Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая работа Поиски..docx
Скачиваний:
34
Добавлен:
17.12.2022
Размер:
138.52 Кб
Скачать

2.2. Магматизм Позднемеловые интрузии

Амутский комплекс андезитовый. Субвулканические, экструзивные и жерловые андезиты, диорит-порфириты, грубообломочные туфы андезитов (αK2am), дациандезиты, дациты (ζαK2am).

Пространственно и генетически связаны с андезитовым покровом амутской свиты в Курмиджинской палеокальдере, где образуют небольшие штокообразные тела и сопровождающие их дайки, фиксируя местоположение магмаподводящих каналов в различной степени эродированных палеовулканов Верхнекурмиджинского, Стремительного, Майского, Средне-курмиджинского и Хвойного; в масштабе карты не выражаются). Магмаподводящие системы большинства палеовулканов на современном срезе представляют собой сложную комбинацию даек и экструзивно-интрузивных тел.

Жерловая фация, выполняющая некки, представлена преимущественно андезитами, реже их туфами и дациандезитами. В ряде случаев наблюдается переход жерловых образований в покровные; нередко жерловины окружены грубыми пирокластическими образованиями фаций подножия вулканов.

К субвулканическим образованиям отнесены небольшие округлые в плане тела и дайки андезитов, дациандезитов, сменяющихся на глубине диорит-порфиритами. Они обычно тяготеют к указанным выше палеовулканам. Наиболее крупные 2 тела андезитов известны в юговосточной части Курмиджинской палеокальдеры, в верховьях руч. Сопредельной и Заячий. В плане они представляют собой овалы (0,2 х 0,7 и 0,5 х 0,8 км), вытянутые в северо-восточном направлении. Контакты их с конгломератами холдоминской свиты четкие и извилистые, местами осложненные дайкообразными апофизами, погружаются внутрь тел. Субвулканические андезиты обычно однородны по составу и структуре. Лишь местами к центральным частям тел степень раскристаллизации пород несколько увеличивается. Их выходы, по-видимому, фиксируют местоположение глубоко эродированных жерловин вулканов центрального типа.

Мяочанский комплекс диорит-гранодиорит-лейкогранитовый.

Выходы тел этого комплекса приурочены к крупнейшему Комсомольско-Анаджаканскому локальному минимуму Δg I порядка, который, образован двумя крупными плутонами гранитоидов, соединяющимися в верховьях р. Маглой небольшой апофизой мощностью около 2 км. Более крупный северный плутон, прослеживающийся на смежную с севера территорию, именуется Комсомольским, южный – Анаджаканским. Выступы кровли этих плутонов на дневную поверхность в пределах рассматриваемого района фиксируются двумя разобщенными в пространстве ареалами развития интрузивов мяо-чанского комплекса. Северный ареал объединяет выходы меловых вулканических образований в Курмиджинской палеокальдере, смыкаясь на территории листа M-53-XI с выходами крупных полихронных Силинского и Чалбинского массивов. Южный ареал сближенных интрузивов (~ 365 км2) совпадает со сводово-купольной структурой, расположенной в восточной части хребта Джаки-Унахта-Якбыяна.

Все плутонические образования района рассматриваются в составе мяо-чанского комплекса, в котором в гомодромной последовательности от габбро до лейкогранитов выделено 5 фаз внедрения, ранние из которых, являются производными андезитовой магмы.

Габбро, габбродиориты, диорит-порфириты (νK2m1) 1-й фазы имеют ограниченное распространение и детально изучены при крупномасштабных геологосъемочных работах в северной части Курмиджинской палеокальдеры. Они слагают южную часть небольшого (1х2 км) штокообразного интрузива в верховьях р. Силинка. Контуры тела извилистые, осложненные дайкообразными апофизами. Контакты с вулканогенно-осадочными образованиями холдоминской свиты крутопадающие до вертикальных. Интрузив сложен генетически единым рядом пород – от меланократовых габбро (глубокие горизонты) до диорит-порфиритов (прикровлевая часть), которые характеризуются постепенными взаимопереходами и содержат ксенолиты вмещающих пород (до 120 х 350 м). Приконтактовые изменения последних незначительны и практически не диагностируются. В прикровлевой части интрузива и особенно в широтной зоне трещиноватости вдоль долины р. Силинка широко развиты прожилки кварц-калишпатового состава мощностью не более 5 см. В кварц-полевошпатовой массе присутствуют сноповидные агрегаты и «солнца» голубого турмалина. Вдоль эндоконтактов прожилков и на участках их выклинивания наблюдается интенсивное развитие актинолита.

