Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6.Фр.лит.17в.Корнель,Расин.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
94.72 Кб
Скачать

1, Б. Пер. Ю. Корнеева)

В данном случае Корнель отступает от ставшего строго обя­зательным в трагедии александрийского стиха (двенадцатислож­ный стих с парными рифмами и цезурой после 6 слога) и обраща­ется к более сложной, строфической форме с чередованием раз­ностопных строк и варьированным расположением рифм. Каждая строфа заканчивается именем Химены, образующим тематический центр всего монолога. Основной композиционный прием — анти­теза, выражающая борьбу в душе героя. Все эти приемы, обладают рационалистическим характером. Они вносят в трагедию струю лиризма и взволнованности, герои отличаются тонким психологизмом В целом все это было несвойственно стилю французской классической трагедии.

Убийство на поединке графа Гормаса переносит внутренний драматический

конфликт в душу Химены: теперь она, как некогда ее возлюбленный, оказывается перед таким же мучительным ре­шением проблемы чувства и долга. Она обязана отомстить за отца и потребовать казни Родриго, чтобы соблюсти долг чести и остаться достойной любимого:

Я в твердости с тобой обязана сравниться.

Достоин стал меня ты, кровь мою пролив;

Достойна стану я тебя, тебе отмстив.(Ш, 4, пер. Корнеева)

Этот симметрично выступающий в пьесе нравственный конф­ликт в обоих случаях решается в духе морально-философской концепции «свободной воли»— разумный долг торжествует над «неразумной» страстью. Внешне в своем поведении герои неукос­нительно следуют этому принципу. Но если бы Корнель ограни­чился внешним поведением, «Сид» вряд ли стал бы той эпохаль­ной пьесой, которая на два века определила тип и характер французской трагедии. Художественная правда ставит под со­мнение отвлеченную моральную схему. Для Корнеля долг родовой чести не способен уравновесить силу живого чувства двух любя­щих. Долг этот не является безусловно «разумным» началом — ведь источником конфликта послужило не противоборство двух равноправных высоких идей. Для образов характерна внутренняя война. Что предпочесть – долг или страсть? Родриго выбирает долг и убивает отца Химены на дуэли. Химена требует наказания. «Он дочь лишил отца, но долг отцу я возвращу». Этот же вопрос, что выбрать – долг или страсть, встает и перед Хименой. Она должно, по ее мнению покарать изменника. «Что скажут о тебе, прощающей врагу».

Выходом становятся внешние обстоятельства. На страну нападают мавры. И Родриго становится спасителем Родины. Он всеми принят, любим и если теперь его казнить – погибнет государство.

Таким образом, в этой пьесе, где важным конфликтом является конфликт между долгом и честью, писатель утверждает служение гражданским государственным идеалам, утверждает по словам Белинского «школу величия души». Герои Корнеля оказываются на высоте, выбирая верность долгу, разуму, государственным требованиям.

В «Сиде» имеются некоторые отступления от классицизма. «Долг», о котором идет речь—это не государственный долг, а принцип семейной чести, характер это долга сугубо личный. Торжество долга в пьесе не проведено последовательно. Герои все-таки отдают предпочтение страсти и женятся.

Что касается формы, то Корнель также позволяет себе некоторые вольности. Он отступает от правила трех единств: он расширил место действия, он выносит действие за пределы дворца. Он растягивает время действия. По пьесе это около 30 часов. А Пушкин отмечает, что Корнель нагромоздил событий на четыре месяца.

«Сид» был осужден «Французской Академией» и за отклонение от правил, и за дух своеволия. Было признано неправильным. Что Химена выходит замуж за убийцу своего отца.

Не принял пьесу и кардинал Ришелье. Ему казалось, что героизация феодальной рыцарской чести несвоевременна, а защита ее на поединке вступала в противоречие с запретом дуэлей, которые карались законом. Обращение к испанскому сюжету тоже не понравилось Ришелье. В тот момент Франция вела долгую и изнурительную войну с Испанией, а при дворе действовала «испанская партия» Анны Австрийской, которая была враждебна Ришелье.

