Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Занятие 05 / Метод. разработка к занятию 05.docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
18.09.2022
Размер:
75.95 Кб
Скачать

Расстройства мышления (нарушения ассоциативного процесса)

Расстройства ассоциативного процесса по форме включают в себя нарушения по темпу (скорости), стройности (последовательности) и целенаправленности.

  • Расстройства ассоциативного процесса по темпу включают:

ускорение, замедление мышления, ментизм, скачка идей.

Ускорение мышления выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов (увеличении количества ассоциаций в единицу времени); мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень быструю ("пулеметную") речь, все-таки не успевают их высказывать. Такая ускоренная речь называется логореей.

Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень ускорения и отвлекаемости выражается в "скачке идей" (fuga idearum), когда мысли больных, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какой-нибудь общий смысл. Речь больных утрачивает свою грамматическую структуру и превращается в речевую бессвязность или «словесную окрошку».

Ускорение ассоциативного процесса – обязательная производная маниакального синдрома различной этиологии (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.).

Замедление мышления характеризуется бедностью ассоциаций (уменьшением количества ассоциаций в единицу времени), замедленным течением ассоциативного процесса, заторможенностью его. Больные с такими явлениями жалуются, что у них "часами не бывает в голове никаких мыслей", "ничего не приходит в голову". На вопросы они обычно отвечают очень лаконично, односложно, иногда только словами "да" или "нет", часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впечатление, что больной не расслышал или не понял вопроса (латентный период речевых реакций возрастает в 7-10 раз по сравнению с нормой). Сами больные в таком состоянии по собственной инициативе говорить не начинают. В речи замедление мышления проявляется брадифазией (замедлением речи) и олигофазией (обеднением речи). Крайняя степень замедления мышления характеризуется остановкой ассоциативного процесса, которая проявляется мутизмом (молчанием, отсутствием речи).

Указанное нарушение ассоциативного процесса обычно обнаруживают при депрессивном синдрома, апатических и астенических состояниях.

Ментизм – насильственное мышление, особая форма патология ассоциативного процесса, характеризующаяся тем, что в сознании больного, помимо его воли и желания, возникают случайные малозначимые мысли (их поток), от которых он не может избавиться.

  • Расстройства ассоциативного процесса по стройности включают в себя симптомы нарушений логической и грамматической структуры мышления: разорванность, бессвязность мышления, инкогеренция, вербигерация, паралогия, шперрунг, парагномен.

Разорванность мышления выражается в отсутствии логической связи между отдельными представлениями, понятиями и идеями, хотя мысль при этом больные иногда облекают в правильную грамматическую форму. Речь такого больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла: «богемность космической фантасмагории мешает замедлению учения Мичурина».

Инкогеренция (шизофазия, словесная окрошка) – крайняя степень проявления разорванности (лат. in - частица отрицания + coheerentia - сцепление, связь), при которой речевая продукция представлена не связанными между собой отдельными словами или простыми предложенями с обилием неологизмов (новые слова, составленные из приставки одного и корня, суффикса или окончания другого слова). Разорванность и инкогеренция весьма типичны для шизофрении.

Бессвязность мышления - утрата как логической, так и грамматической структуры ассоциативного процесса. Речь больного характеризуется полной хаотичностью и бессмысленностью ассоциативного процесса, состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных. Несколько напоминая шизофазию, бессвязность отличается от последней тем, что всегда возникает на фоне нарушенного сознания (например, при аменции любой этиологии).

Вербигерация (от лат. verbum - слово + gero - веду, совершаю) - речевая стереотипия – спонтанное, бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних и тех же слов, реже - фраз или их обрывков. «Сыр, сыр, сыр – мыр…печь, течь, сечь, лечь, меч…». Возникает непроизвольно, чаще обнаруживают при шизофрении.

Паралогичное мышление (паралогия) характеризуется отсутствием в мышлении логической связи, развивается по законам кривой логики. Выводы, которые делает больной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно неадекватны, нелепы для окружающих, но зато понятны и логичны для самого больного. «Я плохо вижу, зрение снизилось, потому что за окном глубокая осень», «Я хочу спать, а потому надо научить меня, пожалуйста, музыке». Паралогическое мышление чаще всего обнаруживается при шизофрении.

Шперрунг (нем. sperrung – закупорка, загораживание), «блокировка», обрыв, спонтанное прерывание последовательности ассоциативного процесса. Характеризуется тем, что на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций больной на короткое время теряет нить беседы, перестает говорить, неспособен продолжить и завершить мысль, переживает «пустоту в голове». Возвращается самостоятельно к исходному состоянию лишь через какое-то время. Это расстройство характерно для шизофрении.

Парагноменэто странное, нелепое действие, возникающее под воздействием внезапного, нелепого умозаключения. Является следствием возникновения непоследовательных, алогичных ассоциаций. Больной, стоя на балконе 6 этажа, увидел во дворе своего знакомого и, чтобы привлечь его внимание, сбросил вниз своего маленького ребенка.

