Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы ППО.docx
Скачиваний:
311
Добавлен:
08.11.2020
Размер:
4.79 Mб
Скачать
  1. Мотивационная теория поля

Еще одно направление в гештальтпсихологии связано с именем Курта Левина, который пытался применять идеи и принципы гештальтпсихологии, но уже в своей трактовке — к поведению личности в окружающем мире. Он рассматривал поведение человека как функцию от его личности как системы напряженных потребностей и структуры окружающей среды, для описания которой он опять же использовал понятие поля.

Поле – жизненное пространство чел-ка, представляющее собой множество взаимосвязанных фактов, кот. определяют поведение чела в конкретной ситуации в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкиваемых) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. Все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Личность – система многочисленных непересекающихся друг с другом областей.

Каждая область соответствует потребности или квазипотребности и обладает напряжением. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не достигается.

Окружение – это психологическое пространство, в котором находятся объекты, обладающие валентностью, т.е. способностью привлекать или отталкивать. Объекты, которые могут служить для разрядки, удовлетворяя потребности, приобретают побудительный характер (валентность), что выделяет их из окружения. Насубъекта воздействуют силы определенной величины и направления, исходящие от предметов, обладающих валентностью, которые, взаимодействуя, образуют силовое поле.

Идеи у него были следующие. Наша личность в любой момент времени — это меняющаяся, динамичная система временных потребностей. В один момент нам надо одно, в другой момент — другое… Левин называл их квазипотребностями, противопоставляя истинным, которые у нас есть всегда. Эти квазипотребности сополагаются объектам окружающего мира, которые имеют для нас ту или иную валентность: они либо притягивают нас, либо отталкивают. Легче всего ловить эти квазипотребности и валентности в ситуации, когда человек никому ничего не должен и ничего не хочет, например сидит в лаборатории и ждет начала эксперимента. Если вокруг него раскидать всякие предметы, скажем колокольчик, карандаш, еще что-нибудь, то можно из-за угла наблюдать, как он то в колокольчик позвонит, то карандаш в пальцах покрутит, то еще что-нибудь в руки возьмет. Или если мы едем в метро и видим, что перед нами стоит человек в черном пальто, за которое зацепилась белая нитка, ужасно трудно удержаться и не снять эту нитку.

Здесь Левин вводит противопоставление так называемого полевого поведения, которое управляется структурой среды, и волевого поведения, за которым стоит личность. Если человек может встать над полем, подняться над ним, то он сможет нитку не снять. Но важно, что в любом случае вся эта система, включающая в себя личность и среду, тоже стремится к равновесию — точно так же, как гештальт в восприятии, точно так же, как конфликтные, незавершенные ситуации в мышлении. И с этой точки зрения оказалось, что этот инструментарий очень удобен для анализа конфликтов как таковых, потому что конфликт — это наличие двух разнонаправленных тенденций в поведении.