Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
m34701.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
908.29 Кб
Скачать

5. Эпизоотология

Риккетсиоз является природно-очаговым заболеванием. Поддержание возбудителя заболевания в очаге и циркуляция его в природе обеспечиваются за счет длительной сохраняемости риккетсий в организме членистоногих и восприимчивости к инфекции различных диких животных, в особенности грызунов и птиц. Известно не менее 96 видов диких млекопитающих и 60 видов птиц – возможных носителей возбудителя. Длительная сохраняемость его обеспечивается весьма высокой устойчивостью риккетсий к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Природные очаги риккетсиоза обнаружены во всех странах мира, где изучали эту инфекцию, при этом выявлена взаимосвязь между активностью природных очагов и пораженностью риккетсиозом животных.

В эпизоотологии риккетсиоза ведущую роль играют некоторые виды сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, овцы, козы). Наиболее чувствительны к возбудителю инфекции животные породы герефорд, шортгорн, голштины, джерси и помесные. Крупный рогатый скот породы джерсей болеет реже голштино-фризов, а менее всего восприимчив симментальский скот. В последние десятилетия значение домашних животных существенно возросло.

По данным В.А. Молоканова, С.М. Воробьёва (2001) телята герефордской породы, имеющие яроковыраженные пигментные пятна коричневого цвета вокруг глаз заболевают РКК гораздо реже. Таких животных в хозяйствах насчитывается до 10-15%.

В связи с интенсивным развитием животноводства и переходом его на промышленную основу крупный рогатый скот большую часть года находится в животноводческих помещениях и его перезаражение риккетсиозом происходит, главным образом, в стационарных условиях. При этом скорость развития энзоотии находится в прямой зависимости от плотности размещения скота.

При совместном содержании небольшого количества больных и здоровых животных в закрытых помещениях в течение полугода заражается до 50% стада.

Риккетсиоз представляет собой типичный природно-очаговый антропозооноз, характеризующийся полиморфной картиной с острым, подострым и хроническим течением, отличающийся природной очаговостью. В природе очаги риккетсиоза формируются дикими животными, птицами и паразитирующими на них клещами.

Многие исследователи считают, что основными резервуарами риккетсий являются дикие млекопитающие, такие как европейские суслики, серые крысы, домашние мыши и многие другие животные, обитающие в дикой природе.

Вместе с тем, есть сведения об интенсивности эпизоотического процесса в различных ландшафтно-географических зонах. В частности Т.В. Перадзе, Б.В. Вершинский, Г.П. Облапенко (1981) считают, что с переходом от пустынных к степным, лесостепным и лесным ландшафтам значение природных очагов риккетсиозов сокращается и основное значение все больше приобретают хозяйственные очаги.

В свою очередь, Л.П. Друганова (1985) регистрировала наибольшую интенсивность инфицирования на границе степной и лесостепной физико-географических зон, где особенности природных географических условий определенным образом складываются на содержании скота. Склоновый тип местности, малая распаханность территории и высокий удельный вес пастбищ способствуют интенсивному разведению скота с его выгульным содержанием. Одновременно автор указывает, что для стыков ландшафтных зон характерно обилие различных видов диких животных и птиц, клещей, двукрылых кровососущих. Указанные компоненты ландшафта предопределяют формирование новых и поддержание существующих очагов риккетсиозов.

Риккетсиоз в Воронежской области регистрируется в течение всего года, однако сезонность выражена достаточно четко (Л.П. Друганова, 1985). В частности, анализ заболеваемости за 30 лет свидетельствует о резком повышении индекса сезонности в феврале-марте ( с 0,8 до 2,6), с наибольшим подъемом в апреле (3), снижением в июне-июле ( с 2.2 до 0,6), при постоянно низком уровне в остальное время года (0,3-0,1). Одновременно автор соглашается с мнением большинства исследователей и связывает увеличение количества заболеваний в зимне-весенний период, в основном, с массовым окотом и отелом, способствующие активизации латентно протекающей инфекции у сельскохозяйственных животных, а также со стрижкой овец и переводом скота из зимних помещений на летние пастбища.

Вместе с тем, А.Б. Дайтер с соавт. (1989) в результате длительного наблюдения и учетом многолетней динамики, проведенных на материале ряда административных территорий убедительно указывают о наличии определенной сезонности: для Сибири, Центрально-Черноземной зоны - это февраль-май, на которые приходиться 70% всей заболеваемости, а для Астраханской области- апрель-июнь.