  • Расстройства ассоциативного процесса по целенаправленности

В данную группу входит обстоятельность, персеверация, резонерство, символизм и аутистическое мышление.

Патологическая обстоятельность (вязкость, ригидность) мышления заключается в чрезмерной вязкости, тугоподвижности мыслительных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незначительных деталях, на несущественных признаках. Им все кажется важным, нужным - каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, не могут отличить второстепенное. Патологическая обстоятельность мышления, кроме того, характеризуется особыми интонациями, растягиванием слов, использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Патологическая обстоятельность особенно характерна для эпилепсии (длинная витиеватая речь - лабиринтное мышление), но может возникать при травмах головного мозга, сосудистых психозах и других видах психической патологии.

Персеверация мышления (лат. perseveratio - настойчивость, упорство) - патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в постоянном повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его. Больного спрашивают, где он лечится. Он отвечает: "В больнице имени Соловьева". - "Сколько времени вы здесь?" - "Больница Соловьева". - "Ваша специальность до болезни?" - "Больница Соловьева". Это состояние характерно для атрофических процессов головного мозга, но может возникать при травматических и сосудистых психозах.

Резонерство - склонность к пустым рассуждениям, "очень много слов и мало мыслей". Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: "Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно". При этом больной крайнюю бессодержательность и бедность суждений облекает в грамматически правильную, но пространную, порой витиеватую словесную форму с использованием высокопарных выражений и обилием в высказываниях научных и философских терминов. В англоговорящих психиатрических школах используют вместо термина «резонерство» термин «интеллектуализация мышления» или «тангенциальное мышление». Присутствие резонерства в мышлении обычно свидетельствует о длительно протекающем шизофреническом процессе.

Но! Не путать с формально напоминающей резонерство демагогией и со «студенческим, экзаменационным резонерством».

Символическое мышление. Символика свойственна и нормальному мышлению - она отражает общепринятые идеи, взгляды, связана с той или иной реальностью и общепонятна (например, символика гербов, знамен, дорожных знаков, математических знаков, наконец, рисунков в виде сердца, пронзенного стрелой). При патологическом символизме эта символика мышления субъективна, индивидуальна и непонятна не только для здоровых, но и для других больных с этим же расстройством. Нет двух больных с одинаковой символикой. Она может касаться как отдельных слов, понятий, так и всего строя мышления в целом. Источником символического мышления могут быть любые предметы, сказанная кем-то нейтральная фраза, цвет одежды, явления природы. Больные с символическим мышлением могут придавать особый смысл самым обыденным вещам ("желтый цвет обоев - значит, здесь живут ненадежные, склонные к изменам люди"; красный цвет галстука – намек на то, что больной скоро будет гореть в «геенне огненной»; слова "хороший аппетит" говорят о том, что этот человек "сживет со света всех ему неугодных"). При символическом мышлении в речи больных появляются неологизмы (употребление новых, ни на что не похожих словообразований; например, больной при выражении удовольствия говорит "блюм-блям", а при недовольстве чем-то - "пури-прури"). При выраженных изменениях мышления устная и письменная речь больных может состоять из одних им понятных слов (криптолалия, криптография). Символическое мышление свидетельствует о длительно протекающем шизофреническом процессе.

Аутизм (аутистическое, дереалистическое мышление) – отрыв мышления от реальности, погружение в мир внутренних переживаний. При данной форме патологии мышление утрачивает свою основную функцию – объективное отражение реальности, фактов действительности. Больные перестают интересоваться внешними событиями, их поведению становится свойственна отстраненность, безразличие к происходящим событиям в окружающем мире.

Атаксия мышления – это термин, объединяющий в себе различные по этиологии нарушения мышления по стройности и целенаправленности. Выделяют три вида атаксии мышления: апрозексическую, астеническую и эндогенную (шизофреническую) атаксию.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия: в 2-х т. – М., 1994. – 1192 с.

  2. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов /Н.Д.Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф.Панкова. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 416 с.

  3. Марилов В.В. Общая психопатология. – М.: Академия, 2002. – 220 с.

  4. Марилов В.В., Марилова Т.Ю. Клиническая психопатология: руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 608 с.

  5. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

  6. Психиатрия: национальное руководство /под ред. Т.Б.Дмитриевой, В.Н.Краснова, Н.Г.Незнамова, В.Я.Семке, А.С.Тиганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2009. – 1000 с.

  7. Снежневский А.В. Руководство по психиатрии: в 2-х т. – М.: Медицина, 1983. – 481 с.

  8. Тиганов А.С. Руководство по психиатрии: в 2-х т. – М.: Медицина, 1999. – 712 с.

  9. Ясперс К. Общая психопатология. – М., 1997. – 1053 с.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМ. АКАД. Е.А.ВАГНЕРА РОСЗДРАВА»

Соседние файлы в папке Занятие 05