Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pavlova_O_Chechenskiy_etnos_segodnya

.pdf
Скачиваний:
33
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
28.68 Mб
Скачать

280

Чеченский этнос сегодня

чеченцы вернулись к язычеству. Дальнейшие попытки христианизации связаны с деятельностью России, которые окончательно прекратились, по мнению Б.К. Далгата, в XVII в.1. Он же не исключает и влияния Византии вплоть до XV в. в плане распространения христианства.

А.П. Берже2, А.П. Ипполитов3, У. Лаудаев4 отмечают, что на территории Чечни встречаются развалины христианских храмов, следы христианской обрядности, а в чеченском языке сохраняются следы христианской лексики. О влиянии христианства, пришедшего из Грузии, говорят дошедшие до наших дней слова чеченского языка: крест по-чеченски жаIар (от грузинского слова джвари), марха – пост (от груз. – мархва), мозгIар – священник, горгали – церковный колокол; звонок, колокольчик (от имени святого Георгия), ад – «жоьжахати», рай – «ялсамани», кIира – неделя. Имеют происхождение из грузинского христианского календаря некоторые дни недели: оршот – понедельник, пIераска – пятница, день святой Прасковьи, шот – суббота, кIиранде – воскресенье5. В лексику чеченцев вошли такие имена как Хава (Ева), Харон (Адам), Нохья (Ной) и др.

Топонимия Чечни содержит в себе указание на христианское происхождение многих чеченских названий. Так, «во всех топонимах с основой кхо, кхоъ, кхе (т.е. три) скрывается христианская Троица. А в местах, где зафиксированы основы этих слов, в далеком прошлом находились церкви, храмы, воздвигнутые в честь Троицы, т.е. Кхоьне. До наших дней в лексике выходцев из общества Хилдехьа устойчиво держится выражение: "Ас Кхоьлге вохойтург ву хьо!" т.е. "Я отправлю тебя в Троицу" (букв.: в цер-

1Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004. С. 45.

2Берже А.П. Чечня и чеченцы. Грозный, 2008. С. 20, 33.

3Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа // ССКГ. 1868.

Вып. I. С. 4.

4Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. 1872. Вып. 4. С. 57–58.

5Мужухоев М.Б. Проникновение христианства к вайнахам // [Электронный ре-

сурс] URL: http:// www.chechen.org/121-proniknovenjai-khristianstva-k-vajjnakham.- m.b..html

Религия в жизни чеченского общества

281

 

 

ковь). Оказывается, под Кхоьлге подразумевается Троица. Такое название носит и живописная возвышенность недалеко от развалин аула Пожа-Пхьа в обществе Хилдехьа. Сохранившееся до наших дней выражение "Делан цIе кхоъ ю" (Бог в трех лицах) является отражением понятия "Бог в трех ипостасях"»1.

На территории современной Чечни сохранились каменные кресты. Один из самых известных из них – крест у с. Нихалой Шатойского района. О появлении этого креста существуют различные легенды и предания.

«Если идти из Нихалоя (Нижала) в Итум-Кале, справа от дороги стоит каменный крест2.

Появился он, говорят, давно. Некая девушка каждый вечер стирала у реки шерсть. Она любила одного молодого человека, который ухаживал и любезничал с нею, когда она стирала шерсть. Случались сильные дожди, и тогда Аргун очень вздувался. Именно в такое время юноша стал перебираться через реку, вдруг он сорвался, и поток понес его. Девушка, возившаяся с шерстью, услыхала крик любимого, взывавшего о помощи. Она не могла ему ничем помочь, и в ужасе крикнула: «Да превращусь я в холодный камень!» Тут же девушка превратилась в камень. Так она и стоит, окаменев, с простертыми руками, и камень этот очень похож на крест.

Про этот же камень-крест рассказывают и другое. Мать дала дочери веник и шерсть, наказав идти к реке и быстро выстирать шерсть. Там же собрались девушки, юноши; были шутки, смех. Дочь настолько увлеклась весельем, что совсем забыла про сказанное матерью. Мать же, не дождавшись дочери, пошла к реке и увидела, что ее дочь беззаботно веселится, забыв обо всем. В сердцах мать произнесла проклятие: «Чтоб тебе стоять камнем, что холоднее льда!» Только она произнесла эти слова, как про-

1Сулейманов А. Топонимия Чечни. С. 7.

2Всего в окрестностях Нихалоя зафиксировано около 20 каменных крестов. В топонимике названий встречаются, например, Олгуз-дукъ – храмов хребет или Оьлгуз-кхаш – храмовые пашни. По Сулейманову А. Указ. соч. С. 202.

