Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2 курс / Нормальная физиология / ТКАНЕВАЯ ТЕРАПИЯ. ПЛАЦЕНТА

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.83 Mб
Скачать

И З И С Т О Р И И

Речь, читанная на годичном заседании Московского Терапевтического Общества в 1902 году

Э. ГОТЬЕ

приват-доцент Московского Университета

Рене Лаеннек

1781–1826

(Из истории медицины начала XIX века)

Москва 1903

41

https://t.me/medicina_free

Дозволено цензурой. Москва, 28 марта 1903 г.

42

https://t.me/medicina_free

Милостивые Государыни, Милостивые Государи!

Вновь мы собрались сегодня справлять годовщину деятельности Терапевтического Общества.

В настоящем заседании сводятся счеты годичной работы его. Мы только что прослушали отчет многоуважаемого секретаря и только что получили печатный сборник докладов, заслушанных в заседаниях Общества в минувшем году.

И то, и другое красноречиво свидетельствует, что научная жизнь Терапевтического Общества растет, крепнет и с каждым годом становится плодотворнее.

Естественно, что такой успех совместной работы должен вызывать чувства самой искренней радости.

Для нас, всех членов Общества, жизнь его полна глубокого значения не только научного, но и нравственного.

На том пути, по которому идем мы, все врачи, пути служения больному человечеству и научной мысли, светлые впечатления, отрадные чувства – не частые явления; это случайные гости, это редкие звезды, мелькающие по дороге тяжелого труда, суровой дисциплины ума и чувств.

На таком пути, более чем на каком либо ином, нужны душевная бодрость и нравственная сила. И вот одним из тех источников, где мы можем черпать живую воду, укрепляющую наши силы, несомненно, является то общение на почве не мелких эгоистических интересов, а научной работы, которое находим мы в собраниях Общества.

Понятно, что день, когда особенно ярко выступает свидетельство его жизненности, для всех нас – день истинно праздничный.

Некажетсяливаместественными вполнесоответствующимтому настроению, которое должно между нами господствовать в такой праздничный день, начать сегодняшнее заседание, которое и по постановлению Общества не должно носить будничного характера, воспоминанием о тех героях науки, которые дали нам хлеб духовный,

43

https://t.me/medicina_free

о тех деятелях, которые проложили по дебрям человеческого незнания широкие дороги, открытые ныне нашей научной работе?

Но, однако, не одною мыслью почтить великую память признательным словом, быть может, оправдается перед вами та смелость, которую я на себя взял, решившись занять сегодня ваше внимание одною из страниц медицинского прошлого.

Я думаю, вы согласитесь с тем, что между нами, врачами, изучение истории медицины находится в слишком большом и, нужно сказать, совершенно несправедливом пренебрежении. А между тем, как часто могло бы оно предостеречь нас от ложного пути в наших научных изысканиях, в нашей общественной деятельности! Впрочем, далее об этом распространяться теперь не время и не место.

Не откажите же в вашем снисходительном внимании моей попытке оживить сегодня в вашей памяти образ одного из великих мужей, которые составляют красу и славу медицины, вспомнивши здесь жизнь и деятельность знаменитого Лаеннека, работы которого, в особенности для нас, терапевтов, полны до сих пор еще живого и непосредственного значения.

* * *

Рене Лаеннек родился во Франции, в городе Quimper, в 1781 году. Он происходил из семьи, которая насчитывала среди своих членов уже несколько незаурядных людей, отличившихся на общественном поприще. Отец Лаеннека был талантливый и образованный человек, не без успеха занимавшийся литературой; обладая многочисленной семьей и рано овдовев, он передал маленького Рене на попечение своего брата, выдающегося врача в городе Нанте, и таким образом сам

имел мало влияния на дальнейшее развитие сына.

Занимая в своем городе видное положение, стоя близко к университету и будучи главным врачом большого госпиталя, умный и начитанный дядя молодого Лаеннека мог бы для него явиться прекрасным руководителем и наставником. Но детство и юность Рене Лаеннека совпали с самыми беспокойными и бурными годами общественной жизни Франции. Увлеченный революционным движением, дядя Лаеннека мог посвящать лишь редкие минуты воспитанию своего племянника. С другой стороны, вследствие развившихся междоусобий и вспыхнувших войн продолжительное время закрыты были все школы.

Таким образом, юный Лаеннек был лишен возможности получить правильное начальное образование.

44

https://t.me/medicina_free

В то же время в Нанте, который отчасти служил центром военных действий, было открыто несколько новых больниц для войска. Сопутствуя своему воспитателю как при посещении частных больниц, так

ивоенных госпиталей, юный Лаеннек скоро пристрастился к медицине

ибылпричисленвкачествеученика-интернакоднойизбольниц.Тамза- нятия его шли с таким успехом, что ему в одном случае даже было поручено сопровождать войска в качестве самостоятельного врача.

