Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Комментарий Маковского (полный).rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
6.77 Mб
Скачать

Е.А. Суханов поручение

(глава 49)

Договор поручения оформляет одну из основных разновидностей обязательств по оказанию юридических услуг. Его предметом является совершение определенных юридических действий - сделок, стороной которых становится представляемый, а не представитель, поскольку последний совершает эти сделки от имени представляемого, а не от своего собственного, заранее информируя об этом контрагентов (третьих лиц). Таким образом, смысл этой юридической услуги заключается в получении участником имущественного оборота возможности выступать в качестве стороны сделки через посредство лица специально уполномоченного по договору поручения. Именно поэтому договор поручения называют договором о представительстве, а правила о договоре поручения тесно связаны с правилами о представительстве и доверенности (гл. 10).

Нормы о договоре поручения, содержащиеся в новом ГК, в целом построены на основе традиционных, классических конструкций, закреплявшихся и ранее действовавшим законодательством (гл. 16 Основ гражданского законодательства 1991 г., гл. 35 ГК РСФСР 1964 г.). Новый ГК, во-первых, в определенной мере расширил и уточнил ряд известных правил, касающихся рассматриваемого договора; во-вторых, ввел некоторые специальные предписания, учитывающие особенности коммерческого представительства (впервые предусмотренные ст. 184 ГК).

Прежде всего, закон теперь прямо устанавливает, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным (представителем), возникают непосредственно у доверителя (представляемого), минуя поверенного (п. 1 ст. 971). Иначе говоря, поверенный не становится участником сделки, совершенной (заключенной) им с третьим лицом от имени и в интересах своего доверителя. Таким образом, более четко показана особенность юридической природы этих отношений, не всегда удачно отражаемая в современном отечественном законодательстве. Так, в акционерном законодательстве и в законодательстве о ценных бумагах нередко указывается на представителя акционера или владельца ценной бумаги как на какую-то особую, самостоятельную фигуру <1>, без должного учета того обстоятельства, что юридически действия поверенного являются действиями самого доверителя (представляемого) и в лице поверенного контрагенты (третьи лица) имеют дело с его доверителем.

--------------------------------

<1> См., например, п. 1 ст. 57 Закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. - "Российская газета", 1995, 29 декабря, а также п. 1.2 Положения о реестре акционеров акционерного общества, утвержденного Госкомимуществом РФ 18 апреля 1994 г. и Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ 14 апреля 1994 г., - Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации / Сб. нормативных актов и разъяснений по их применению. В 2-х ч. Ч. 1, изд. 2-е, - М.: 1995, с. 448 - 449.

При этом пункт 2 статьи 971 допускает заключение договора поручения без указания срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя. Однако полномочия поверенного по общему правилу все равно должны закрепляться в выдаваемой ему доверенности (п. 1 ст. 975), срок действия которой ограничен законом (п. 1 ст. 186), если только речь не идет о нотариальной доверенности, предназначенной для совершения действий за границей. Из этого видна необходимость специального (письменного) оформления договора поручения, заключенного без указания срока либо на срок, превышающий срок действия выданной в его исполнение доверенности. Оно не требуется в случаях совпадения сроков действия самого договора и выданной на его основании доверенности, ибо эта последняя всегда является бесспорным доказательством наличия договора.

Предмет договора поручения может конкретизироваться указаниями доверителя, касающимися, например, способов или порядка совершения соответствующих юридических действий, определения круга возможных контрагентов по сделкам, заключаемым поверенным, и т.п. Закон теперь требует, чтобы такие указания были "правомерными, осуществимыми и конкретными" (п. 1 ст. 973), иначе они не будут связывать поверенного.

Поскольку доверитель лишен возможности постоянного контроля за действиями своего поверенного, но автоматически, в силу закона, становится стороной заключенных им сделок, необходима высокая степень доверия в их взаимоотношениях. Утрата доверия к своему партнеру любым из участников договора поручения должна влечь его прекращение. Иными словами, отношения сторон данного договора носят лично - доверительный характер, что наиболее ярко проявляется в возможности одностороннего отказа от его исполнения даже без указания соответствующих причин. Данное обстоятельство делает необходимым специальную регламентацию оснований прекращения этого договора.

Изложенное объясняет содержание правил статьи 977. В соответствии с ними и в изъятие из общих правил закона о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310) договор поручения может быть прекращен как отменой поручения доверителем, так и отказом поверенного, совершенными в любой момент, причем соглашения об отказе от этой возможности объявлены ничтожными. Более того, по общему правилу в случае отказа от этого договора одной стороны, другая не имеет возможности потребовать возмещения убытков (п. п. 2 и 3 ст. 978). Независимо от того, какая из сторон договора выступила инициатором его расторжения (и независимо от причины ее действий), доверитель должен возместить поверенному фактически понесенные в связи с исполнением поручения издержки и уплатить соответствующую часть вознаграждения за уже выполненную работу, если договор поручения носил возмездный характер. Эти правила, разумеется, не устраняют возможности применения общих положений об изменении и расторжении договора, предусмотренных в главе 29.