282 Чеченский этнос сегодня

клятие тут же сбылось, и девушка превратилась в камень»1. Этот вариант легенды был записан со слов Б.Н. Баташова из селения Курчалой в 1975 г. Несколько иной вариант, имеющий уже мусульманскую окраску, отображает в своем романе «Я выбираю горы» чеченская писательница, журналист, этнограф З.Х.-А. Берсанова: «"Когда-то давным-давно злая мачеха глубокой ночью послала свою падчерицу за водой. Это была особенная ночь. Говорят, в месяц рамазан приходит день, когда высыхают все родники, но зато исполняются загаданные желания. Девушка не знала, что сегодня именно такая ночь. Не найдя воду, она вернулась домой. Мачеха отправила ее обратно, приказав без воды не возвращаться. Снова не найдя родник, падчерица громко заплакала: "Почему я не превратилась в камень в тот день, когда родилась?"

 

тут из-под земли, куда упали

 

слезы девушки, забил род-

 

ник, а сама она превратилась

 

в этот камень…"

 

– Видишь, краешек от-

 

колот? – показал Имран на

 

"плечо" девушки. – Говорят,

 

когда камень здесь треснул,

 

оттуда сочилась кровь…»2.

 

Крест этот впервые был

 

описан знаменитым русским

 

ученым-этнографом акаде-

 

миком В.Ф. Миллером. Од-

 

нако В.А. Кузнецов выражает

 

сомнения по поводу христи-

 

анского происхождения дан-

Нихалойский крест.

ныхкрестов,считая,чточасть

Фотография автора

действительно принадлежит

1Мифы и предания чеченского народа / Сост. А.Д. Яндаров, Г.В. Заурбекова, И.В. Бы-

зов (Мутушев). М., 2010. С. 71–72.

2Берсанова З. Я выбираю горы. М., 1997. С. 65.

Религия в жизни чеченского общества

283

 

 

к числу христианских; другие же «таковыми не являются»1. По его мнению, Чечня не подвергалась такому сильному влиянию грузинского христианства, как Ингушетия, что «обеспечило относительно легкую победу мусульманства в Чечне»2. Эту версию автор выдвигает со ссылкой на работу М.Б. Мужухоева «Проникновение христианства к вайнахам: «позднесредневековые крестообразные надгробия не являются, по нашему убеждению, христианскими памятниками. Они устойчиво воспринимались своими создателями как антропоморфные и, таким образом, отражали традицию, связанную с языческим мировоззрением»3.

Таким образом, христианство не оказало сильного влияния на чеченцев. Устойчивость языческих верований и постепенное распространение ислама свели на «нет» попытки христианизировать чеченцев.

Ислам в Чечне

Идеология ислама оказала огромное влияние на становление и развитие чеченского этноса с периода средневековья и по сегодняшний день. Наиболее обстоятельно и последовательно изложена история и современная специфика ислама в Чечне в работах В.Х. Акаева. Автор выделяет в истории появления и распространения ислама в Чечне семь важных этапов:

Первый: VIII–X вв. – арабские завоевательные походы и ара- бо-хазарские войны;

Второй: XI–XII вв. – исламизация верхушки половцев, под влиянием которой находились нахи;

Третий: XIII–XIV вв. – влияние Золотой Орды, власть которой распространилась на народы Северного Кавказа, в частности и на чеченцев;

1Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе // [Электронный ресурс] URL: http:// kmvline.ru/lib/xrist/17.php

2Там же.

3Мужухоев М. Б. Указ. соч. // [Электронный ресурс] URL: http:// www.chechen.org/ 121-proniknovenjai-khristianstva-k-vajjnakham.-m.b..html

284

Чеченский этнос сегодня

Четвертый: конец XIV в. – нашествие Тамерлана и насильственная исламизация;

Пятый: XV–XVI вв. – влияние на чеченцев Дагестана, Кумыкии, Кабарды, Крымского ханства, Турции;

Шестой: конец XVIII в. – деятельность шейха Мансура, направленная на принятие чеченцами шариата;

Седьмой: первая половина – середина XIX в. – деятельность Гази-Мухаммада и Шамиля, стремившихся вместо адатов утвердить шариат1.

Итак, первичное проникновение ислама на территорию современной Чечни датируется VIII–IX вв. Однако этот факт недостаточно изучен. В.Х. Акаев полагает, что в конце XIV в. в Чечне уже были мусульманские общины. Известны документы, в которых отмечается, что первыми из вайнахов, присягнувших российскому царю в 1588 г. и давших клятву на Коране, были Ших-Мурза – владетельный феодал Окоцкой земли в СевероВосточной Чечне, и Султан-Мурза – владетель селения Ларс в Дарьяльском ущелье2.

