Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Подростковая ложь.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
20.11.2020
Размер:
305.53 Кб
Скачать

Глава I. Теоретическое исследование подростковой лжи

1.1. Теоретические представления о лжи

Ложь – это передача ложной информации, целью которого выступает введение в заблуждение кого-либо. В.В. Знаков, в свою очередь, определяет ложь как предварительно обдуманное, осознанное сообщение информации, отличающейся от истины1.

В повседневном общении слова «обман» и «ложь» мы часто воспринимаем как понятия, имеющие одинаковое значение. Однако, некоторые ученые предлагают различать эти понятия, несмотря на сложности, которые при этом возникают. Ко лжи они относят такие утверждения, которые намеренно вводят собеседника в заблуждение, такие сообщения могут передаваться устно или письменно2. А обман, в свою очередь, выступает как феномен, который, вероятно, связан со всеми тремя сторонами общения, которые традиционно выделяются: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. В этом случае логично определения обмана в общении как намеренного введения в заблуждение партнера с использованием особенностей обмена информацией, закономерностей восприятия и взаимопонимания, а также механизмов взаимодействия в процессе общения. По сути, обман – это такое общение, целью которого является введение в заблуждение реципиента. Ложь и обман в этом смысле соотносятся друг к другу, как часть и целое3 . Замалчивание или сокрытие фактов (информации) также относятся к формам обмана.

Проанализировав труда ученых, классифицируем виды и формы лжи:

– искажение реальной информации. По мнению И. Вагина, это то, что мы привыкли называть ложью (с этой ложью мы встречаемся каждый день, и именно она является наиболее опасной и ложной). Суть искажения заключается в том, что нам вместо реальной информации подают ложную, выдавая ее за правду, вводя, таким образом, нас в заблуждение1;

– замалчивание или сокрытие реальной информации. В качестве примера приведем две ситуации. Это, скажем, случай, когда врач не сообщает пациенту, что тот смертельно болен, а также ситуация, когда человек не считает нужным рассказать жене, что обеденные часы работы проведет в квартире подруги. В таких случаях, как правило, освещают только часть информации2;

– правдивое информирование как обман. Собеседник сообщает правду, однако другом кажется, что ему врут, поэтому и не принимает правдивой информации;

– особая ложь. Речь идет о случаях, когда человек прибегает ко лжи подсознательно, не понимая, зачем и почему. Чаще всего такой человек не примеряет к себе роль лжеца, поскольку сам верит в то, что говорит, в конце концов, и признаков лжи в его разговоре не заметно. Он а пытается поразить окружающих, поэтому и прибегает к преувеличения реальных фактов, историй, произошли не непосредственно с ним и тому подобное. Часто такого лжеца выдает именно то, что впоследствии, забыв, что он говорил по тому или иному поводу, он рассказывает совершенно другое, то есть сам себе противоречит3

Существует неоднозначность в подходах исследователей к пониманию детской лжи и обмана. Согласно позиции сторонников биологизаторского направлении, такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. А если и признается влияние среды, то – как фактор, замедляющий или ускоряет развитие качеств, которые даны подростку от рождения. В то же время, есть другая точка зрения, которая говорит о том, что ложь – это явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное1.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и поведенческой нейробиологии в Школе Университета штата Алабама в Бирмингеме Чарльз В. Форд2 считает, что люди не рождаются лжецами. Он утверждает, что человек учится врать опытным путем. Понятие правды и лжи непременно переплетаются, каждое из них требует присутствия другого, потому что невозможно лгать, не зная правды. Для того чтобы обмануть кого-то необходима некоторая способность к адекватной оценке реальности, а также достаточно развитые умственные процессы, позволяющие отличать внутренний мир от внешнего и иметь представление о чужих убеждениях.

Ребенок не способен ни лгать, ни говорить правду, пока не достигнет определенного уровня зрелости в когнитивных процессах. Так как обман является преднамеренной попыткой внушить кому-то другому ошибочное убеждение, ребенок не может этого сделать минимум до 3,5 лет, так как считается, что к этому возрасту у нее отсутствует представление о сознании другого (что противоречит детском нарциссизма). После 4-5 лет понимание лжи делается более четким, и ребенок начинает лучше отличать окружающую реальность от вымысла.

Однако элементы обманного поведения можно наблюдать даже у детей в очень раннем возрасте. Младенцы, достигнув шестимесячного возраста, узнают, что их поведение вызывает у мамы определенную реакцию, – и тут же начинают использовать это в свою пользу. Малыши начинают плакать, когда для этого нет причин, чтобы просто привлечь к себе внимание. При этом делают паузу, чтобы убедиться, в том, что мама спешит на помощь. Или же они изображают на лице кажущееся улыбку, поскольку видят, что это доставляет удовольствие взрослым, которые находятся с ними рядом3.

В своей книге А. Майер, приводя в пример слова руководителя кафедры психологии из университета Портсмута в Великобритании Вазудеви Редди, говорит о том, что ложь в раннем возрасте не нужно интерпретировать как доказательство того, что люди нечестные по самой своей природе. По ее словам, обман – это просто один из способов, используя который младенцы учатся взаимодействовать с окружающим миром социально и эмоционально прежде, чем они начинают говорить.

Некоторые исследователи утверждают, что ложь – неотъемлемая часть психического развития подростка. Ложь становится важным механизмом, с помощью которого ребенок определяет границы собственного «я» и устанавливает свою автономию. Кроме этого происходит процесс разрушения идеализации родителей и развенчание родительского всеведение, что играет важную роль в установлении индивидуальных механизмов самоконтроля и самодисциплины подростка.