Лично - доверительный характер отношений, складывающихся между сторонами договора поручения, исключает и возможность правопреемства по их обязательствам, даже если наследник или опекун (попечитель) гражданина, являвшегося участником договора, либо правопреемник юридического лица - контрагента выразит желание на продолжение отношений поручения. В этом случае необходимо будет заключить между участниками новый договор.

Понятно поэтому значение обязанности поверенного лично исполнить данное ему поручение: ведь в результате его действий происходит возложение на представляемого прав и обязанностей по сделкам, которые непосредственно представляемый не заключал. При невозможности лично осуществлять такого рода действия поверенный может возложить исполнение поручения на другое лицо - своего заместителя - только в двух случаях: когда он прямо уполномочен на это самим доверителем либо вынужден к этому силою обстоятельств для неотложной охраны интересов своего доверителя (п. 1 ст. 187, п. 1 ст. 976). Однако и в этих случаях за доверителем сохраняется возможность отвести избранного поверенным заместителя. Кроме того, поверенный отвечает перед своим доверителем за выбор заместителя (включая, следовательно, возмещение возможных убытков, причиненных обнаружившейся неудачностью этого выбора), если только сам доверитель прямо не указал в договоре или в доверенности возможного заместителя и никакого выбора у поверенного не было.

По общему правилу договор поручения, как и ранее, не предполагается возмездным. Уплата поверенному вознаграждения за совершение в интересах доверителя соответствующих действий должна быть прямо предусмотрена законом, иными правовыми актами или договором. Если, однако, данный договор связан с осуществлением хотя бы одним из его участников предпринимательской деятельности (например, заключается коммерческой организацией для достижения целей ее деятельности), указанная презумпция меняется (п. 1 ст. 972). Здесь доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если только безвозмездный характер их отношений не установлен договором поручения. При этом не имеет значения даже отсутствие точных указаний на размер вознаграждения или порядок его уплаты - в силу пункта 3 статьи 424 оно должно быть выплачено в сумме, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Иначе говоря, в возмездном договоре поручения размер вознаграждения перестает быть существенным условием (ср. с абзацем 2 п. 1 ст. 432). Такой подход проводится новым ГК применительно ко многим возмездным договорам и является отражением требований развитого имущественного оборота.

На содержание правил о договоре поручения большое влияние оказал институт коммерческого представительства (ст. 184), впервые закрепленный новым гражданским законодательством. Его основными юридическими особенностями являются сфера действия (предпринимательский оборот), возмездный характер, возможность одновременного представления интересов двух разных лиц (что характерно, например, для брокеров или маклеров, совершающих биржевые сделки для своих клиентов), а также допустимость оформления представительских полномочий письменным договором, а не доверенностью. Все эти обстоятельства в полной мере учитываются правилами нового ГК.

Так, возмездный характер деятельности коммерческого представителя стал основой для признания за ним права на удержание за собой полученных для доверителя вещей в обеспечение своих требований по договору поручения - о возмещении понесенных издержек или обеспечении средствами, необходимыми для исполнения поручения, а также о выплате причитающегося вознаграждения (п. 3 ст. 972, ст. 359). С учетом быстро меняющейся конъюнктуры рынка коммерческого представителя нельзя во всех случаях ограничивать в возможности отступления от указаний доверителя, в отличие от ограничений, очевидно необходимых для обычных ситуаций представительства и традиционно изложенных в императивных предписаниях закона. Поэтому доверитель может теперь предоставить ему право отступать от своих указаний без предварительного запроса об этом и даже без последующего уведомления доверителя (п. 3 ст. 973).

С другой стороны, к коммерческому представителю как к профессиональному участнику оборота предъявляются повышенные требования. Так, в договорах поручения с участием коммерческого представителя односторонний (в том числе немотивированный) отказ от договора может последовать лишь после обязательного уведомления об этом другой стороны не менее чем за 30 дней, если более длительный срок не предусмотрен договором поручения (п. 3 ст. 977). С учетом этого обстоятельства теперь, в частности, следует применять нормы пункта 2.6 Инструкции Минфина РФ от 6 июля 1992 г. N 53 "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" <2>, касающиеся профессиональных участников фондового рынка и предусматривающие возможность одностороннего прекращения действия договора поручения на совершение сделок купли - продажи ценных бумаг. Лишь при реорганизации юридического лица - коммерческого представителя его доверитель по-прежнему вправе отменить свое поручение без предварительного уведомления, поскольку при реорганизации юридического лица гражданский закон охраняет интересы кредиторов (контрагентов) этой организации.

--------------------------------

<2> Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. В 2-х ч. Ч. 1, изд. 2-е - М.: 1995, с. 348.

Односторонний отказ коммерческого представителя от исполнения договора поручения хотя и является допустимым, но, в изъятие из общих правил закона о последствиях такого отказа, влечет для него обязанность возмещения доверителю всех причиненных этим убытков. Правда, и доверитель, односторонне отказывающийся от договора с коммерческим представителем, тоже обязан возместить ему причиненные этим убытки (ср. п. п. 2 и 3 ст. 978). Таким способом законодатель значительно смягчает тяжесть неблагоприятных последствий одностороннего отказа от исполнения договора поручения в предпринимательском обороте, где этот договор во многих случаях фактически не имеет традиционного для отношений поручения лично - доверительного характера.