Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник 341.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
1.46 Mб
Скачать
      1. Методы обнаружения вторжений

        1. Сигнатурный метод

Системы обнаружения злоупотреблений, по существу, определяют, что идет не так, как должно. Они содержат описания атак («сигнатуры») и ищут соответствие этим описаниям в проверяемом потоке данных, с целью обнаружить проявление известной атаки [5-7]. Одна из таких атак, к примеру, возникает, если кто-то создает символьную ссылку на файл паролей ОС Unix и выполняет привилегированное приложение, которое обращается по этой символьной ссылке. В данном примере атака основана на отсутствии проверки при доступе к файлу.

Основное преимущество систем обнаружения злоупотреблений состоит в том, что они сосредотачиваются на анализе проверяемых данных и обычно порождают очень мало ложных тревог.

Главный недостаток систем обнаружения злоупотреблений связан с тем, что они могут определять только известные атаки, для которых существуют определенная сигнатура. По мере обнаружения новых атак разработчики должны строить соответствующие им модели, добавляя их к базе сигнатур.

        1. Метод обнаружения аномалий

Обнаружение аномалий использует модели предполагаемого поведения пользователей и приложений, интерпретируя отклонение от «нормального» поведения как потенциальное нарушение защиты [2-4].

Основной постулат обнаружения аномалий состоит в том, что атаки отличаются от нормального поведения. Скажем, определенную повседневную активность пользователей (ее тип и объем) можно смоделировать достаточно точно. Допустим, конкретный пользователь обычно регистрируется в системе около десяти часов утра, читает электронную почту, выполняет транзакции баз данных, уходит на обед около часа дня, допускает незначительное количество ошибок при доступе к файлам и так далее. Если система отмечает, что тот же самый пользователь зарегистрировался в системе в три часа ночи, начал использовать средства компиляции и отладки и делает большое количество ошибок при доступе к файлам, она пометит эту деятельность как подозрительную.

Главное преимущество систем обнаружения аномалий заключается в том, что они могут выявлять ранее неизвестные атаки. Определив, что такое «нормальное» поведение, можно обнаружить любое нарушение, вне зависимости от того, предусмотрено оно моделью потенциальных угроз или нет. В реальных системах, однако преимущество обнаружения ранее неизвестных атак сводится на нет большим количеством ложных тревог. К тому же, системы обнаружения аномалий трудно настроить корректным образом, если им приходится работать в средах, для которых характерна значительная изменчивость[1].

      1. Реакция систем обнаружения вторжений на проявления атак исследуемых классов

Ответные действия системы обнаружения вторжений на выявленные нарушения могут осуществляться в разной форме. Самая распространенная среди них — генерация предупреждения, которая описывает обнаруженное вторжение. Существуют также более активные ответные действия, такие как отправка сообщения на пейджер системного администратора, включение сирены или даже организация контратаки.

Реакция может включать в себя изменение конфигурации маршрутизатора с тем, чтобы блокировать адрес атакующего или даже организовать ответное нападение на подозреваемого. Активные ответные действия — весьма рискованная мера, поскольку они могут обрушиться на совершенно неповинных людей. Скажем, хакер может атаковать сеть с помощью фальсифицированного трафика, как будто бы направляемого с определенного адреса, но на самом деле генерируемого в некотором другом месте. Если система обнаружения вторжений выявит атаку и изменит конфигурацию сетевых маршрутизаторов, для того чтобы блокировать трафик, получаемый с данного адреса, по существу, это будет означать организацию атаки типа «отказ в обслуживании» (DenialofService — DoS) против того сайта, за который выдает себя хакер.

В систему обнаружения атак могут быть интегрированы средства мониторинга ARP-активности. Цель их использования заключается в поддержании локальных ARP-таблиц на хостах в адекватном состоянии. В функции такого монитора может входить периодический опрос всех хостов на предмет принадлежащих им пар IP- и MAC-адресов, а также соответствующие проверки при появлении в сети ARP-ответов и широковещательных ARP-запросов.

При приеме ARP-ответа производится сравнение старого и нового MAC-адресов, и при обнаружении его изменения запускается процедура верификации. Посылается ARP-запрос, требующий всем хозяевам IP-адреса сообщить свои MAC-адреса. Если выполняется атака, настоящая система, имеющая этот IP-адрес, ответит на запрос, и, таким образом, атака будет распознана. Если же изменение MAC-адреса было связано не с атакой, а со стандартными ситуациями, ответа, содержащего старый MAC-адрес, не будет, и по прошествии определенного таймаута система обновит запись в КЭШе [32].

Применение такого монитора существенно осложняет реализацию атаки внедрения ложного объекта «ARP-спуфинг».

Злоумышленник, прослушивающий сеть, может быть обнаружен с помощью утилиты AntiSniff, которая выявляет в сети узлы, чьи интерфейсы переведены в режим прослушивания.

AntiSniff выполняет три вида тестов узлов сегмента Ethernet. Первый тест основан на особенностях обработки разными операционными системами кадров Ethernet, содержащих IP-датаграммы, направленные в адрес тестируемого узла. Например, некоторые ОС, находясь в режиме прослушивания, передают датаграмму уровню IP, независимо от адреса назначения кадра Ethernet (в то время как в обычном режиме кадры, не направленные на MAC-адрес узла, системой вообще не рассматриваются). Другие системы имеют особенность при обработке кадров с широковещательным адресом: в режиме прослушивания MAC-адрес ff:00:00:00:00:00 воспринимается драйвером интерфейса как широковещательный. Таким образом, послав сообщение ICMP Echo внутри «неверного» кадра, который при нормальных обстоятельствах должен быть проигнорирован, и получив на него ответ, AntiSniff заключает, что интерфейс тестируемого узла находится в режиме прослушивания.

Второй тест основан на предположении, что программа прослушивания на хосте злоумышленника выполняет обратные DNS-преобразования для IP-адресов подслушанных датаграмм (поскольку часто по доменному имени можно определить назначение и важность того или иного узла). AntiSniff фабрикует датаграммы с фиктивными IP-адресами (то есть не предназначенные ни одному из узлов тестируемой сети), после чего прослушивает сеть на предмет DNS-запросов о доменных именах для этих фиктивных адресов. Узлы, отправившие такие запросы, находятся в режиме прослушивания.

Тесты третьей группы, наиболее универсальные, с одной стороны, так как не зависят ни от типа операционной системы, ни от предполагаемого поведения прослушивающих программ. С другой стороны, эти тесты требуют определенного анализа от оператора, то есть — не выдают однозначный результат, как в двух предыдущих случаях кроме того, они сильно загружают сеть. Тесты основаны на том, что интерфейс, находящийся в обычном режиме, отфильтровывает кадры, направленные не на его адрес, с помощью программно-аппаратного обеспечения сетевой карты, и не задействует при этом ресурсы операционной системы. Однако в режиме прослушивания обработка всех кадров ложится на программное обеспечение злоумышленника, то есть, в конечном счете, на операционную систему. AntiSniff производит пробное тестирование узлов сети на предмет времени отклика на сообщения ICMP Echo, после чего порождает в сегменте шквал кадров, направленных на несуществующие MAC-адреса, при этом продолжая измерение времени отклика. У систем, находящихся в обычном режиме, это время растет, но незначительно, в то время как узлы, переведенные в режим прослушивания, демонстрируют многократный (до 4 раз) рост задержки отклика[1].

В связи с вышеизложенным отметим, что представление о прослушивании как о безопасной деятельности, которую нельзя обнаружить, не соответствует действительности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]