Дальнейшее распространение ислама связано с появлением на исторической арене ярких личностей. Первая из таких личностей, которую сохранила историческая память чеченцев – это Термаол. У. Лаудаев называет его первым проповедником ислама у чеченцев3. «Он был человек красноречивый и жестокий. Увлекаемые потоком его речей, чеченцы покорились ему. В собрании всего народа в торжественных словах описывал всемогущество Бога мусульман; в ярких красках изображал рай, уготованный правоверным. Окружив себя усерднейшими последователями, Термаол начал смелее производить обращение и убивал противящихся, называя их врагами божьими (дели-мастахой)»4.

1Акаев В.Х. Ислам в Чеченской Республике. М., 2008. С. 29.

2Керимов М.М. Ислам в контексте традиционной культуры чеченцев. Р.-н/Д., 2007.

С. 9.

3Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. 1872. Вып. 4. С. 54–55.

4Лаудаев У. Указ. соч. С. 55.

Религия в жизни чеченского общества

285

 

 

Термаолу удалось заставить чеченцев принять ислам, но его жестокость против неверующих вызвала у людей насмешки и унижение. Даже дети в своих играх изображали трупы. А не желавшие принять ислам вынуждены были уходить к русским. «Не будучи в состоянии перенести такого унижения, он вырыл себе могилу и живой погреб себя. Погребая себя, он сказал: "Прощайте, мусульмане, теперь я уже больше не нужен вам, но приду тогда, когда вы почувствуете во мне нужду". Некоторые фанатики и теперь ожидают его появления. Могила его находится в Ичкерии, на земле Энокалинской фамилии»1.

Также У. Лаудаев пишет, что чеченцы приняли ислам от их соседей-дагестанцев, уточняя, что это был ислам шафиитского мазхаба2. Дальнейшее распространение ислама связано с еще одной личностью – Берса-шейха, который начал свою деятельность после добровольного ухода из жизни Термаола. Берсак (Берсан), который стал главою чеченцев в XVIII столетии3, происходил из тайпа куьрчал, «имел влияние в народе, его называли имамом и шейхом (святым)»4. Арабскую грамоту он изучал в КазиКумухе5. В отличие от своего предшественника, Берса-шейх не был столь жестоким, методы его исламизации носили мирный, увещевательный характер. Его авторитет усиливало и то, что он обладал даром предвидения, умел творить чудеса. Первыми от Берса-шейха приняли ислам жители его родного аула Курчали, а потом и чеченцы, проживавшие на территории современного Ведено.

Имеются предположения о том, что уже в XVII в. исповедовавшие ислам чеченцы были последователями суфизма6. Но

1Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. 1872. Вып. 4. С. 55.

2Там же. С. 28.

3Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004. С. 47.

4Лудаев У. Указ. соч. С. 55.

5Мифы и предания чеченского народа. Сост. А.Д. Яндаров, Г.В. Заурбекова. М., 2010. С. 321.

6Керимов М.М. Указ. соч. С. 14.

286

Чеченский этнос сегодня

Эткалинская мечеть начала XIX в. в с. Тазбичи Итум-Калинского района.

Фотография автора

важнейшей фигурой, которая укрепила веру чеченцев, была личность знаменитого чеченского суфия шейха Мансура (примерно 1759/601 –17942). Ему принадлежит одна из главных ролей не только в исламизации чеченцев, но и в попытке на основе единой веры объединить разрозненные горские народы: чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев. По справедливому замечанию Я.З. Ахмадова, последняя треть XVIII в. – это время, когда «шел рост национального самосознания чеченского народа, утверждение исламской религиозной идеологии (со складыванием профессионального духовенства) и системное усиление колониальной

1Точная дата рождения шейха не известна. Дата 1759/60 г. указывается со слов потомка шейха Умархаджиева И.В. В литературе встречаются другие даты рождения: 1765 и даже 1732 гг.

2Кандур М. Мюридизм. История кавказских войн 1819–1859 гг. Нальчик, 1996.

С 51.

Религия в жизни чеченского общества

287

 

 

политики царизма в крае, приведшей русско-горские и русскочеченские отношения к не виданному ранее кризису»1.

Шейх Мансур – первый имам Чечни и всего Северного Кавказа, легендарная личность, вызывающая огромное число различных слухов и домыслов. «Его яркая биография не дает покоя многим исследователям, которые хотели бы в его лице видеть и итальянского авантюриста, и суфия из Бухары, и шейха из Уфы,

– география претендующих на то, чтобы считать его своим персонажем, велика. Но в Чечне прекрасно знают, откуда он и кто он, где родился, из какого тейпа, кто является его прямыми потомками и кто считается его ближайшим родственником»2. В одну из своих поездок в Чечню я получила этому подтверждение.

