Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гpycce Р. Импepия Лeвaнта. Дpeвняя зeмля тлeющего кoнфликтa мeжду Bостоком и Зaпадом.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
5.69 Mб
Скачать

Глава 5. Латинская гегемония в греческих морях

1. Четвертый крестовый поход

События, предшествовавшие Четвертому крестовому походу

При перечислении крестовых походов мы намеренно опустили Четвертый. Сделано это потому, что он, в отличие от прочих, был направлен не против мусульман, а против христианского государства, Византийской империи, и его результаты затронули не исламский, а греческий мир.

Несмотря на недолгие периоды согласия и даже союза, отношения между Византией и «франками» никогда не были теплыми. У крестоносцев уже давно возникло искушение отомстить византийцам за недоверие и тайную враждебность. Разве не были византийцы схизматиками? Разве не следовало прежде, чем отвоевывать Гроб Господень, вернуть их к истинной римской вере? Враждебность между византийцами и франками еще более усилилась в результате их контактов во время крестовых походов. Уже во время Первого, в январе 1097 г., воины Годфруа де Буйона имели под стенами Константинополя довольно серьезные стычки с солдатами императора Алексея Комнина. В октябре 1107 г. князь Антиохийский Боэмунд Тарентский, разъяренный противодействием византийской политики его попыткам закрепиться в Сирии, совершил из Италии высадку в Эпире и осадил Дураццо, крупную византийскую крепость на Адриатике, но в сентябре 1108 г. был взят перед нею в плен императором Алексеем Комнином, и латинское завоевание Романии пришлось отложить. В 1147 г., во время прохождения сил Второго крестового похода через Босфор, германский император Конрад III, раздраженный недоброжелательностью византийцев, на мгновение задумался о возможности штурма Константинополя. В том же самом 1147 г. нормандский король Сицилии Рожер II направил свой флот с десантным корпусом разорить Эвбею и Аттику, разграбить Фивы и Коринф. В 1185 г. другой нормандский

король Сицилии, Гульельмо II, послал против Византийской империи более значительную армию, которая, высадившись в Дураццо (июнь 1185 г.), двинулась на Фессалоники (Салоники), которые взяла (август 1185 г.). Нормандцы приближались к Константинополю, где Гульельмо II намеревался венчаться короной василевсов как основатель Латинской Восточной империи (идея, как мы видим, витала в воздухе), но 7 сентября 1185 г. при Деметице (Демирхиссаре) в Македонии нормандское войско было разбито византийцами и сброшено в море. Наконец, в ходе Третьего крестового похода, в 1189–1190 гг., император Фридрих Барбаросса нашел в царствующем василевсе Исааке Ангеле столько враждебности, что разграбил Адрианополь и, в свою очередь, задумался о возможности штурма Константинополя. Сегодня нам известно, что Исаак Ангел, подозревая крестоносцев в недобрых намерениях, заключил против них союз с Саладином.

Германский император Генрих VI, сын и преемник Барбароссы, к тому же ставший, благодаря браку с последней нормандской принцессой, королем Сицилии, решил покончить со старой враждой. Готовя в 1197 г. новый крестовый поход, он решил предварить его завоеванием Константинополя. Он заканчивал на Сицилии последние приготовления к погрузке войск на корабли, когда смерть нарушила его планы (28 сентября 1197 г.). Но идея нашла дорогу, и его брат Филипп Швабский, наследовавший ему в Германии (1197–1208), продолжал оставаться ее приверженцем. Представляется, что Филипп был одним из вдохновителей «поворота» Четвертого крестового похода на Византию.

Четвертый крестовый поход

Вопреки намерениям Генриха VI, папа Иннокентий III (1198–1216) оставался сторонником политики терпимости по отношению к византийцам. Он посвящал все свои усилия организации Четвертого крестового похода, единственной целью которого было возвращение Святой земли, захваченной мусульманами. Участвовать в этом походе, проповедуемом во Франции, в частности, Фульком из Нейи, решило большое количество сеньоров из Иль-де-Франса и Шампани, в числе прочих граф Луи де Блуа и Жоффруа де Виллардуэн, будущий

летописец похода (1199). Также крест принял граф Фландрский Бодуэн IX вместе со своим братом Анри д’Ангром, или Анри де Эно, и многими фландрскими сеньорами (1200). В апреле 1201 г. венецианцы обязались перевезти крестоносцев на Восток за плату в 85 тысяч марок. Было решено, что, по примеру короля Амори I, крестоносцы нападут на Египет — главную часть султаната Айюбидов.