В литературной среде «Сид» также не был принят по достоинству. Пьеса имела ошеломляющий успех. Рейтинг Корнеля, как бы мы сейчас сказали, вырос сразу. Он был на первом месте и собратья по перу ему этого не прощали. Пьеса подверглась злобной и несправедливой критике.

Но французские зрители не были согласны с Академией и успех пьесы был просто удивительный. Французы выразили свое восхищение пьесой тем, что в то время возникла поговорка: «Прекрасно, как «Сид».

Дискуссия о «Сиде» послужила поводом для четкой формулировки правил классической трагедии. Мнение Французской Академии о трагикомедии «Сид» стало одним из программных манифестов классической школы.

Под впечатлением столь суровой критики Корнель вернулся в Руан и думал даже отказаться от литературной деятельности. Однако через три года он опять появляется в Париже с новыми произведениями: «Гораций» и «Цинна». Подробно говорить об этих пьесах мы не будем. Отметим только тот факт, что пьеса «Гораций» гораздо больше отвечает требованиям классической поэтики, чем «Сид».

У Корнеля были свои определенные принципы, которых он придерживался в своем творчестве. Темой должны быть политические события большой государственной важности. Любовной теме должно быть отведено второстепенное место. Этот принцип Корнель последовательно проводил в большинстве своих пьес. Сюжет трагедии не должен быть правдоподобным, ибо она поднимается над повседневным, обыденным.

Популярность Корнеля за пределами Франции особенно выросла в 18 в., когда достижения французской классицистской литературы и театра воспринимались как образец для других национальных культур.

Жан Расин (1639-1699). Во второй половине17 в. важнейшим в области трагедий классицизма является творчество Расина. С его творчеством французская классическая трагедия вступает в период зрелости. По словам А. Франса Расин показал всемогущество страстей. Он более глубоко, чем Корнель заглянул во внутренний мир героев, исследовал механику страсти.

Он утверждал трагедию нового типа и отразил механизм развития человеческого чувства. Во второй половине 17 в. абсолютизм все больше утрачивает свои прогрессивные черты. Становилось очевидным как деспотизм монархов оказывается связанным с разрушительными страстями губительными для себя и окружающих.

Жан Расин родился в небольшом провинциальном городке Ферте-Милон в буржуазной семье. Представители его семьи занимали различные административные должности и такая же карьера ожидала Расина. Но его родители рано умерли и не оставили никакого состояния. С трехлетнего возраста он находился на попечении бабушки. Он получил превосходное образование. Этому способствовали тесные связи семь с янсенистской общиной.

Несколько слов о янсенизме. Идеи янсенизма сыграли важную роль в формировании духовного мира Расина. Янсенизм назван по имени его основоположника, голландского богослова Корнелия Янсения. Это религиозное течение в католицизме, выступавшее критически по отношению к некоторым его догмам. Центральной идеей янсенизма было учение о предопределении, «благодати», от которой зависит спасение души. Слабость и греховность человеческой натуры могут быть преодолены лишь при поддержке свыше, но для этого человек должен осознать их, бороться с ними. Таким образом, в учение янсенистов смирение перед божественным промыслом сочеталось с пафосом внутренней нравственной борьбы с пороком и страстями. Но роль и значение янсенизма не исчерпывалась религиозно-философской стороной. Янсенисты выступали с осуждением развращенных нравов высшего общества и в особенности растлевающей морали иезуитов. Центром янсенистской общины был женский монастырь Пор-Рояль в Париже.

Вернемся к Расину. Расин получил свое превосходное образование бесплатно в школе при Пор-Рояле, потом в янсенистском коллеже. Янсенисты были прекрасными педагогами. Они строили свое обучение на новых началах. Они обучали латыни, древнегреческому языку и литературе. Большое значение они придавали изучению родного языка. Ими была создано первая научная грамматика французского языка они обучали также риторике, основам поэтики, а также логики и философии.