Диориты, кварцевые диориты, диорит-порфириты (δК2m2) 2-ой фазы слагают редкие мелкие штокообразные тела, сопровождающиеся многочисленными дайками диоритов, диорит-порфиритов (δπК2m2) и кварцевых диорит-порфиритов (qδπК2m2). Все они сконцентрированы преимущественно в Курмиджинской палеокальдере и вокруг неё и частично - в северной части Анаджаканского интрузивного ареала. На первом участке доминируют дайки, ориентировка которых определяется дизъюнктивами северо-западного простирания и зонами трещиноватости, приуроченными к отдельным вулканическим центрам. Фрагменты отдельных тел диоритов встречаются местами в качестве ксенолитов среди более поздних гранитоидов 3-й фазы. Изменение морфологии интрузивных тел, особенностей их состава и структуры в определенной мере связано с неодинаковым уровнем эрозии различных частей палеокальдеры. По мере приближения к поверхности штокообразные тела диоритов и кварцевых диоритов переходят в серию ветвящихся даек различной протяженности (до 1 км), сложенных уже диорит-порфиритами. Большинство из таких тел приурочено к корневым зонам вулканических построек. Контакты тел с вмещающими породами холдоминской и амутской свит извилистые и зубчатые, крутопадающие и пологие.

Наиболее крупный шток диорит-порфиритов (0,4 км2) в истоках р. Курмиджа прорывает западную часть центрального андезитового некка Верхне-Курмид-жинского палеовулкана. Он имеет сложное строение и на современном срезе состоит из серии близрасположенных ветвящихся дайкообразных тел с преобладающей субмеридиональной ориентировкой.

Гранодиориты (γδK2m3); гранодиорит- и плагиогранит-порфиры (γδπK2m3); граниты (γK2m3); гранит-порфиры (γπK2m3); кварцевые диориты (qδK2m3); кварцевые сиениты (qK2m); кварцевые диорит-порфириты (qδπK2m3); диорит-порфириты (δπK2m3) 3-й фазы пользуются в районе наибольшим распространением среди интрузивных пород мяо-чанского комплекса и образуют как достаточно крупные массивы, так и мелкие штокообразные тела и дайки, сконцентрированные в двух ареалах в северной и юго-западной частях территории.

Пространственно обособляясь в Курмиджинской палеокальдере и вокруг неё, они контролируются теми же структурными элементами, что и все интрузивные образования ранних фаз мяо-чанского и амутского комплексов, главная роль среди которых принадлежит системе основных близширотных и меридиональных разрывных нарушений и зон трещиноватости. Интрузии и дайки разного состава (от габбро до гранодиоритов), пространственно сопряжены и прорывают вулканические образования холдоминской и амут- ской свит, а за пределами кальдеры - осадочные отложения юры, оказывая на них заметное контактовое воздействие. Все они сопровождаются или секутся минерализованными брекчиями и зонами гидротермалитов, с которыми ассоциируют проявления или рудные тела олова, вольфрама, висмута, молибдена, меди, свинца и других элементов; иногда отмечаются повышенные содержания золота. Все это, а также приводимые ниже факты, свидетельствуют скорее о сближенном во времени их формировании, и только прямые наблюдения взаимоотношения тел указывают на внедрение их в гомодромной последовательности и на относительно более молодой возраст рассматриваемой группы пород.