Во время посещения этнографического музея под открытым небом Донди-Юрт в Урус-Мартане, мне удалось принять участие в интересном мероприятии. В этот день потомок шейха Мансура Умархаджиев Ибрагим Вахаевич привез молодую вишню, выращенную во дворе дома, где когда-то жил сам шейх. И все, кто в тот момент был на экскурсии в Донди-Юрте (в том числе и я), приняли участие в посадке этой вишни. По тому, как происходило это мероприятие, могу сказать, что память шейха до сих пор окутана большим почтением. Принять участие в этом благом деле было для меня особой честью. А познакомиться с Ибрагимом Вахаевичем было большой удачей для меня как исследователя: потомок великого шейха поделился семейными преданиями и историческими фактами биографии одного из первых религиозных деятелей Чечни. Именно на воспоминаниях Ибрагима Вахаевича, а также на примерах из исторической литературы, построен мой рассказ о великом шейхе.

Шейх Мансур был уроженцем аула Алды и происходил из тайпа элистанжхой. Тайп элистанжхой – это один из коренных чеченских тайпов, входящих в состав тукхума Нохчмахкахой.

1Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чеч-

ни в XVI–XVIII веках. М., 2009. С. 247.

2Вачагаев М. Шейхи и зияраты Чечни. М., 2009. С. 244.

288

Чеченский этнос сегодня

Посадка вишни в Донди-Юрте.

И.В. Умархаджиев (слева) и А.С. Сатуев (справа)

Фотография автора

Историческим ареалом расселения тайпа элистанжхой являются территории на юге до земель общества Саьрбала на восток до реки Хул-Хулау, на западе до реки Басс (по левому берегу), на которых расположены селения Таузен (Тевзана), Элистанжи, Хаттуни, Агишты, Нижние Агишты и Шали (по левому берегу р. Басс) современных Веденского и Шалинского районов Чеченской Республики на севере до Сур-корта (современный Октябрьский район г. Грозного) и с. Алды (пос. Новые Алды и пос. Черноречье) современного Заводского района г. Грозного. Издавна представители тайпа элистанжхой расселялись на плодородных землях, пригодных для скотоводства, богатых лесными и водными ресурсами. Отца Ушурмы (таково настоящее имя шейха) звали Шаабаз. Дядя Ушурмы, Эламха, до 1783 г. был аталыком: он имел на воспитании мальчика из черкесской семьи. Мальчик был отдан родителям в то время, когда Ушурма уже начал свои проповеди.

Религия в жизни чеченского общества

289

 

 

Ушурма был третьим сыном Шаабаза. Его старших братьев звали Епал и Лама, а младшего брата – Гамбулат. Сыновья Эламхи, дяди Ушурмы, погибли в междоусобных стычках. До переселения в Алды предки Мансура проживали хутором на территории современного с. Хаттуни (образовано в XIX в. в период имамата Шамиля). Там семья Шаабаза, помимо большого количества крупнорогатого скота, овец и лошадей, имела долевое участие в гончарном производстве, основанном элистанжинцами, на котором работали выходцы из Кубачей и других регионов Дагестана (потомки этих гончаров живут в Веденском районе и поныне).

Примерно за 15–20 лет до рождения Ушурмы часть семей, в том числе и семья Шаабаза, переселилась на равнину, в Алды – одно из древнейших селений Чечни, основанное в 1558 г.1 возле реки Сунжа, на территории современного Грозного.

Ушурма рос замкнутым ребенком, любил уединение и часто шокировал старших не по возрасту взрослыми вопросами. К восьми годам на него обратил внимание сельский мулла дагестанского или татарского происхождения. Мальчика отдали на обучение в медресе при мечети. К 14–15 годам Ушурма попросился у родителей на учебу в Дербент. Родители отпустили его учиться. Спустя 2–3 года он прислал домой весточку о том, что едет продолжать учебу в Багдаде, после чего 3–4 года о нем ничего не было слышно.

Вернулся домой Ушурма приблизительно в конце 1782 или начале 1783 г. Своим внешним видом он произвел неизгладимое впечатление на родных и односельчан: его одеяние состояло из длинного халата, сшитого из разноцветных лоскутов ткани, в которых ходили дервиши, а лицо было скрыто накидкой. Подобный внешний вид свидетельствовал о том, что Ушурма за годы странствий и учебы постигал духовные практики суфизма. Об этом свидетельствуют и многие литературные источники: шейх

1 Кузаев М. История села Алды // [Электронный ресурс] URL: http:// pomnialdy.ru/ Aldi_new/Pages_html/Muzei/Muzei_Istoria.html.