Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / 1. Законы Хаммурапи.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
531 Кб
Скачать

Брачно-семейное право

порядок наследования детьми имущества родителей, бастарды

институт наследования по завещанию

наследование по закону (ст. 170-177) и своеобразная форма завещания - прижизненное дарение «записанного в документе» (ст. 171)

Нормы брачно-семейного права занимают в ЗХ довольно большую часть основного текста. Жизнь человека в Древней Месопотамии не считалась полной, если у него не было хорошей жены и нескольких детей. Месопотамский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или женихом и семьей невесты. Без договора брак считался недействительным (ст. 128). На содержание договора в Вавилоне могла оказать влияние и женщина. Она, например, могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать ее за долги (ст. 151).

Жених обычно давал будущему тестю нечто вроде выкупной платы за невесту (тархатум) и, кроме того, свадебный подарок семье невесты (библум). От своего отца невеста получала приданое (шерикту), которое передавалось жениху. Приданое обычно превышало своими размерами выкупную плату. Однако тархатум не был обязательным условием брачного договора (ст. 139). Брак возникал не в силу платежа выкупной платы, а в силу заключения договора.

В случае отказа жениха от заключения брака он терял выкупную плату и свадебный подарок в пользу отца невесты (ст. 159). Отец в случае его отказа выдать замуж свою дочь должен был вернуть все полученное им в двойном размере (ст. 160). Таким образом, выкупная плата являлась средством обеспечения данного сторонами обещания заключить брак.

Приданое (шерикту) дается девушке при ее выдаче замуж, а также при посвящении дочери в жрицы. Шерикту, полученное дочерью по случаю брака, становится ее собственностью, хотя переходит в пользование мужа. По смерти жены оно переходит к ее детям, а при отсутствии детей шерикту возвращается отцу умершей, но последний обязан вернуть мужу выкупную плату (ст. 162-164).

Приданое возвращается жене в случае смерти мужа (ст. 171-172), а также в случае развода по инициативе мужа при отсутствии поводов в поведении жены или при разводе по случаю бесплодия или болезни жены, а также при разводе по вине мужа (ст. 142). Приданое остается в пользу мужа, если развод явился следствием предосудительного поведения жены.

Подарки, сделанные мужем жене во время брака, назывались нудунну. Их значение - служить обеспечением жене в случае смерти мужа. Это видно из ст. 172, которая при отсутствии нудунну предоставляет жене право на получение наследственной доли наравне с сыновьями. В качестве такого дара жене фигурировали не только движимые вещи, но и недвижимость - поле, сад (ст. 150).

Брак в Вавилоне не носил ярко выраженного сословного характера, здесь допускались смешанные браки свободных и рабов (ст. 175). Дети от такого брака считались свободными. Равным образом допускался брак свободной женщины с рабом. Дети в этом случае также признавались свободными. Однако в этом случае по смерти мужа половину имущества, нажитого в браке, получал хозяин раба, а жена наследовала для своих детей лишь другую его половину (ст. 176).

Основная форма брака - моногамия, однако допускаются и отступления от этой основной формы. Муж может жениться вторично, а первую жену оставить в доме как свою рабыню, если жена «станет поступать безрассудно, разорять свой дом или пренебрегать своим мужем», в этом случае муж может также развестись со своей женой (ст. 141). Если жена бездетна, то муж может взять себе наложницу даже при отсутствии каких-либо недостатков в поведении жены, однако эта наложница не должна претендовать на равное положение с женой (ст. 145). Наконец, муж может взять себе вторую жену в том случае, если первую постигнет болезнь, но при этом он не должен отвергать больную жену (ст. 148). Если же она не пожелает остаться с мужем, он должен вернуть ей приданое, и она может возвратиться в дом своего отца (ст. 149).

Муж не вправе взять наложницу со стороны, если жена предоставила ему рабыню, которая родила ему детей. В этом случае жена уже не может продать эту рабыню: продажа возможна, лишь если рабыня остается бездетной (ст. 146, 147).

Вавилонскую женщину II тысячелетия до н.э. нельзя назвать полностью беззащитной с точки зрения права, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей. Жена занимает сравнительно высокое положение: она рассматривается как вполне правоспособная личность. Приданое остается ее собственностью, находясь лишь во временном пользовании и заведовании мужа. Жена может распоряжаться также тем имуществом, которое получит в подарок от мужа (нудунну); это имущество со смертью мужа остается собственностью жены, и она может завещать его тому из своих детей, кому пожелает (ст. 150).