Граниты биотитовые и роговообманково-биотитовые (γК2m4); лейкограниты (lγК2m4); жилы аплитов и пегматитов (αК2m4) 4-й фазы слагают южные фланги (~ 85 км2) крупнейшего в Комсомольском районе Чалбинского полихронного массива, северная часть которого обнажается на сопредельной территории (лист M-53-XI). Массив расположен в осевой части хр. Мяо-Чан, в верховьях рр. Чалба, Горикан, Южная и имеет форму лакколита, вытянутого в севе ро-восточном направлении вдоль зоны Мяо-Чанского глубинного разлома. Граниты прорывают терригенные отложения верхнего триаса и средней юры, вызывая в них интенсивное ороговикование в зоне шириной от 2 до 5 км, и перекрываются местами плиоцен- раннечетвертичными трахибазальтами. Западный контакт массива крутой и наклонен в сторону вмещающих пород, восточный – относительно пологий. На смежной к северу территории в контактовый ореол чалбинских гранитов попадают не только осадочные, но и интрузивные породы 3-х ранних фаз мяо-чанского комплекса, выделенных в Силинском массиве, подвергаясь биотитизации и другим изменениям. В массиве преобладают среднезернистые и неравномернозернистые мелано- и мезократовые роговообманково-биотитовые граниты, слагающие центральную и восточную его части. Более равномернозернистые разности обычно тяготеют к центру массива, порфировидные (до крупновкрапленниковых гранит-порфиров) – к восточным флангам. В краевых частях граниты содержат ксенолиты измененных вмещающих пород, а вкрапленники слабо ориентированы вдоль контакта. Вдоль западного контакта полосами шириной 1,5-2 км прослеживаются довольно однородные крупнозернистые биотитовые граниты и лейкограниты, практически лишенные приконтактовых порфировидных разностей.

Лейкограниты (lγK2m5), аплиты (aK2m5) 5-й фазы завершают формирование мяо-чанского комплекса. Пять близрасположенных штоков лейко- гранитов (0,26-1,1 км2) и многочисленные сопровождающие их дайки мощностью от десятков сантиметров до 5 м приурочены к юго-восточным флангам Чалбинского массива. Четыре мелких штока (до 0,3 км2) и «кусты» даек и жил лейкогранитов и аплитов мощностью от первых сантиметров до нескольких, редко до 100 метров сконцентрированы на юго-западе района в бассейнах рр. Анаджакан и Маглой, частично в верховьях р. Сюмнюр. Контакты интрузивных тел с вмещающими их телами гранитоидов 3-й и 4-й фаз и юрскими осадочными отложениями обычно крутопадающие, прямолинейные или неровные, участками со структурами замещения лейкогранитом составных частей гранитоидов. Лейкограниты в при- контактовых зонах становятся более тонкозернистыми и иногда содержат ксенолиты вмещающих пород. Дайки и жилы лейкогранитов и аплитов обычно непротяженные (0,2-1 км), с крутым (70-900) падением. Ориентировка их самая разнообразная, но с преобладанием северо- восточного и северо-западного простираний.

Все лейкограниты идентичны по внешнему облику и петрографическому составу: это светло-серые мелкозернистые породы. Аплиты отличаются более тонкозернистым сложением и почти лишены темноцветных минералов. Они имеют аплитовую и микропегматитовую структуры, а в кварц-полевошпатовом их составе наблюдаются примерно равные соотношения (по 40-45 %) калишпата и кварца. На долю плагиоклаза приходится не более 20 %, чешуйки хлоритизированного биотита единичны. Редко отмечаются кварц-турмалиновые гнезда.

Курунский комплекс малых интрузий. Дайки гранодиорит-порфиров (γδπК2к), диорит- порфиритов (δπК2к) не имеют широкого площадного распространения и сосредоточены главным образом в пределах крупных Маглойского и Анаджаканского массивов мяочанского комплекса, и только две из них попадают в поле развития осадочных отложений юры. Преобладают дайки гранодиорит-порфиров (10 из 18). В массивах дайки прорывают гранодиориты и кварцевые диориты, не оказывая на них заметных контактовых изменений. Их расположение и ориентировка контролируются зонами разрывных нарушений и трещиноватости северо- восточного и северо-западного направлений. Контакты прямолинейные с крутыми (600 и более) углами падения. Мощность даек обычно небольшая (первые метры) и редко достигает 30-50 м, протяженность не превышает 700-800 м.