Лаеннеку было всего 19 лет, когда он в 1800 году покинул Нант и переселился в Париж, чтобы вполне отдаться изучению медицины. В Париже, преследуя занятия, которые должны были вести его к избранной цели, он предался параллельно с ними усердному изучению древних языков. Он выучил греческий язык, а латинский усвоил себе в таком совершенстве, что впоследствии свободно и красиво писал на нем. Увлеченный этими филологическими занятиями, одно время он даже предпринял исследование кельтийского наречия.

Однако изучение древних языков не помешало Лаеннеку

в1801 году на конкурсе получить первые премии по медицине и хирургии.

В1802 году Лаеннек уже напечатал самостоятельную работу «О воспалении брюшины». В этой работе он излагал патологоанатомические явления, развивающиеся при перитоните.

После этой работы скоро последовали другие, из которых одна заключала в себе описание оболочки печени, другая – изложение способа препаровки оболочки, выстилающей боковые желудочки головного мозга.

В1804 году Лаеннек выступил с двумя диссертациями, посвященными Гиппократу. В одной из них, написанной на латинском языке, он высказывается за ту возможность, что имя Гиппократа является именем собирательным, обозначающим не одну личность, а целый ряд их, и что творения Гиппократа, в сущности, представляют собрание работ целого ряда исследователей. В другой диссертации, изложенной на французском языке, он подвергал подробному разбору само учение Гиппократа.

Втом же году при медицинской школе в Париже учреждено было научное общество под названием Société de I’Ecole. В состав этого общества вошли все 28 преподавателей медицинской школы; рядом

сэтими членами в состав общества вошел ряд младших членов-адъ- юнктов, принимавших непосредственное участие в разработке различных научных вопросов, которые возникали в среде общества;

вчисло этих младших членов был зачислен и 23 летний Лаеннек. В этом обществе, в год его основания, Лаеннеком была доложена работа под заглавием «О пузырчатых глистах, и о болезнях, которые ими вызываются».

45

https://t.me/medicina_free

Через два года основывается анатомическое общество, и Лаеннек также становится его деятельным членом, а впоследствии и председателем.

Вэтих двух обществах он делает целый ряд сообщений, а в медицинском журнале, издаваемом Corvisart, Leroux и Boyer, он помещает целый ряд статей, которые вполне характеризуют и занятия его, и научное его направление.

Он впервые описывает меланотические злокачественные новообразования; затем энцефалоид, который он отличает от скирра; дает первое анатомическое описание цирроза печени; делает сообщения об органических изменениях двухстворчатого клапана сердца; о неописанных до него некоторых кишечных паразитах; об аневризме аорты; о лихорадке, вызываемой кишечными паразитами; о неописанном еще виде герний, о грудной жабе; печатает обзоры и критические статьи, как, например, Mémoire sur l’anatomie pathologique; Exposition du système du D-r Gall и т.д. Наконец, в 1812 году он помещает несколько обширных статей в большом медицинском словаре, к составлению которого был призван цвет представителей тогдашней медицинской науки.

Вся эта кипучая научная деятельность течет параллельно с деятельностью преподавательской: он ведет все эти годы систематические курсы патологической анатомии параллельно с другим молодым врачом, стяжавшим себе впоследствии также всемирную славу,

сDupuytren’ом. Однородность их занятий подала даже повод к возникновению между ними спора о приоритете касательно некоторых наблюдений, – спор, который впоследствии был разрешен в пользу Лаеннека.

Все перечисленные работы, участие в занятиях различных ученых обществ, талантливая преподавательская деятельность уже сделали Лаеннека известным в парижском медицинском кругу, но начало всемирной славы Лаеннека наступило в 1816 году: в этом году он открыл аускультацию.

Вот как рассказывает сам Лаеннек о том, что послужило поводом к его открытию.

В1816 году ему привелось подавать врачебный совет молодой женщине, представлявшей общие функциональные симптомы сердечного заболевания. Лаеннек применил для распознавания болезни все те физические методы, которыми в то время владели врачи, т.е. пальпацию области сердца и Avenbrugger’овскую перкуссию. Но эти методы не дали желательных указаний. Тогда Лаеннек вспомнил, что иногда товарищ его, Bayle, и он сам прикладывали ухо к области сердца, чтобы выслушивать тоны его в случаях, когда не удавалось осязать

46

https://t.me/medicina_free

сердечного толчка. Лета и пол больной препятствовали благовоспитанному Лаеннеку применить в данном случае этот простой способ. Тогда Лаеннек вспомнил известный физический закон о проводимости звуков плотными телами. Он взял попавшуюся ему под руку тетрадь бумаги, плотно свернул ее в трубку и приложил один конец к области сердца, а другой – к своему уху. «Я был настолько же удивлен, насколько обрадован, – говорит Лаеннек, – когда я при таком способе услыхал тоны сердца гораздо яснее и отчетливее, чем это удавалось непосредственным приложением уха к области сердца».