В свою очередь Э.Н. Шляхов, Б.Л. Черкасский (1980) сообщают, что в целом по Российской Федерации период сезонности риккетсиозов растянут до 7 месяцев.

Существенную роль в поддержании антропургического (вторичного) очага в неблагополучных по риккетсиозу хозяйствах играют серые крысы, а также бродячие и сторожевые собаки. В этом случае (Рис.1) формируется стойкий биоценоз: серые крысы  крупный рогатый скот  бродячие собаки  риккетсии  серые крысы.

Рис. 1. Схема биоценоза риккетсиоза у крупного рогатого скота

В зависимости от условий инфицирования (количество переносчиков инфекта, ареал восприимчивых животных, ввоз поголовья из благополучных хозяйств в очаг) заболевание может носить характер энзоотии.

Больные животные выделяют во внешнюю среду риккетсии с молоком на протяжении всего периода лактации, со слизью из носоглотки, мочой, испражнениями и особенно обильно с абортированными плодами, плацентой и околоплодными водами в период отела. Один грамм плаценты содержит 108, а иногда и 1010 инфицирующих доз для морской свинки. Большое содержание возбудителя связано со специфическим воспалением плаценты и родовых путей.

У 45 % коров в послеродовой период имеет место полное задержание последа на почве гнойно-некротического плацентита с последующим развитием тяжело и длительно протекающего гнойно-катарального эндометрита.

Ворота и пути передачи возбудителя инфекции. Риккетсии проникают в организм восприимчивых животных через слизистую оболочку конъюнктивы век и склеры, верхних дыхательных путей и пищеварительного тракта, а так же через кожу, особенно поврежденную.

Аспирационный путь. Воздушно-пылевой путь заражения является наиболее типичным и реализуется благодаря длительной (от нескольких недель до нескольких месяцев) выживаемости риккетсий в высохших испражнениях и моче больных животных.

Риккетсии вместе с пылью поднимаются в воздух и попадают в дыхательные пути животных.

Этот путь инфицирования превалирует в весенне-летний период года, особенно в жаркое время.

Воздушно-капельный путь заражения имеет место на молочно-товарных фермах, животноводческих комплексах при скученном содержании, в помещениях с повышенным содержанием аммиака, углекислого газа и сероводорода. Этот путь заражения сопровождается развитием ринитов, бронхитов, пневмоний. Больные животные кашляют, чихают, тем самым воздушная среда животноводческих помещений контаминируется риккетсиями. При отелах риккетсии с мельчайшими капельками крови, слизи, околоплодной жидкости попадают в воздух и аспирируются находящимися в помещениях животными.

Трансплацентарный путь передачи возбудителя приводит к абортам, мертворождаемости, артритам у новорожденных, высокой заболеваемости послеродовыми и бронхо-легочными болезнями, маститами, рождению слабого нежизнеспособного молодняка с выраженной картиной офтальмопатий вплоть до полной слепоты.

Алиментарный путь заражения возможен при использовании инфицированных кормов и воды. Этот путь заражения особенно актуален у телят в подсосный период при выпойке сырого молока, так как возбудитель сохраняет свою активность в желудочном соке более двух часов и устойчив к высоким температурам (пастеризация молока его не инактивирует).

Контактный путь заражения возможен при соприкосновении с инфицированным материалом. Учитывая способность риккетсий проникать через кожу (даже и не поврежденную), животные могут заражаться при трении друг о друга, при чесании о контаминированные риккетсиями стены, заборы, ограждения клеток и другие предметы. При использовании грязной спецодежды обслуживающий персонал и ветеринарные специалисты могут занести возбудитель на слизистую оболочку конъюнктивы глаза животных при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий в любое время года. Нельзя игнорировать роль мух (Musca autumnalis), являющихся в этом случае пассивным переносчиком риккетсий в период их активного лета (май - август).

Трансмиссивный путь заражения через укусы клещей встречается редко. Очевидно, он имеет право на существование в природных очагах, расположенных в лесной или лесо-степной зонах страны с жарким климатом. Передача возбудителя инфекции домашним животным происходит во время их пастьбы при укусе инфицированными клещами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]