Жена свободно заключает сделки, покупает и арендует имущество, занимается ремеслом, торговлей, ростовщичеством. Сам брачный договор заключается в форме договора, условия которого устанавливаются соглашением сторон.

Однако до равноправия полов еще далеко. Для мужа допустимо многожество, в то же время жене за супружескую неверность грозит смертная казнь - утопление в реке (ст. 129).

Брак в Месопотамии не считался «священным и нерасторжимым». Развод был упрощенным только для мужа. Развод возможен для мужчины в любое время. Жена вправе требовать развода лишь в исключительных случаях:

а) в случае неосновательного обвинения ее в прелюбодеянии (ст. 131);

б) в случае нарушения мужем верности и пренебрежения ею как женой (ст. 142);

в) в случае оставления мужем дома и местности (ст. 136);

г) в случае, если жена больна, и муж берет в дом наложницу (ст. 148-149);

Кроме того, муж над женой имеет значительную личную власть. Муж даже может отдать свою жену в кабалу в уплату своих личных долгов, возникших до брака, если только жена не оградила себя от этого условиями брачного договора (ст. 117, 151). За долги, возникшие во время брака, ответственны оба супруга, но опять-таки муж при отсутствии средств может отдать в кабалу как детей, так и жену (ст. 152).

Оправдывался уход женщины к другому мужчине «из-за пропитания» - в случае отсутствия мужа. Если муж попадет в плен, жена может вторично выйти замуж лишь в том случае, если у нее нет средств к существованию, причем если муж возвратился из плена, она обязана оставить второго мужа и вернуться к первому (ст. 135). Если же средства к существованию у нее есть, то жена не вправе выходить замуж в случае пленения мужа. Если женщина это сделает, ее предписывалось бросить в воду (ст. 133).

При разводе муж обязан вернуть жене полностью ее приданое (шерикту) и дать часть имущества для детей, а бездетной жене вернуть приданое и выкупную плату (ст. 138). Если же выкупной платы при заключении брака дано не было, он уплачивает ей как бы разводную плату в размере одной мины серебра. Для мушкенум эта плата понижается до 1/3 мины серебра (ст. 139, 140).

Вдова, имеющая малолетних детей, не имеет права вторично выйти замуж без разрешения суда. Судьи производят опить имущества, оставшегося от ее первого мужа, и назначают опекуна. Ни она, ни ее второй муж не вправе продавать ничего из этого имущества, предназначенного для ее детей (ст. 177).

Положение детей не самостоятельное, они составляют объект обширной власти отца, который вправе был отдать дочь в жрицы, продать своих детей в рабство, отдать детей в кабалу для отработки своего долга (ст. 117).

Одной из распространенных форм сделок по ЗХ было усыновление, которое осуществлялось в двух четко зафиксированных правом формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые цели усыновления. В первом случае - продолжение рода в бездетной семье, во втором - приобретение рабочих рук (весьма часто оно диктовалось желанием приобрести даровые рабочие руки для семьи; раб стоил не менее 10 сиклей, и их было далеко не так много в стране, как впоследствии в Греции и особенно в Риме).

ЗХ указывают условия, при которых усыновитель лишался права отречься от усыновленного. Усыновитель не мог отказаться от усыновленного:

а) если он, усыновив и вырастив младенца, дал ему свое имя или, имея детей, включил его в их число (ст. 185, 190);

б) если усыновитель - евнух или жрица, то есть люди, которые по своему положению или физическому состоянию не могут иметь собственных детей (ст. 187);

в) если усыновитель - ремесленник, воспитавший и обучивший усыновленного своему ремеслу (ст. 188);

С другой стороны, он указывает случаи, когда отказ от усыновленного признавался оправданным и правомерным. Усыновитель мог отказаться от усыновленного, если после усыновления у него родились собственные дети (ст. 191). Однако в этом случае он должен был дать ему 1/3 часть того, что составляет наследственную долю его сыновей в движимом имуществе. «Из поля, сада и дома он ему не обязан давать ничего».

Кодекс указывает те случаи, когда усыновленный мог покинуть своего усыновителя. Усыновленный мог вернуться к своим родителям, если усыновивший его ремесленник не обучил его своему ремеслу (ст. 189) или если усыновитель не включил усыновленного в число своих детей наравне с другими имеющимися у него детьми (ст. 190).

НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО (СТР. 78 ТОМСИНОВ)

Лишение сына наследства было чрезмерно затруднено в Вавилоне, отец не мог лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторная тяжкая обида со стороны сына давала ему это право (ст. 169). Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить в наследство после смерти отца наряду с сыновьями (ст. 189). Получала право наследования и пережившая мужа супруга, если он не подарил ей определенного имущества при жизни (ст. 172).