Во всяком другом, обыденном человеке такой мелкий факт, вероятно, кроме приятного удивления, ничего другого бы и не вызвал. Но тут то и сказалась та особенность умственного склада Лаеннека, которая из него сделала одного из величайших наблюдателей прошлого столетия, именно способность не только улавливать мельчайшие явления, ускользающие от внимания других, но и быстро оценивать все значение таких явлений. Для гениального Лаеннека в простом, рассказанном выше наблюдении было целое откровение.

«Я тогда же подумал, – продолжает он дальше свое повествование, – что этот способ мог собой представить полезный метод исследования, приложимый не только к изучению биения сердца, но и всех тех движений, которые могут производить звуковые явления в грудной полости, а стало быть, к исследованию дыхания, голоса, хрипов, движения жидкости, скопившейся в плевре или брюшине».

Руководствуясь такою мыслью, Лаеннек тотчас же начал ряд наблюдений в больнице Necker’a, где он был врачом.

Три года подряд он разрабатывал свой новый метод исследования.

Средкою наблюдательностью, с необыкновенным терпением,

снеслабеющей энергией он исследует больных, изучает малейшие явления, которые обнаруживает ему стетоскоп, производит вскрытия, сверяет данные аутопсии с клиническими явлениями и доводит метод аускультации до поражающего совершенства. Этими исследованиями, все глубже втягиваясь в изучение болезней грудной полости, он разом почти создает диагностику, клиническую и анатомическую патологию дыхательных органов.

Результатом этой могучей поры научной деятельности Лаеннека явился его знаменитый Traité de l’auscultation mediate et des maladies des poumons et du coeur – Руководство к вооруженной аускультации и к болезням легких и сердца, – изданный в 1819 году.

Успех этой книги был огромный, она была переведена на несколько языков, и слава Лаеннека быстро распространилась по всей Европе.

Но – увы! Вместе со славой стучалась в дверь другая непрошенная и страшная гостья.

47

https://t.me/medicina_free

Лаеннек страдал чахоткой. Увлеченный своими исследованиями, он забыл о своем здоровье. Каково бы ни было его состояние, невзирая на лихорадку, на слабость покидающих его сил, во всякую погоду Лаеннек спешил в душные больничные палаты, в анатомический театр, к больному, всюду, где только представлялся случай расширить свои наблюдения, беззаботный о себе, но счастливый каждым новым наблюдением, каждым новым открытием, своим служением науке.

В1819 году он издал свое «Руководство», в 1820 году – совершенно больной, он должен был покинуть Париж.

Два года провел он вдали от столицы; казалось, силы его восстановились, болезнь на время затихла, и вот он снова рвется к своим любимым занятиям. В Париже его ждали и почести, и слава. Он занимает профессорскую кафедру в Collége de France, он становится врачом герцогини Беррийской, он избран членом медицинской академии, наконец, в преобразованном при его же участии парижском медицинском факультете он занимает прославленную Corvisart’ом кафедру клинической медицины, на его блестящих лекциях толпятся ученики, стекавшиеся из всех стран: из Англии, Италии, Германии, России, Америки.

Вто же время жажда трудиться на пользу науки не покидает его, он коренным образом перерабатывает свое «Руководство к аускультации», исправляя и пополняя его на основании новых исследований

инаблюдений.

Но все это лишь последние лучи заходящего светила.

Болезнь нещадно творит свое разрушительное дело, и вся духовная мощь Лаеннека не может противостоять ее тлетворному влиянию и должна уступить в неравной борьбе. Здоровье его окончательно разрушено. В 1826 году, 45 лет от роду, он снова покидает Париж, уезжает в свою родную Бретань, где 21 августа того же года умирает от туберкулеза легких.

Так протекла жизнь Лаеннека, жизнь, правда, не богатая внешними событиями, но полная глубокого общественного смысла, высокого научного значения, великой пользы для страждущего человечества.

* * *

Как видно из приведенного краткого биографического очерка, научные занятия Лаеннека в первой половине его медицинской деятельности сосредоточиваются, главным образом, на изучении патологической анатомии.

Перечисляя эти работы, мы уже попутно указывали на одну из их особенностей, именно на ту, что большинство их посвящено но-

48

https://t.me/medicina_free

вым, не описанным и не изученным до Лаеннека патологическим явлениям.

