Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая по ИГПР.Рязаева.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
58.61 Кб
Скачать

Образование

Главное направление преобразований в сфере высшего и среднего образования заключалось в том, чтобы сделать их менее доступными для «простонародья» и поставить под максимально жесткий контроль.

В духе этих идей министр просвещения И. Д. Делимов в 1887 г. издал циркуляр (распоряжение), получивший печальную известность как циркуляр «о кухаркиных детях». В соответствии с ним в гимназии запрещалось принимать «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». В самих гимназиях вводилась жесткая дисциплина, нарушение которой грозило исключением.

В 1884 г. был введен новый Университетский устав, текст которого подготовил Катков, Всем своим духом новый устав противостоял уставу 1863 г. Автономия университетов ликвидировалась практически полностью. Ректор, деканы, профессора, ранее выборные, снова, как и при Николае 1, стали назначаться. Устав был направлен и против попыток студентов заявить о себе как об определенной общности. Университетское начальство обязывалось беспощадно бороться со студенческими столовыми на артельных началах, кассами взаимопомощи, землячествами. Вновь вводилась студенческая форма, отмененная в 1863 г. (форма облегчала «надзор за студентами»). Наконец, повышалась плата за обучение в университете (с 10 до 50 рублей в год).

Стремясь создать противовес земским школам в области начального образования, правительство способствовало расширению сети церковно-приходских школ. Победоносцев распорядился открыть такие школы в каждом церковном приходе. Однако приходские священники — учителя этих школ в большинстве своем были плохо подготовлены для такой работы и не особенно стремились к пей в связи с загруженностью другой деятельностью и материальными трудностями. Тем не менее именно в церковно-приходских школах многие крестьянские дети получали свое начальное образование.

Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава – военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса.

Печать

Наибольшего успеха реакции удаётся достигнуть в области цензурной политики. Занявший в 1883 году пост начальника Главного управления по делам печати Феоктистов к 1886 году сумел решительно расправиться почти со всеми прогрессивными органами печати.

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

Принимались запретительные меры и по отношению к печати. В 1882 г. было образовано Совещание четырех министров, наделенное правом запрещать выход любого печатного органа. Только в 1883—1885 гг. по решению Совещания, где первую скрипку играл Победоносцев, было закрыто 9 изданий. Среди них оказались популярные журналы «Голос» А. А. Краевского и «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 год принес еще одну «новинку»: впервые в России была произведена «чистка» библиотек. 133 названия отдельных книг, собраний сочинений и журналов, ранее разрешенных цензурой, были сочтены «недопустимыми к обращению» в публичных библиотеках и общественных читальнях.

Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах: божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ; полная централизация власти; осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие условиям русской жизни; шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном для того времени понимании.