Вещное право. Виды договоров

Право собственности

Земля в Вавилоне, как правило, составляла собственность государства и общины. Однако довольно рано наряду с коллективной государственной и общинной собственностью появляется в Вавилоне и частная собственность на землю. Продажа полей известна задолго до Хаммурапи, она отражена в документах, относящихся еще к XXVI веку до н.э. От эпохи Хаммурапи до нас дошло множество документов, свидетельствующих о довольно широком развитии частной собственности в Вавилоне: акты продажи домов, полей, садов, рабов. Часть этих документов хранится в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Государственные земли рассматривали как царские земли, как земли, принадлежавшие дворцу. Часть этих земель царь передает мелким земледельцам за плату натурой, прикрепляя их к земле, в некоторых случаях предоставляя землепользователю не только участок земли, но и весь необходимый инвентарь. Другую часть царь предоставляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за их службу. Учитывая то обстоятельство, что воину не всегда возможно самому заняться обработкой земли, вместе с участком земли воину давали и рабочую силу из посаженных на землю земледельцев.

Участки, предоставленные чиновникам и воинам, остаются за ними все время, пока они выполняют службу, и переходят по наследству к их сыновьям, если на них будет возложена та же служба. Эти земли, а также дома и инвентарь, предоставленные чиновнику или воину, образуют особый разряд имуществ - так называемые имущества «илку». Илку - это имущества, предоставленные царем под условием несения службы, под условием выполнения особых повинностей в интересах государства.

Земли, дома и прочее имущество илку изъяты из оборота, их нельзя ни купить, ни продать, ни завещать жене или дочери, ни обратить на уплату своих долгов, ни употребить на выкуп воина из плена (ст. 38). Если кто-либо вздумает купить поле, сад и дом воина, то договор признается ничтожным (ст. 37).

ЗХ устанавливают лишь два исключения, когда продажа имущества илку признается допустимой: во-первых, его можно продать тамкарам, во-вторых, другим обладателям имущества илку с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов. Продавать, таким образом, разрешается лишь лицам, способным обеспечить поступление сборов, связанных с обладанием этим имуществом (ст. 40).

Обладатель имущества илку обязан лично выполнять военную службу в пользу государства. Если он наймет себе заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, он подлежит смертной казни и его дом передается тому, кого он нанял в качестве своего заместителя (ст. 26). Если воин попадет в плен, участок или сад илку передается его взрослому сыну под условием несения службы (ст. 28). Если сын его малолетен и не может принять на себя несение службы, его матери оставляется треть поля и сада, чтобы она могла воспитать сына (ст. 29). Воин обязан обрабатывать переданную ему землю илку (ст. 30, 31).

Общинная собственность долго сохраняется наряду с государственной. Ее длительному сохранению способствовала здесь необходимость совместного организованного пользования водой для орошения полей. Земля, составлявшая собственность общины, была распределена между селениями. Территория, на которой располагалась община, распадалась на более мелкие территориальные единицы. Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителями данной местности - «соседями». Распределение земель, по всей вероятности, происходило по жребию; земля давалась на время с периодическими переделами и с правом руководителей общины на ее отобрание. Для продажи земли требовалось, по-видимому, согласие соседей.

Переход общинной земли в частную собственность находил свое отражение в кудурру (документы-камни, которые ставились на границе участков и должны были служить подтверждением прав их владельцев). Кудурру отмечали, например, что царь дарит землю, принадлежавшую общине. Уступка общинной земли происходила как за вознаграждение, так и бесплатно. За землю иногда платили не деньгами, а продуктами и предметами: зерном, маслом, скотом, одеждой. Бесплатная передача земли происходила под предлогом, что общине предоставлены были какие-либо услуги.

Земля, передаваемая царем согласно кудурру, становилась частной наследственной собственностью. На собственника ложились, однако, некоторые повинности в пользу царя (повинности, связанные с поддержанием в порядке ирригационных сооружений, строительством дорог и мостов). Царские дарения земли иногда сопровождались актом, который устанавливал разного рода льготы: освобождение от забот о царских каналах, от работ по строительству новых ирригационных сооружений, сборов в пользу храмов и другие.

Частная собственность в Вавилоне охранялась самыми решительными мерами. Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом штрафы (ст. 8). Собственнику предоставлялась возможность истребовать свою вещь у любого лица, у которого она окажется (ст. 9).

Соседние файлы в папке ИГПЗС учебный год 2023