В этом сказывалась особенная черта дарования Лаеннека: подробное изучение наблюдаемых явлений до мельчайших их подробностей, точные и мастерские описания, которыми отличаются его патологоанатомические работы, – все это не было для него бесцельною мелочностью, бездушным педантизмом; нет, терпеливый анализ, которому он подвергал изучаемый предмет, служил ему путем к изысканию и открытию новых биологических явлений.

Однако этими работами, какмы дальше будем иметь случай ещераз убедиться, не исчерпывалась деятельность Лаеннека как патологоанатома. Мы помним, что рядом с ними шла преподавательская деятельность Лаеннека. Он читал полный курс патологической анатомии, апреподавать в то время этот предмет втаком объеме значило его творить.

Сохранилась неизданная рукопись полного руководства патологической анатомии, составленного Лаеннеком на основании собственных исследований и курсов, читанных им в медицинской школе и в Collége de France.

Из двух начальных глав этого руководства, изданных в 1884 году профессором Cornil, можно, с одной стороны, составить себе представление о том, какою большою эрудицией обладал Лаеннек, а с другой – убедиться, что ум его не только был способен к тонкой наблюдательности, но что ему также были доступны трезвые обобщения и умение в отдельных явлениях улавливать общие законы.

Уже то обстоятельство, что Лаеннек не ограничивался исследованием отдельных вопросов патологической анатомии, а охватил в своем изучении весь предмет, составляло огромный успех сравнительно с тем, что делалось до него.

Как известно, знаменитый Bichat в первых годах прошлого столетия положил начало так называемой общей анатомии, разросшейся потом в нашу гистологию.

Он первый усмотрел, что жизнь отдельных органов распадается на функции отдельных тканей, входящих в их состав; что одна и та же ткань может входить в строение различных органов, что ткани эти физиологически и патологически живут до известной степени самостоятельной жизнью.

Умерши на 32 м году жизни, Bichat не успел создать на этих новых основаниях все то величественное здание, которое возносилось перед его научным воображением и которое обрисовалось в следующих словах: Similis organorum textura: similis functio: similis morbi: similis morborum exitus: similis therapia (если строение органов одинаково,

то им присуща та же функция, те же болезни, тот же исход болезни, то же лечение).

49

https://t.me/medicina_free

Однако в последний год своей жизни он всеже нашел время прочесть курс патологической анатомии, вкотором он пытался объединить разно– образныепатологическиенаблюдениявболеестройноеучениеигдеонделил все патологические процессы напроцессы общие, т.е. могущие встречаться в разных частях тела (сюда он относил лишь воспаление искирр), и процессы частные, т.е. свойственные лишь темили другим органам.

Лаеннек пошел по этому направлению дальше. В первой части своего курса патологической анатомии, части, которую он называет «учением об общей патологической анатомии», он описал: изменения строения тканей, изменения формы, изменения питания, изменения положения, нарушения, вызванные присутствием посторонних тел, в том числе паразитов.

Во второй части он разбирал патологические процессы по отдельным системам органов, причем в каждом отделе следовал такому порядку: сперва описывал патологические процессы, свойственные отдельным тканям, входящим в строение органа; затем процессы, поражающие весь орган в целом, не упоминая, впрочем, обо всем том, что уже изучено было в первой части.

Такая систематизированная, обобщенная патологическая анатомия не была известна XVIII веку; она была создана впервые трудами французской медицинской школы начала XIX века.

Вэтом создании Лаеннек принял огромное и решающее участие,

иBouillaud мог по всей справедливости назвать его «le Bichat de l’anatomie pathologique», указывая этим на то, что Лаеннек сделал для патологической анатомии то, что Bichat – для нормальной.

Как указано уже выше, научные работы, о которых мы только что говорили, дали имени Лаеннека почетную известность, но слава его основана, главным образом, на том усовершенствовании методов исследования, которым он обогатил медицину, открывши аускультацию, и на том, можно сказать, гениальном сочетании прижизненного исследования больного с анатомическим изучением органов после смерти, путем которого он с поразительною точностью сумел разобраться в различных патологических процессах дыхательных органов.

Все то, к чему привела его трехлетняя разработка аускультации

ипродолжительное клиническое и патологоанатомическое исследование органов груди, как мы уже знаем, Лаеннек изложил в своем

Traité de l’auscultation mediate et des maladies des poumons et du coeur.

Руководство это распадается на четыре части. В первой изложены методы исследования дыхательных органов. Вторая посвящена подробному клиническому и патологоанатомическому описанию болезней этих органов и их лечению. В третьей и четвертой части в таком же порядке разработаны болезни сердца и сосудов.

50

https://t.me/medicina_free