Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / История медицины / Gritsak_Populyarnaya_istoria_meditsiny.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
5.14 Mб
Скачать

Из переписки с графом И. И. Шуваловым, с которым Ломоносов долгое время сохранял дружеские отношения, видна работа ученого по составлению проекта высшего учебного заведения в Москве. «К великой моей радости я уверился, что объявленное словесно предприятие, подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе нашего отечества. …Ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, то весьма справедливо. Профессоров в полном университете меньше 12 быть не может в факультетах Философском (6), Юридическом (3), Медицинском (3). В последнем должны быть доктора и профессора химии, анатомии и натуральной истории для изучения минералов, трав и животных. А чтобы академики в потребных вещах недостатка не имели, то надлежит библиотека и натуральных вещей камора (кабинет минералов). Без живописца и гравировального мастера обойтись невозможно будет, потому как издания, которые в науках чинится будут, ежели их сохранять и публиковать, должны рисованы и градированы быть. При университете должна быть гимназия, без которой университет, как пашня без семян» (Ломоносов, июль 1754 года).

В одном из писем содержались советы по наилучшему порядку обучения и организации классов. Ломоносов предлагал все дисциплины разделить на три класса по наукам математическим и «которые от оных зависят»; физическим; гуманитарным или «гуманиоре», включавшим в себя историю и право. На втором курсе предполагалось преподавать по петербургскому подобию: физику, анатомию, химию и ботанику. Ученый рекомендовал, кроме профессоров, принять секретаря, «который все, что в академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит». Своеобразным пророчеством великого естествоиспытателя предстала «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны», написанная Ломоносовым в 1747 году:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Ньютонов

Российская земля рождать.

Спустя 10 лет после основания учреждения в качестве преподавателя теоретической медицины Московского университета приступил к работе профессор Семен Герасимович Зыбелин (1735–1802 годы). Получив диплом доктора философии в Первопрестольной, молодой ученый несколько месяцев работал и учился под руководством Ломоносова в Петербургской академии, а затем уехал на стажировку в Лейден.

_Московский_университет_в_середине_XIX_века_

В 1764 году он получил степень доктора медицины, вернулся на родину и начал читать курс физиологии и патологии с общей терапией в Московском университете. Лекции Зыбелина пользовались огромной популярностью, потому что впервые читались на русском языке. «Многие причины преждевременной гибели человечества находятся в двух источниках — физическом и политическом», — утверждал профессор в то время, когда занимался тяжелыми проблемами предотвращения эпидемий, детской смертности, гигиены и санитарии.

Присваивать ученые степени дозволялось ранее только Медицинской коллегии. В 1791 году это право получил Московский университет. Первым русским диссертантом, защитившимся в его стенах, стал выпускник Ф. И. Барсук-Моисеев (1786–1811 годы). Почти одновременно со степенью доктора медицины молодой ученый получил звание профессора и должность преподавателя в alma mater. Со второй половины XIX века доктора медицины отличались специальным серебряным знаком, носившимся на правой стороне груди, ниже всех наград. В феврале 1897 года был утвержден лекарский знак, также

изготовленный из серебра, а докторский с того времени делался из золота.

_Нагрудный_знак_доктора_медицины_

К окончанию правления Екатерины II в России действовали два высших медицинских учебных заведения. На медицинском факультете Московского университета отдавалось преимущество вопросам общей патологии, терапии и физиологии. Медико-хирургическая академия в Петербурге готовила высококлассных врачей на основе углубленного изучения анатомии, топографической анатомии и хирургии. В течение 50 лет открылись еще 6 университетов в разных городах страны, включившие в свой состав медицинские факультеты. В 1802 году начал работу университет в Дерпте (Тарту), затем в Вильно (1803), Казани

(1804), Харькове (1805), Киеве (1841).

Впервые годы после создания российские университеты действовали на основании собственных уставов, разработанных по европейскому образцу и предусматривавших демократичность внутренних порядков. Наряду с выборами ректора, деканов и преподавателей, студентом позволялось высказывать недовольства по поводу всего, что относилось к учебе.

Вначале XIX века университеты были центрами свободомыслия и самых передовых идей. Постепенно накапливавшееся недовольство властей вылилось в ряд репрессивных мер, первой из которых была ревизия Казанского университета в 1820 году. Проводивший проверку попечитель округа М. Магницкий вскрыл множество «неблаговидных фактов», традиционно начав с анатомирования. С гневом восприняв «безобразия, творившиеся в морге», он запретил аутопсии, приказал закрыть анатомические театр и музей. Все трупы, а также отдельные препараты были отпеты и похоронены по христианскому обряду. При Николае I университеты подчинялись новому уставу, отменившему

автономию. Кроме того, управление высшими учебными заведениями передавалось попечителям, в свою очередь подчинявшимся царскому правительству. С отменой крепостного права в 1863 году независимость университетов была восстановлена и вновь отменена через 20 лет.

_Юбилейная_медаль_I_Московского_медицинского_института_

По воле императора Александра II с 1869 года высшее образование стало доступно женщинам. Первые высшие женские курсы, где готовили врачей и учителей, были открыты в Санкт-Петербурге (Аларчинские) и в Москве (Лубянские). Самые знаменитые Бестужевские курсы действовали в Санкт-Петербурге с 1878 года. Учебное заведение называлось по имени главы — прославленного историка К. Н. Бестужева-Рюмина. Не менее известны московские женские курсы профессора В. И. Герье, основанные в 1872 году. Высшие учебные заведения для женщин принимали слушательниц до 1917 года, не прерывая работу во время войн и народных волнений.

Несмотря на высокий уровень подготовки, женские курсы решали вопрос образования лишь отчасти, потому как выпускницы имели статус лекаря. Университеты, степень доктора медицины и научная деятельность стали доступны женщинам только в XX веке. В царское время это не удавалось почти никому, хотя желающих было достаточно. Известно, что дамам разрешалось присутствовать на лекциях В. Грубера, С. Боткина, И. Сеченова. Немногие профессора позволяли женщинам посещать занятия в клиниках, привлекали их к научной работе. Однако подобная практика существовала полулегально, а ученица не имела права называться врачом.

Первой русской женщиной-доктором с университетским образованием стала Надежда Прокофьевна Суслова (1843–1918 годы). Три года обучения в университете Цюриха, успешная защита диссертации