Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023 / Должник исполнил обязательство, обеспеченное поручителством.-1.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
79.87 Кб
Скачать

В европейских правопорядках кредитор регулярно извещает поручителя об обстоятельствах, влекущих для него неблагоприятные последствия

В наиболее родственных для России положениях Германского гражданского уложения (далее — ГГУ) отсутствуют какие-либо правила информирования поручителя об обеспечиваемом обязательстве либо должника о предстоящем (или о состоявшемся) исполнении обязательства поручителем. Как отмечают иностранные специалисты, в немецком праве в отсутствие специальных условий в договоре поручительства эти отношения регулируются исходя из принципа доброй совести (bona fides) (§ 242 ГГУ)1.

Самый прогрессивный опыт, накопленный европейскими странами в этой области правоотношений, воплотился в ст. 2:112 Принципов европейского контрактного права (Principles of European Contract Law; далее — PECL). Данная норма также требует от поручителя предварительного извещения должника и истребования у него информации о размере обеспечиваемого обязательства, возражениях и встречных требованиях. Иначе поручитель несет ответственность перед должником за ущерб, причиненный ему в результате неисполнения данной обязанности.

Возвращаясь к проблеме исключения требования поручительства из реестра требований кредиторов, следует отметить, что вышеописанные и, казалось бы, признанные в европейских странах правила выглядят нелепо. Неужели конкурсный управляющий перед распределением конкурсной массы должен обращаться к должнику с целью выяснения объема его обязательства перед кредитором? Допустим. Но ведь важно не только то, что существует возможность незаслуженного удовлетворения кредитора из поручительства, но также и возможность его участия в собраниях кредиторов банкрота-поручителя. Однако необходимость перед каждым таким собранием согласовывать с должником размер существующего обеспечиваемого долга выглядит чересчур иррационально.

Вышеописанная модель извещения неэффективна. В чем же причины этого? Тут необходимо отметить следующее: применение механизма предварительного уведомления поручителем срабатывает лишь на стадии добровольного, а не принудительного исполнения требования кредитора. Например, в ходе исполнительного производства, возбужденного против поручителя, наличие информации о полном удовлетворении кредитора должником вряд ли можно будет противопоставить списанию денежных средств с банковского счета поручителя на основании исполнительного документа. Дело даже не столько в том, что такая информация в идеале не может (и не должна) преодолеть обязательную силу судебного акта. Просто поручитель может сразу даже не узнать о списании у него денежных средств по инициативе взыскателя. Как же быть в подобных случаях?

Обсуждая распределение бремени информирования между должником и поручителем, мы упускаем из виду третьего участника этих отношений — кредитора, который располагает наиболее полной и достоверной информацией. Если поручитель и должник опираются только на извещения, направляемые друг другу, то кредитор полностью посвящен во все нюансы исполнения, которое каждым из них представляется в отдельности. Почему же игнорируется этот источник достоверной информации?

Как отмечают европейские правоведы, одной из современных тенденций развития права личного обеспечения является возложение обязанности информирования на кредитора (ст. 2:107 PECL «Creditor’s Obligations of Notification»)2. В указанном положении говорится о том, что кредитор должен незамедлительно уведомлять обеспечителя в случае неисполнения должником обеспечиваемого обязательства или неплатежеспособности должника или пролонгации срока исполнения обеспечиваемого обязательства. Это извещение должно содержать информацию о размере обеспечиваемого обязательства, процентах и других сопутствующих обязательствах должника на дату извещения. Дополнительное извещение, касающееся нового факта неисполнения обеспечиваемого обязательства, не требуется до истечения 3 месяцев с момента предыдущего извещения. Не требуется извещать поручителя, если неисполнение обязательства связано только со вспомогательными обязательствами должника, но это до тех пор, пока совокупная сумма неисполненного обеспечиваемого обязательства не достигнет 5% от общей суммы обеспечиваемого обязательства. За неисполнение указанной обязанности кредитор отвечает перед обеспечителем за все убытки, причиненные в результате этого последнему.

Кредитор должен извещать поручителя о следующих обстоятельствах:

  1. неисполнении обеспечиваемого обязательства;

  2. неплатежеспособности должника;

  3. пролонгации срока исполнения обеспечиваемого обязательства.

Можно сделать вывод о том, что кредитор извещает поручителя об обстоятельствах, которые влекут для обеспечителя наступление неблагоприятных последствий.

Между тем ни слова не сказано о том, что кредитор должен сообщать о благоприятных для поручителя обстоятельствах (в частности, о снижении долгового бремени в результате исполнения основного обязательства должником). Это явное упущение, хотя, возможно, данное требование носит имплицитный характер. Информация должна обновляться кредитором каждые 3 месяца, а значит, должна раскрываться и информация о размере обеспечиваемого долга. Однако применительно к ситуации банкротства поручителя целесообразно установить специальную обязанность по раскрытию кредитором перед поручителем информации об исполнении обязательства должником (даже о частичном исполнении). Это крайне важно для интересов конкурсной массы поручителя.