слой ос­новы кожи; /—сосочек; й—жировые клетки; д—клубок потовых желез; к—выводной проток потовых желез.

Отделение эпидермиса может быть или сплошным (всего рогового слоя эпидермиса), или же, как это имеет место у волосатых жи­вотных, частичным, в виде маленьких сухих чешуек — шелушения. Чешуйки (шелуха) обычно спадают с покрова. У одомашненных животных, когда они содержатся небрежно, в загрязнённых помещениях, чешуйки могут склеиваться, застревать между волосами и образовывать более крупные корочки. По­следние задерживаются на коже продолжи­тельное время, мешают правильному функци­онированию эпителия, кожных желез и легко вызывают местные кожные заболевания.

2) Второй пласт кожного покрова, назы­ваемый основой кожи, или собственно ко­жей—corium s. derma (рис. 224—6),— пред­ставляет один из видов опорной соедини­тельной ткани. Крепкие пучки коллагенных волокон тянутся, изви­ваясь и перекрещиваясь, один за другим в различных направлениях и создают прочный, густой переплёт, особенно при наличии анастомозов между волокнами. Здесь же имеется значительное количество эласти­ческих волокон (о клетках см. гистологию). Таким взаиморасполо­жением и сочетанием составных частей достигается высокая степень проч­ности по всем направлениям, достаточная эластичность и плотность основы кожи. Отсюда понятна и её главная механическая роль—служить прочным плоскостным остовом, на котором располагается и развёрты­вает свою функцию эпидермис.

Тонкое устройство самого поверхностного слоя основы кожи (см. ги­стологию) позволяет здесь развиваться обильному количеству сосудов и сетям нервных волокон. Всё это обеспечивает глубоким рядам клеток эпи­дермиса продуктивность в их работе и покойное ложе.

Упругость основы кожи легко проверить. Если на гладком теле собрать кожу пальцами в складку, оттянуть её и отпустить, то складка бы­стро сглаживается, прилегая вновь плотно к телу. Но эта упругость не оди-

РАЗВИТИЕ И СТРОЕНИЕ КОЖНОГО ПОКРОВА

355

накова в разных направлениях. Если инструментом, напоминающим про­бойник, вырезать несколько кружков кожи и измерить оставшееся отвер­стие и вырезанный кусок, то измерение покажет, что в одном месте тела отверстие равномерно расширяется, а кружок равномерно суживается, сле­довательно, эластичность кожи данного места одинакова по всем направле­ниям (рис. 225—а, б, в). В другом месте фигура отверстия, вырезанная тем же инструментом, окажется овальной, с длинной осью водном направлении, полученный же кружок превратится также в овал, но длинная ось его бу­дет перпендикулярна оси отверстия (рис. 225—д, е, и). Это показывает, что упругость в данном месте в разных направлениях не оди­накова.

Толщина основы кожи во многом зависит от рода животного. Среди сельскохозяйственных животных у крупного рогатого скота основа кожи самая толстая, у овец, наоборот, самая тонкая.

Рис. 225. Схема направления эла­стичности кожи* а—сечение лезвия инструмента; б—рав­номерное расширение вырезанного в коже окошка; в—равномер­ное сужение вырезан­ного кусочка кожи; д—сечение лезвия ин­струмента; е—двусто­роннее расширение вырезанного в коже окошка; и — двусто­роннее сужение вы­резанного кусочка кожи.

У одного и того же рода животных толщина её также не одинакова: у старых животных толще, чем у молодых, у самцов толще, чем у самок. Эта толщина зависит, таким образом, от возраста, пола и колеблется даже в разных областях тела: на спине она толще, чем на животе, на боковых поверхностях конечностей толще, чем на средин­ных. Особенно толста основа кожи хвоста лошади, вен­тральной поверхности шеи свиньи и т. д.

Основа кожи совместно с эпидермисом, как наиболее тесно связанные пласты кожного покрова, снятые с крупных животных, называются шкурами, ас мелких—шкурками.Иногда ихназывают просто к о ж е й в широком смысле слова.

3) Самый глубокий пласт кожного покрова под на­званием подкожного слоя—subcutis (рис. 224—с)—пред­ставляет типичный образец построения рыхлой соедини­тельной ткани со всеми её слагаемыми. Насколько основа кожи плотна и груба, настолько подкожный слой рыхл, мягок и легко подвижен. Он служит связью основы кожи с глубжележащей системой* органов произвольного дви­жения. От растяжимости (податливости) и массивности под­кожного слоя зависит то менее, то более лёгкая подвижность самой основы кожи, а следовательно, и возможность образовывать кожные складки, что требуется при движениях отдельных частей тела. Эту зависимость легко проследить на самом себе: на пятке трудно оттянуть складку кожи, а на шее очень легко, ибо подкожный слой, как связь с подлежащими частями, здесь податливее.

На участках общего покрова, одевающих резкие костные выступы, как, например, на локтевом бугре, в подкожном слое развиваются неболь­шие, с узкой щелью, полости. Они выстланы плоскими клетками, выде­ляющими в полость небольшое количество синовиальной жидкости,— подкожные бурзы—bursae synoviales. Они сообщают большую свободу движению кожного покрова в таких местах, т. е. облегчают трение (рис. 228).

У многих млекопитающих на подошве ног подкожный слой становится грубее и вместе с прокладками жира создаёт весьма совершенные пружинящие приспособления—м я к и ш и, служащие для опоры о почву. Таким обра­зом, податливость и упругость подкожного слоя на различных участках тела могут быть выражены неодинаково.

Среди клеточных элементов соединительной ткани (см. гистологию) необходимо особо выделить жировые клетки. Их обильное скопление

12*

356

СИСТЕМА ОРГАНОВ КОЖНОГО ПОКРОВА

у упитанных животных бросается в глаза благодаря округлённости их внеш­них форм по сравнению с исхудалыми. Огромное количество жировых кле­ток у упитанных животных придаёт их подкожному слою характер жиро­вой ткани—panniculus adiposus.

Эта склонность к накапливанию подкожного жира при обильном пи­тании имеет огромное значение для многих животных в разные сезоны года: откладывая жир за лето и осень, животные легко переносят зимние лишения в пище.

Самки млекопитающих как животных живородящих, видимо, более склонны к накапливанию и удержанию жира, чем самцы, так как они вы­нашивают потомство в своём теле и воспитывают детёнышей после появле­ния их на свет. Этот запас отражается даже на внешней форме женских особей многих видов.

Кроме того, подкожная жировая ткань в некоторых местах тела служит мягким упругим ложем для органов, как, например, для раковины наруж­ного уха.

Понятно, что подкожная жировая ткань как плохой проводник тепла выполняет роль лёгкой, но тёплой прокладки, благодаря которой живот­ные хорошо переносят стужу даже полярных стран. Многим водным мле­копитающим (киты, тюлени, моржи и пр.) обилие подкожного жира, в силу его сравнительно небольшого удельного веса, даёт возможность свободно держаться на поверхности воды.

У культурных пород свиней подкожный слой жира может быть получен в огромном объёме путём правильно организованного кормления и содер­жания.