Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинарские занятия по дисциплине_Гендерная соц...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
777.22 Кб
Скачать

2. Темкина а.А. Гендерный порядок и сфера сексуальности

Гендерный порядок определяется здесь как статусный гражданский порядок, для которого характерно неравное распределение благ и престижа по признаку пола. Он закреплен в исторически заданных образцах властных отношений между мужчинами и женщинами и внутри групп, определенных по признаку пола.

В гендерном порядке в конкретных обществах может быть выделен доминирующий(е) контракт(ы). Концепт гендерного контракта используется нами для описания доминирующих предписаний людям и дифференциации деятельности по признаку пола и по поколениям, определяющих статус, права, обязанности и ответственность в сфере воспроизводства и производства.

Гендерный контракт включает институциональное обеспечение, практики и символические репрезентации гендерных отношений, ролей и идентичностей в конкретных культурно-исторических контекстах. В современном обществе гендерные контракты зависят от разделения труда в публичной и приватной сфере. В соответствии с

гендерным контрактом определяется, в частности, кто и за счет каких ресурсов осуществляет организацию домашнего хозяйства и уход за детьми в семье и за ее пределами: неработающая мать, поддерживаемая мужем или расширенной семьей; наемные работники, оплачиваемые из зарплаты обоих супругов; родственники; государство через систему бесплатных детских учреждений и пр.

Сексуальность рассматривается как компонент гендерного порядка, относительно самостоятельный, одновременно связанный с его другими составляющими. Р.Коннелл описывает сексуальность как одну из четырех структурных моделей гендерного порядка, к которым он относит:

- отношения власти;

- разделение труда по признаку пола;

- катексис (эмоциональная и сексуальная сфера);

- символические репрезентации.

По определению Рензетти и Куранд, сексуальность является одной из трех компонентов гендерной системы, которая включает:

-социальную конструкцию гендерных категорий на основе биологического пола;

- половое разделение труда, в соответствии с которым мужчинам и женщинам предписываются разные роли;

-социальную регуляцию сексуальности, позитивно оценивающую одни формы сексуального поведения и негативно – другие.

При рассмотрении гендерного порядка сфера сексуальных отношений может быть помыслена как своего рода «базис» по отношению к другим уровням - «надстройке» (гендерным ролям и гендерным конструкциям). В этой сфере создаются и воспроизводятся натурализованные гендерные различия (т.е. те различия, которые выглядят биологическими, природными, естественными). Такие различия поддерживаются публичными и приватными дискурсами, социальными институтами, сообществами, семьей, традицией. В обществах, переживших радикальные изменения, обозначаемые метафорой «сексуальная революция», сфера сексуальности стала относительно автономной областью удовольствия, рационального выбора, планирования репродуктивного поведения. По мнению И.Кона, «сексуальная революция» была, прежде всего, женской революцией, которой способствовали институциональные (развитие рынка контрацепции) и политические изменения (феминистское движение, легализация абортов и пр.). Такие изменения в западных обществах были вписаны в более широкий гендерный контекст перехода от патриархатного контракта нуклеарной семьи «жена–домохозяйка – муж-кормилец» – к эгалитарному контракту «гендерного равенства».

В России исследователи фиксируют существенные изменения сексуальных практик в 1970-е годы - «революцию в повседневности». В позднесоветский период относительная либерализация гендерного порядка, формирование неформальной публичной сферы, широкое распространение дискурсов о любви и дружбе способствовали либерализации сексуальных практик городского образованного населения.

Эти практики допускали добрачную и внебрачную сексуальность, в некоторых кругах даже промискуитет. На повседневном уровне происходило постепенное изменение норм женской сексуальности, теряющей пронатальный характер при сохранении «двойного гендерного стандарта».

Разрыв повседневности и идеологии приобретает системный и рутинный характер, что позволило исследователям назвать такую сексуальность «лицемерной».

Начиная с середины 1980-х годов, в России происходит «революция» на дискурсивном уровне – сексуальность озвучивается как сфера удовольствия и как сфера риска и социальных проблем. Сексуальность становится относительно автономной сферой жизни, при этом сохраняется двойной гендерный стандарт интерпретации мужской и женской сексуальности. Я предполагаю, что в условиях жесткой регуляции женской сексуальности правила организации сферы сексуальных отношений структурируют гендерный порядок в целом. Сексуальность женщины становится ее «судьбой», которая тождественна браку и подчинению мужу (и/или расширенной семье), правила строго контролируются, их невыполнение приводит к исключению и маргинализации.

Регуляция женской сексуальности составляет основу гендерного порядка. Именно такой порядок я называю традиционным. Разумеется, огромное количество компонентов традиционализма присутствует и в модернизированных гендерных порядках (в свою очередь варьирующих от патриархатных до эгалитарных). Однако в парадигматическом варианте традиционализм, с моей точки зрения, может быть помыслен как жесткий контроль старших поколений и мужчин над женской сексуальностью, а сексуальность - как «базовый» уровень этого контроля.

«Правильная» сексуальность нормализует женскую биографию, выступает ядром категории «женственность». В случае уменьшения степени контроля над женской сексуальностью, интимная сфера становится относительно самостоятельной в структуре гендерного порядка (по отношению к конструкции гендерных категорий и разделению ролей). Советская гендерная политика была направлена на эмансипацию женщины, вовлечение ее в общественное производство. Относительно женской сексуальности политика была противоречивой (сексуальное раскрепощение 1920-х годов, репрессивная политика запрета абортов 1930-50-х годов, лицемерное умолчание интимной сферы 1960-1980-х годов), она допускала как разрушение, так и сохранение жесткого контроля или его отдельных компонентов.

Источник: Гендер: традиции и современность. Сборник статей по гендерным исследованиям /Под редакцией С.Р. Касымовой. - Душанбе 2005.