Пребывание в коллеже имело важное значение для духовного развития Расина. Влияние философских и нравственных идей янсенизма мы находим почти во всех его трагедиях. Знание древнегреческой литературы во многом определило выбор сюжетов его произведений. Отметим, также, что личные дружеские отношения с некоторыми знатными учащимися коллежа ввели его в высшее общество. В дальнейшем эти связи сыграли большую роль в его литературной карьере.

Мы знаем, что герои Корнеля, выбирают высокий долг. Расин же показывает как страсти затмевают разум, делают человека жестоким, обнажают его порочность. Его основная проблематика – призыв к преодолению эгоистических страстей. В страсти Расин видит опасность для общества и ставит важнейшие нравственные проблемы.

Первое публичное литературное выступление Расина было успешным. В 1660 г. он написал по случаю бракосочетания короля оду «Нимфа Сены». Ода обратила на себя внимание влиятельных лиц и литераторов.

Его театральный дебют состоялся в 1664 г. Труппа Мольера поставила его трагедию «Фиваида, или братья-соперники». В основе сюжета лежит эпизод из греческой мифологии. Это история вражды сыновей царя Эдипа. Тема братьев-соперников (часто близнецов, как и у Расина) была популярна в драматургии. У Расина эта тема окружена зловещей атмосферой обреченности, идущей от древнего мифа с его мотивами «проклятого рода». Для развития сюжетной линии имеет значение и кровосмесительный брак родителей, и ненависть богов. В действие введены и более реальные силы—это вероломство дяди Креонта, который расчищает себе путь к престолу и использует для этого братоубийственную распрю.

Постановка второй трагедии вызвала скандал в театральной жизни Парижа. Трагедия «Александр Великий» была поставлена почти одновременно труппой Мольера и чуть позже на сцене первого театра Парижа—на сцене Бургундского отеля. Это считалось нарушением профессиональной этики. Произошел разрыв с Мольером. В дальнейшем Расин связан с Бургундским отелем достаточно длительный срок. А в театре Мольера не раз ставились пьесы, задевавшие Расина или сюжетно конкурировавшие с его трагедиями.

«Александр Великий» вызвал в критике большой резонанс. Расин отходит от мифологического сюжета и обращается к реальному историческому лицу. Его герой не столько политическая фигура, сколько типичный любовник в духе галантных романов 17 в., рыцарственный, учтивый и великодушный. Здесь выступают этические нормы новой эпохи, утратившие интерес к трагедиям Корнеля с их пафосом политической борьбы. На первое место выдвигается мир любовных переживаний. Расина упрекали в искажении образа Александра. Критикам не нравилась расстановка ролей и акценты в пьесе. Алексаддр был как бы вне конфликта, вне действия, достаточно пассивным. Самый активный персонаж—это его антагонист, индийский царь Пор. Проводили аналогию между Александром и Людовиком XIV. Не нравился и хеппи энд пьесы.

Лучшие его пьесы «Андромаха» и «Федра». В центре обеих женские персонажи. В «Андромахе», обращаясь к древнегреческому сюжету (Еврипид), он рассказывает о том, как античный царь Пирр любит плененную им Андромаху, жену убитого Гектора.

В трагедии четыре главных персонажа. Трое из них Пирр, его невеста Гермиона, а также влюбленный в нее Орест становятся жертвами своих стастей.

«От века не в ладу со здравым смыслом страсть».

И эти разрушающие страсти Пирра, Ореста, Гермионы несут смерть окружающим. В пьесе погибают все.