Тем временем умер (май 1201 г.) граф Тибо III Шампанский, которого крестоносцы избрали своим вождем; его заменили на ломбардского принца, маркиза Бонифация (Бонифачо) Монферратского, брата прежнего короля Иерусалимского Конрада Монферратского.

Когда осенью 1202 г. крестоносцы собрались в Венеции для погрузки на корабли, они обнаружили, что не способны собрать сумму, обещанную венецианцам. Республика Святого Марка предложила им списать долг, если они помогут ей отвоевать у венгерского короля город Зару в Далмации. Крестоносцы согласились, дож Энрико Дандоло присоединился к ним, приняв крест вместе со многими венецианцами,

ивсе вместе они отплыли из Венеции в Зару (1 октября 1202 г.). Осада Зары продолжалась с 13 по 24 ноября и завершилась взятием города, вопреки возражениям и угрозам Иннокентия III, возмущенного тем, что крестоносцы повернули оружие против народа не просто христианского, но еще и принадлежащего к римской вере.

Атем временем Византийскую империю сотрясали дворцовые перевороты. Император Исаак II Ангел (1185–1195) был свергнут и ослеплен своим братом Алексеем III, захватившим трон (1195–1203). Но сын Исаака Алексей Молодой — впоследствии Алексей IV — сумел бежать из Константинополя и отправился к крестоносцам. В обмен на их помощь в восстановлении на престоле его отца, несчастного Исаака,

исвержение узурпатора Алексея III он, помимо выплаты крупной суммы, обещал им подчинить греческую церковь папству. Венецианцы, чьи коммерческие интересы только выиграли бы, если бы на константинопольский трон удалось посадить дружественного им монарха, убедили крестоносцев принять предложения молодого

Алексея (январь 1203 г.)[264]. Несмотря на возражения Иннокентия III против такого изменения маршрута похода, венецианский флот 24 мая повез крестоносцев с Корфу к Константинополю.

Пройдя через Дарданеллы, крестоносцы 26 июня 1203 г. прибыли в Скутари, напротив Константинополя. 6 июля они овладели Галатской

башней, затем начали осаду огромного города (11 июля). 17-го они начали его штурм. Вылазка защитников потерпела неудачу, после чего император Алексей III, бросив своих подданных, удрал. Тогда жители Константинополя вывели из тюрьмы ослепленного императора Исаака II и восстановили его на троне (18 июля). Его сын, молодой Алексей IV, ставленник крестоносцев, чей договор с ними привел к этой реставрации, сел на трон рядом с отцом как соправитель.

Тогда крестоносцы потребовали от своих протеже исполнения Зарского пакта: подчинения греческой церкви папству, выплаты вознаграждения в размере 200 тысяч марок серебром и отправки 10 тысяч византийских солдат для совместного с франками похода на Иерусалим. А пока продолжались трудные переговоры по всем пунктами, крестоносцы расположились в Галате. Отношения между ними и греками очень быстро испортились. Множились взаимные претензии. Загнанные в угол, Исаак и Алексей IV никак не могли собрать требуемую сумму. Однако их снисходительность по отношению к крестоносцам больно задела византийский патриотизм, и они были свергнуты в пользу представителя антилатинской партии Алексея Дуки по прозвищу Мурзуфл (Насупленный), ставшего императором Алексеем V (28–29 февраля 1204 г.).

Крестоносцам пришлось начинать вторую осаду Константинополя. Но прежде они заключили между собой — между венецианцами и баронами — соглашения о возможном последующем разделе империи (март 1204 г.). Было условлено, что коллегия, образованная из шести баронов и шести венецианцев, изберет императора, который получит четверть территорий империи, другая четверть отойдет Венеции, а оставшаяся половина — баронам.

Штурм Константинополя с суши и с моря начался 9 апреля. 12 апреля, в результате яростного приступа, крестоносцы ворвались в город. На следующий день Мурзуфл бежал, и они больше не встречали сопротивления. Бонифаций Монферратский занял императорский дворец Буколеон (Bouche-de-lion — «Львиная пасть»), а Анри де Эно — Влахернский дворец.

За захватом Константинополя последовал жуткий грабеж, который в этом городе, бывшем как бы кладовой сокровищ грекоримской Античности, привел к непоправимым потерям предметов искусства. Виллардуэн пишет (§ 250): «Добыча была столь велика, что