Ж. Пиаже1, который исследовал склонность детей ко лжи как естественную тенденцию, такую спонтанную и универсальную, что мы можем рассматривать ее как неотъемлемую часть эгоцентризма подростка. Ученый установил, что маленькие дети (около 6 лет) понимают разницу между преднамеренным обманом и невольной ошибкой, но не разделяют их, считая и то и другое ложью. Примерно в 8 лет дети перестают считать такие ошибки ложью, но ясно понимать под ложью сознательно неверный выражение ребенок начинает не раньше 10 лет. Также при оценке лжи маленькие дети часто учитывают ее последствия: ложь плохая, потому что за нее наказывают. Это же подтвердилось в исследованиях Виммера и его коллег, они установили, что маленькие дети объясняют запрет обманывать карательными санкциями власти, а дети рассматривают этот запрет с моральной точки зрения.

Во многих исследованиях поднимается вопрос о том, что с возрастом меняется частота лжи. Точки зрения ученых на этот счет не совпадают. Некоторые из них установили снижение лжи по мере взросления детей. Но это совсем не обязательно может говорить о том, что взрослея, дети становятся честнее. Ведь существуют эксперименты, которые показывают, что по мере взросления дети не становятся более правдивыми – они просто совершенствуют свою ложь1. Большинство отмечало, что среди детей любого возраста лжецы составляют меньшинство. Интересно и такое наблюдение: среди детей любого возраста – от младшего до подросткового – количество тех, кто часто врет, остается неизменным. Их число невелико – около 5%. Это те дети, которые составляют группу риска.

Одна из важнейших задач человеческого развития – сепарация-индивидуация – тесно связана с ложью. В связи с этим выделяют ложь с целью сохранения ощущения независимости. Обманывая родителей, дети осознают, что взрослые не могут контролировать их (детское) мышления. Позже люди, которые резко реагируют на контроль и вмешательство в свою жизнь, могут прибегнуть ко лжи, как способа поддержать ощущение собственной независимости.

Другой формой достижения чувство превосходства, которая также наблюдается у детей, может быть ложь с целью – почувствовать власть. Ведь, как известно, человек, обладающий большим количеством информации (знаний), обычно имеет большую власть над ситуацией и людьми. Если информация связана с властью, то одним из способов воздействия на чужую власть является ее ослабления путем дезинформации или сохранения собственной информации в тайне. Таким образом, дети зачастую пытаются испытывать родительскую власть на прочность.

Часто в детской среде можно наблюдать такое явление как розыгрыш. Они бывают забавными для тех, кто их устраивает, но отнюдь не веселыми для их жертв. В отличие от всего чистого юмора, розыгрыши часто содержат в себе скрытую агрессию и враждебность под видом шутки. Удовольствие для подростка оказывается связанным с чувством власти, мастерства и преимущества.

Подытоживая, можно привести ряд основных мотивов, побуждающих детей ко лжи, которые Душина Е. А. выделила в своей диссертации1:

а) защита себя от наказания;

б) защиту других;

в) стремление получить что-нибудь для себя;

г) стремление унизить другого .

Выделяется три стадии, на которых происходит развитие лжи у:

1) еще нет различий между субъективными и объективными представлениями. На этой стадии возникает отличие правды от лжи;

2) появляется различие между субъективными и объективными представлениями, но нет разницы в их оценке. Эта стадия связана с возникновением различия между добром и злом;

3) параллельно с чувством общности осознается этическая ценность правды. Именно на этой стадии и возникает собственно ложь через объединение и отнесения правды и добра к одной категории, а ложь и зло в другой2.

Социальное измерение личностного развития неизбежно направляет каждого к выбору разнообразных стратегий адаптации и взаимодействия с окружающими. Именно ко лжи, как защитному поведению, часто тяготеют представители различного возраста.

Итак, анализ научной литературы показывает, что ложь – это сложное социально-психологическое явление, которое недостаточно изучено. Ложь – это передача ложной информации, целью которого выступает введение в заблуждение кого-либо. Борьба с ней требует глубокого знания природы происхождения и развития ее важных и неотъемлемых составляющих.

Анализ научной литературы показывает, что ложь – это сложное социально-психологическое явление, которое недостаточно изучено. Борьба с ней требует глубокого знания природы ее происхождения и развития важных и неотъемлемых составляющих.

Ложь можно трактовать с точки зрения различных отраслей психологии. Можно рассматривать ложь в рамках общей психологии как составляющую человеческого поведения, что имеет свои психофизиологические механизмы; в пределах возрастной психологии, прослеживая источники и развитие лжи в онтогенезе; в рамках педагогической психологии, изучая ложь как продукт воспитания, – с одной стороны, какие факторы влияют на воспитание, – с другой. Прослеживая возрастную динамику развития правдивого и лживого поведения в детском возрасте в зависимости от сформированности компонентов нравственной сферы (знания моральных норм, моральная оценка, моральная регуляция) и операционно-познавательной структуры мышления можно говорить о том, что ложь как сознательное искажение действительности появляется во второй половине дошкольного возраста. Процесс развития самосознания начинается на наиболее ранних этапах онтогенеза и продолжается в течение всей жизни, имея на каждом этапе свою возрастную специфику.

Соседние файлы в предмете Общая психология