Андромаха – благородная чистая любящая женщина является нравственным антиподом клубку разрушительных страстей. Она стоит вне страстей. Но она оказывается втянутой в этот клубок. Пирр ставит ее в безвыходное положение. Он предоставляет ей выбор—стать его женой, в таком случае он оставляет в живых ее сына. Если она откажется, он убьет ее сына. Для нее все это неприемлемо. Она не может стать женой Пирра, т.к. она в таком случае предает погибшего от руки Пирра мужа и всю погибшую семью. Отказав Пирру, она принесет в жертву сына. Она решает пойти на обман. Она решает формально стать супругой Пирра, взяв с него клятву сохранить жизнь ее сыну и покончить с собой у алтаря. У Расина драматический конфликт выстроен парадоксально. Враги Андромахи внешне свободны и могущественны. Но их судьба зависит от того, какое решение примет пленница Андромаха. Получается так, что они несвободны в своем выборе, как и она. Это взаимная зависимость персонажей друг от друга придает напряженность действию. Решение Андромахи выйти замуж за Пирра влечет за собой другие действия персонажей. В порыве ревности Гермиона уговаривает Ореста убить Пирра. Что он и делает, в надежде купить такой ценой ее любовь. Но Гермиона не может пережить гибели Пирра и в отчаянии кончает с собой. Орест сходит с ума. Мы говорили о том, что в то время в трагедиях все было строго регламентировано. Персонажи должны быть помещены в что-то вроде рамки и действовать достаточно стереотипно. Так вот, герои трагедии постоянно нарушают этот стереотип. Пирр не просто разлюбил Гермиону. Он ведет с ней двойную игру. Цель этой игры—сломить сопротивление Андромахи. Гермиона прекрасно знает, что Пирр любит другую, но страстно желает стать его женой. Т.е. создается впечатление, что герои действуют вопреки разуму. Однако это не так. Разум сохраняет для Расина свое значение как нравственная норма. Один из самых значительных мыслителей Франции Паскаль говорил, что сила человеческого разума в осознании своей слабости. Эту идею и воплощает Расин в своей трагедии в художественной форме. Если сравнивать его с Корнелем, то считается, что в его произведениях психологический анализ более тонок. В трагедии имеется достаточно большое количество внешних событий. Но они не проходят перед зрителем скажем живьем. Они отражены в рассказах героев. Они важны как психологическая предпосылка их поведения. При всем богатстве содержания сюжет укладывается в рамки трех единств. Трагедия пользовалась большим успехом у зрителей. И, как это всегда бывает, ожесточенную полемику в литературных кругах.

Расин пишет также и комедии. Но они уступают, причем значительно, по силе своего воздействия его трагедиям.

«Федра»—самая знаменитая его трагедия. Первоисточник—это трагедия Еврипида «Ипполит». В предисловии к «Федре» Расин пишет «Страсти изображаются с единственной целью: показать какой хаос они порождают». По нравственной проблематике «Федра» близка к «Андромахе». Сила и слабость человека, преступная страсть и одновременно сознание своей вины предстают здесь в крайней форме. Федра – жена афинского короля Тесея. Она любит своего пасынка Ипполита. Она говорит: «Я преступлением не запятнала руки. Но сердце… сердце… В нем причина этой муки!..» «Мой ум безмолвствует, повелевает страсть».

В душе героини – столкновение нравственных побуждений с темными необузданными страстями (она понимает, что не может любить Ипполита). В пьесе показано, как в мире царят страсти, губительные для окружающих. В пьесе создан глубокий трагический женский характер. Федра мучительно борется с чувством, которое считает недостойным. С самого начала ее любовь несет на себе печать обреченности. Мотив смерти пронизывает всю трагедию.

Если Корнель утверждает героическую личность, акцентирует внимание на доблести, высоком мужестве, долге, то Расин показывает эгоистические проявления страстей монархов. У него характеры более человеческие. Но его герои ограничены узкими частными интересами. Так, драма классицизма характеризуется движением характеров очень своеобразным. И если у Корнеля короли делают акцент на общегосударственном интересе, принося сердце в жертву долгу, то в конце 17 в. жертвуют долгом во имя страсти.